конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
Задачи:
- совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- уметь эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения по отношению к персонажам рассказа;
- развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на сюжетные картинки;
- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками
- продолжать формировать представления о нравственных качествах людей, умение оценивать поступки;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Методы и приемы:
Наглядный – игры для интерактивной доски «Что такое хорошо и что такое плохо», расставление сюжетных картинок по порядку к рассказу «Сторож», рассматривание картинок
Словесный – вопросы к детям, чтение рассказа «Сторож», пересказ рассказа.
Практический – физкультминутка, составление схемы рассказа с помощью сюжетных картинок. выполнение упражнений на интерактивной доске
1.Организационный момент.
– Что значит быть добрым?
– Кого называют жадным?
- Как вы думаете, что такое дружба?
- Что нужно делать, чтобы было больше друзей?
- Как вы думаете, зачем нужны друзья?
– С каким человеком интереснее играть?
– У вас друзья добрые или жадные?
- Во все времена люди ценили друзей и дружбу, вспомните пословицы и поговорки о дружбе, которые вы учили.
«Один за всех и все за одного».
«Один в поле не воин».
«Крепкую дружбу топором не разрубишь».
«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
«Друг познаётся в беде».
Жадный сам себе покою не дает.
Жадность – всякому горю начало.
- Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились. Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились.
-Как вы думаете, а что главное надо сделать после ссоры?
-А кто думает по-другому?
- Я тоже думаю, что главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться.
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Введение в тему.
- Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осевой
На экране появляется портрет.
- Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила, и понимала детей. И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики выросли честными, добрыми, дружными и воспитанными людьми. Ее рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать и оценить поступки героев и так же и свои собственные.
Я неслучайно спросила вас про дружбу. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Сторож» Приготовьтесь внимательно слушать рассказ.
3. Основная часть.
Чтение рассказа «Сторож»
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
4. Беседа по содержанию.
- О ком этот рассказ?
- Расскажи, какие игрушки были в детском саду.
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (Мяч)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (Скакалка)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (Конструктор)
- Много игрушек и у нас в группе они сделаны из разного материала.
- Кто знает, из чего делают игрушки? (Из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).
5. Игра “Что из чего”.
- Если игрушка сделана из дерева, она какая? (Деревянная).
- Если игрушка сделана из железа, она какая? (Железная).
- Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая).
- Если игрушка сделана из резины, она какая? (Резиновая).
- Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (Бумажная).
- Если игрушка сделана из плюша, она какая? (Плюшевая).
- Если игрушка сделана из стекла, она какая? (Стеклянная).
- Молодцы!
- Почему всем детям было весело?
- Всем ли детям было весело, кому было не интересно? И почему?
- А зачем он сторожил игрушки?
– Почему дети назвали его «сторожем»?
- Как вы думаете, каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?
– Как бы вы назвали мальчика?
– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
– Что бы вы посоветовали этому мальчику?
- Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.
6. Физкультминутка под песню «Дружба» исполняет (группа Барбарики)
7. Повторное чтение с установкой на пересказ.
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
- Давайте восстановим последовательность рассказа. Сейчас один из вас с помощью интерактивной доски составит последовательность рассказа «Сторож» А остальные дети будут выполнять то же самое у себя на столах с помощью сюжетных картинок. Работаем в парах. (Сначала рассмотреть картинки и обсудить их).
Воспитатель предлагает пересказать рассказ «Сторож», используя схему из сюжетных картинок.
-Ребята, а вы следите за пересказом своих друзей по картинкам, и может быть дополните пересказ.
Воспитатель предлагает проанализировать пересказы детей.
-Ребята, а чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
-Как вы думаете, чему нас учит рассказ «Сторож»?
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии? С каким новым произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? Чему нас учит рассказ «Сторож»?
8. Рефлексия.
- Главная мысль рассказа Осеевой «Сторож» заключается в том, что мальчик из рассказа присвоил себе общие игрушки и настолько боялся, что их у него заберут, что даже не мог играть с ними.
У меня на столе лежат тучки и солнышки. Подойдите и возьмите солнышки те, кому сегодня было интересно. А тучки возьмите те, у кого сегодняшние задания вызвали затруднения.
А сейчас давайте возьмёмся за руки и покажем, какие мы дружные
Встанем мы рука в руке
Вместе мы большая сила Дети берутся за руки и встают в круг
Можем мы большими стать, (поднимают руки вверх)
Можем маленькими быть, (приседают)
Нас врагу не победить, (идут в круг)
Если будем мы дружить (обнимают друг друга).
9. Слушание песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Дети слушают песню и подпевают.
Предварительный просмотр:
Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
Задачи:
- совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- уметь эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения по отношению к персонажам рассказа;
- развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на сюжетные картинки;
- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками
- продолжать формировать представления о нравственных качествах людей, умение оценивать поступки;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Методы и приемы:
Наглядный – игры для интерактивной доски «Что такое хорошо и что такое плохо», расставление сюжетных картинок по порядку к рассказу «Сторож», рассматривание картинок
Словесный – вопросы к детям, чтение рассказа «Сторож», пересказ рассказа.
Практический – физкультминутка, составление схемы рассказа с помощью сюжетных картинок. выполнение упражнений на интерактивной доске
1.Организационный момент.
– Что значит быть добрым?
– Кого называют жадным?
- Как вы думаете, что такое дружба?
- Что нужно делать, чтобы было больше друзей?
- Как вы думаете, зачем нужны друзья?
– С каким человеком интереснее играть?
– У вас друзья добрые или жадные?
- Во все времена люди ценили друзей и дружбу, вспомните пословицы и поговорки о дружбе, которые вы учили.
«Один за всех и все за одного».
«Один в поле не воин».
«Крепкую дружбу топором не разрубишь».
«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
«Друг познаётся в беде».
Жадный сам себе покою не дает.
Жадность – всякому горю начало.
- Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились. Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились.
-Как вы думаете, а что главное надо сделать после ссоры?
-А кто думает по-другому?
- Я тоже думаю, что главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться.
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Введение в тему.
- Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осевой
На экране появляется портрет.
- Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила, и понимала детей. И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики выросли честными, добрыми, дружными и воспитанными людьми. Ее рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать и оценить поступки героев и так же и свои собственные.
Я неслучайно спросила вас про дружбу. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Сторож» Приготовьтесь внимательно слушать рассказ.
3. Основная часть.
Чтение рассказа «Сторож»
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
4. Беседа по содержанию.
- О ком этот рассказ?
- Расскажи, какие игрушки были в детском саду.
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (Мяч)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (Скакалка)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (Конструктор)
- Много игрушек и у нас в группе они сделаны из разного материала.
- Кто знает, из чего делают игрушки? (Из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).
5. Игра “Что из чего”.
- Если игрушка сделана из дерева, она какая? (Деревянная).
- Если игрушка сделана из железа, она какая? (Железная).
- Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая).
- Если игрушка сделана из резины, она какая? (Резиновая).
- Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (Бумажная).
- Если игрушка сделана из плюша, она какая? (Плюшевая).
- Если игрушка сделана из стекла, она какая? (Стеклянная).
- Молодцы!
- Почему всем детям было весело?
- Всем ли детям было весело, кому было не интересно? И почему?
- А зачем он сторожил игрушки?
– Почему дети назвали его «сторожем»?
- Как вы думаете, каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?
– Как бы вы назвали мальчика?
– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
– Что бы вы посоветовали этому мальчику?
- Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.
6. Физкультминутка под песню «Дружба» исполняет (группа Барбарики)
7. Повторное чтение с установкой на пересказ.
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
- Давайте восстановим последовательность рассказа. Сейчас один из вас с помощью интерактивной доски составит последовательность рассказа «Сторож» А остальные дети будут выполнять то же самое у себя на столах с помощью сюжетных картинок. Работаем в парах. (Сначала рассмотреть картинки и обсудить их).
Воспитатель предлагает пересказать рассказ «Сторож», используя схему из сюжетных картинок.
-Ребята, а вы следите за пересказом своих друзей по картинкам, и может быть дополните пересказ.
Воспитатель предлагает проанализировать пересказы детей.
-Ребята, а чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
-Как вы думаете, чему нас учит рассказ «Сторож»?
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии? С каким новым произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? Чему нас учит рассказ «Сторож»?
8. Рефлексия.
- Главная мысль рассказа Осеевой «Сторож» заключается в том, что мальчик из рассказа присвоил себе общие игрушки и настолько боялся, что их у него заберут, что даже не мог играть с ними.
У меня на столе лежат тучки и солнышки. Подойдите и возьмите солнышки те, кому сегодня было интересно. А тучки возьмите те, у кого сегодняшние задания вызвали затруднения.
А сейчас давайте возьмёмся за руки и покажем, какие мы дружные
Встанем мы рука в руке
Вместе мы большая сила Дети берутся за руки и встают в круг
Можем мы большими стать, (поднимают руки вверх)
Можем маленькими быть, (приседают)
Нас врагу не победить, (идут в круг)
Если будем мы дружить (обнимают друг друга).
9. Слушание песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Дети слушают песню и подпевают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...
Занятие по развитию речи.Тема: Пересказ рассказа Чарушина "Еж".
Пересказ рассказа Чарушина "Еж"....
Конспект занятия по развитию речи Тема. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Обучающие задачи:1. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, сов...
Конспект ОД по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группеТема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....
Открытое занятие по развитию речи. Тема: Пересказ рассказа по серии сюжетных картин «Яша в деревне»
Развитие связной речи....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Пересказ сказки «Козлята и волк» с использованием русского народного фольклора».
Цель: учить пересказывать сказку (совместно с воспитателем).Задачи:Образовательные: учить детей отчетливо и правильно произносить звук с, изолированный и в словах; закреплять правила безопас...
Конспект занятие по развитию речи Тема: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»
Цель: Создание условий для обучения детей среднего дошкольного возраста пересказу сказки с опорой на сюжетные картинки.Задачи:1.развивать умение в логической последовательности передавать содерж...