Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
«Зимушка-зима»
воспитателя Пуленец Любови Федоровны
2012-2013 учебный год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
детей в старшей группе в технологии ситуации деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: «Зимушка – зима»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Тема: «Зимушка - зима».
Цель: уточнить знания детей о зиме, зимних природных явлениях; развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта о зиме.
Методы и приемы:
практические: рисование на тему «Зима»; творческое задание «Укрась дерево снежинками», динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве
наглядные: демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем), украшенная ёлка к празднику.
словесные: беседа о зиме; чтение художественного произведения
И. Сурикова «Белый снег»; дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму»
Материалы к занятию:
демонстрационный: репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь. Святки.» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского), фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками
раздаточный: тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки.
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
Дети сидят полукругом.
- Послушайте, ребята, стихотворение.
Чтение стихотворения И.Сурикова «Белый снег» (читает ребёнок)
Дидактическая задача:
Познакомить детей со стихотворением И.Сурикова «Белый снег», способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Сегодня мы поговорим о зиме.
2. Актуализация знаний.
2.1. Беседа по теме:
Дидактическая задача:
Уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопад, метель, вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает.
Показать простейшие связи между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер - метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью человека: на улице мороз – люди надевают тёплую одежду.
Обогатить словарный запас детей словами: «иней», «метель», «снегопад».
Вопросы:
- Что происходит в природе зимой?
- Как называют сильный снег?
- Какой бывает снег?
- Что происходит с водой на морозе?
- Какой бывает лёд?
- Что вы можете сказать о зимнем воздухе?
- Чем отличается температура воздуха зимой и летом?
- Какие зимой дни и ночи?
- Как меняется солнце в зимнее время года?
- Что можно сказать о зимнем ветре?
- Как называется явление - когда дует ветер и одновременно идёт снег?
- Какие стоят деревья и кустарники зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
- Во что одеваются люди зимой? Почему?
- А какие зимние месяцы вы знаете?
2.2. Дидактическая игра «Зимние слова»
Дидактическая задача: Развивать слуховое восприятие, внимание и логическое мышление.
- Поиграем в игру «Зимние слова». Когда услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи, лето, коньки, арбуз, каток, сосулька).
(Дети хлопают в ладоши, когда слышат «Зимние слова)
2.3. «Отгадай загадку»
Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньки», «лыжи», «санки».
Предлагаю задание: Ваши друзья загадают загадки о зиме, а вы их отгадайте.
(Дети поочерёдно подходят к зимнему дереву, загадывают загадки и украшают дерево снежинками)
Все его зимой боятся
Больно может он кусаться
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Не сосите, сорванцы
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ... (снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ... (лед)
Он и добрый, он и строгий
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ... (Дед Мороз)
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ... (Новый год)
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Придумай свою загадку»
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Предлагаю детям сочинить свою загадку о зиме. Дети предлагают свои варианты загадок. Выслушиваем все варианты.
- Что нужно сделать, чтобы получились правильные и красивые загадки, как у поэтов и писателей? (ответы детей)
4. Открытие нового знания.
4.1. Показ ЭМП «Зимушка - зима»
Дидактическая задача: обогатить знания детей о зиме, как чудесном времени года (красота природы, зимние игры и шутки, зимние праздники).
Во время просмотра ЭМП проводится беседа:
- Какие праздники мы отмечает зимой?
- Как мы отмечали Новый год?
- Чем вам запомнился праздник?
- Какие зимние развлечения вы знаете?
-В какие игры вы любите играть зимой?
- Мы встречали Новый год, водили вокруг ёлки хороводы, пели песни о зиме и читали стихи. Вспомним «Новогодний хоровод»
4.2. Динамическая пауза «В декабре» («Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве)
Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять хореографические движения в сочетании со словами.
4.3. Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»
Дидактические задачи: развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта; уметь сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег; формировать разговорную речь детей и побуждать к желанию общаться.
(дети встают и составляют рассказы)
Оценка рассказам детей.
- Какие рассказы вам понравились больше всего и почему?
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
- К нам в детский сад пришло необычное письмо от Незнайки, в котором он рассказывает о том, что такое зима. Да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
Чтение письма от Незнайки.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»
- Какие ошибки допустил Незнайка в своём письме.
- Как сказать правильно?
6. Осмысление.
6.1.Слушание музыки и рисование на тему «Зима»
Дидактические задачи: формировать желание отражать красоту природы в рисовании на тему «Зима»; совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
Дети сидят за столами, на столе приготовлены тонированные листы и материал для рисования.
- Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Попробуйте сами нарисовать картину на зимнюю тему. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки».
Дети рисуют, после окончания работы рассматривают рисунки.
- Какие красивые получились у вас рисунки! Молодцы!
6.2.Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- О чём мы сегодня беседовали?
- Теперь вы сможете сочинить загадку или рассказ о зиме?
- Как вам это удалось?
- Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...
План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"
Задачи: 1. Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Зимушка -зима»
Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «В гости к Зимушке зиме»
Формы реализации Программы: беседа, просмотр сладов к презентации, отгадывание загадки, игровые упражнения, решение проблемной ситуации, развивающая игра, беседа-диалог, приемы здоровьесберегающих тех...
Конспект образовательного интегрированного события в старшей группе «Зимушка - зима»
Конспект образовательного интегрированного события в старшей группе...