конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скрипник  Екатерина Николаевна

конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.06 КБ
Файл tema.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»

Задачи:

  • совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • уметь эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения по отношению к персонажам рассказа;
  • развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на сюжетные картинки;
  • обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками
  • продолжать формировать представления о нравственных качествах людей, умение оценивать поступки;
  • воспитывать интерес к художественной литературе.

Методы и приемы:

Наглядный – игры для интерактивной доски «Что такое хорошо и что такое плохо», расставление сюжетных картинок по порядку к рассказу «Сторож»рассматривание картинок

Словесный –  вопросы к детям, чтение рассказа «Сторож», пересказ рассказа.

Практический – физкультминутка, составление схемы рассказа с помощью сюжетных картинок. выполнение упражнений на интерактивной доске

1.Организационный момент.

– Что значит быть добрым?

– Кого называют жадным?

- Как вы думаете, что такое дружба?

- Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

- Как вы думаете, зачем нужны друзья?

– С каким человеком интереснее играть?

– У вас друзья добрые или жадные?

- Во все времена люди ценили друзей и дружбу, вспомните пословицы и поговорки о дружбе, которые вы учили.

«Один за всех и все за одного».

«Один в поле не воин».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

«Друг познаётся в беде».

Жадный сам себе покою не дает.
Жадность – всякому горю начало.

- Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-  Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились. Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились.

-Как вы думаете, а что главное надо сделать после ссоры?

-А кто думает по-другому?

- Я тоже думаю, что главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться.

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Введение в тему.

- Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осевой

На экране появляется портрет.  

- Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила, и понимала детей. И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики выросли честными, добрыми, дружными и воспитанными людьми. Ее рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать   и оценить поступки героев и так же и свои собственные.

 Я неслучайно спросила вас про дружбу. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Сторож» Приготовьтесь внимательно слушать рассказ.

3. Основная часть.

Чтение рассказа «Сторож»

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

4. Беседа по содержанию.

- О ком этот рассказ?

- Расскажи, какие игрушки были в детском саду.

Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (Мяч)

Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (Скакалка)

Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (Конструктор)

- Много игрушек  и у нас в группе  они  сделаны из разного материала.
- Кто знает, из чего делают игрушки?
(Из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).

5. Игра “Что из чего”.
- Если игрушка сделана из дерева, она какая?  (Деревянная).
- Если игрушка сделана из железа, она какая?  (Железная).
- Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?  (Пластмассовая).
- Если игрушка сделана из резины, она какая?  (Резиновая).
- Если игрушка сделана из бумаги, она какая?  (Бумажная).
- Если игрушка сделана из плюша, она какая?  (Плюшевая).
- Если игрушка сделана из стекла, она какая?  (Стеклянная).

- Молодцы!

- Почему всем детям было весело?

- Всем ли детям было весело, кому было не интересно? И почему?

- А зачем он сторожил игрушки?

– Почему дети назвали его «сторожем»?

- Как вы думаете, каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

– Как бы вы назвали мальчика?

– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

– Что бы вы посоветовали этому мальчику?

- Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

6. Физкультминутка под песню «Дружба» исполняет (группа Барбарики)

7. Повторное чтение с установкой на пересказ.

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

- Давайте восстановим последовательность рассказа. Сейчас один из вас с помощью интерактивной доски составит последовательность рассказа «Сторож» А остальные дети будут выполнять то же самое у себя на столах с помощью сюжетных картинок. Работаем в парах. (Сначала рассмотреть картинки и обсудить их).

Воспитатель предлагает пересказать рассказ «Сторож», используя схему из сюжетных картинок.

-Ребята, а вы следите за пересказом своих друзей по картинкам, и может быть дополните пересказ.

Воспитатель предлагает проанализировать пересказы детей.

-Ребята, а чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

-Как вы думаете, чему нас учит рассказ «Сторож»?

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии?  С каким новым произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? Чему нас учит рассказ «Сторож»?

8. Рефлексия.

- Главная мысль рассказа Осеевой «Сторож» заключается в том, что мальчик из рассказа присвоил себе общие игрушки и настолько боялся, что их у него заберут, что даже не мог играть с ними.

У меня на столе лежат тучки и солнышки. Подойдите и возьмите солнышки те, кому сегодня было интересно. А тучки возьмите те, у кого сегодняшние задания вызвали затруднения.

А сейчас давайте возьмёмся за руки и покажем, какие мы дружные

Встанем мы рука в руке        

Вместе мы большая сила   Дети берутся за руки и встают в круг

Можем мы большими стать, (поднимают руки вверх)

Можем маленькими быть, (приседают)

Нас врагу не победить, (идут в круг)

Если будем мы дружить (обнимают друг друга).

9. Слушание песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Дети слушают песню и подпевают.



Предварительный просмотр:

Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»

Задачи:

  • совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • уметь эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения по отношению к персонажам рассказа;
  • развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на сюжетные картинки;
  • обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками
  • продолжать формировать представления о нравственных качествах людей, умение оценивать поступки;
  • воспитывать интерес к художественной литературе.

Методы и приемы:

Наглядный – игры для интерактивной доски «Что такое хорошо и что такое плохо», расставление сюжетных картинок по порядку к рассказу «Сторож»рассматривание картинок

Словесный –  вопросы к детям, чтение рассказа «Сторож», пересказ рассказа.

Практический – физкультминутка, составление схемы рассказа с помощью сюжетных картинок. выполнение упражнений на интерактивной доске

1.Организационный момент.

– Что значит быть добрым?

– Кого называют жадным?

- Как вы думаете, что такое дружба?

- Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

- Как вы думаете, зачем нужны друзья?

– С каким человеком интереснее играть?

– У вас друзья добрые или жадные?

- Во все времена люди ценили друзей и дружбу, вспомните пословицы и поговорки о дружбе, которые вы учили.

«Один за всех и все за одного».

«Один в поле не воин».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

«Друг познаётся в беде».

Жадный сам себе покою не дает.
Жадность – всякому горю начало.

- Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-  Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились. Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились.

-Как вы думаете, а что главное надо сделать после ссоры?

-А кто думает по-другому?

- Я тоже думаю, что главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться.

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Введение в тему.

- Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осевой

На экране появляется портрет.  

- Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила, и понимала детей. И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики выросли честными, добрыми, дружными и воспитанными людьми. Ее рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать   и оценить поступки героев и так же и свои собственные.

 Я неслучайно спросила вас про дружбу. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Сторож» Приготовьтесь внимательно слушать рассказ.

3. Основная часть.

Чтение рассказа «Сторож»

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

4. Беседа по содержанию.

- О ком этот рассказ?

- Расскажи, какие игрушки были в детском саду.

Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (Мяч)

Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (Скакалка)

Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (Конструктор)

- Много игрушек  и у нас в группе  они  сделаны из разного материала.
- Кто знает, из чего делают игрушки?
(Из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).

5. Игра “Что из чего”.
- Если игрушка сделана из дерева, она какая?  (Деревянная).
- Если игрушка сделана из железа, она какая?  (Железная).
- Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?  (Пластмассовая).
- Если игрушка сделана из резины, она какая?  (Резиновая).
- Если игрушка сделана из бумаги, она какая?  (Бумажная).
- Если игрушка сделана из плюша, она какая?  (Плюшевая).
- Если игрушка сделана из стекла, она какая?  (Стеклянная).

- Молодцы!

- Почему всем детям было весело?

- Всем ли детям было весело, кому было не интересно? И почему?

- А зачем он сторожил игрушки?

– Почему дети назвали его «сторожем»?

- Как вы думаете, каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

– Как бы вы назвали мальчика?

– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

– Что бы вы посоветовали этому мальчику?

- Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

6. Физкультминутка под песню «Дружба» исполняет (группа Барбарики)

7. Повторное чтение с установкой на пересказ.

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

- Давайте восстановим последовательность рассказа. Сейчас один из вас с помощью интерактивной доски составит последовательность рассказа «Сторож» А остальные дети будут выполнять то же самое у себя на столах с помощью сюжетных картинок. Работаем в парах. (Сначала рассмотреть картинки и обсудить их).

Воспитатель предлагает пересказать рассказ «Сторож», используя схему из сюжетных картинок.

-Ребята, а вы следите за пересказом своих друзей по картинкам, и может быть дополните пересказ.

Воспитатель предлагает проанализировать пересказы детей.

-Ребята, а чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

-Как вы думаете, чему нас учит рассказ «Сторож»?

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии?  С каким новым произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? Чему нас учит рассказ «Сторож»?

8. Рефлексия.

- Главная мысль рассказа Осеевой «Сторож» заключается в том, что мальчик из рассказа присвоил себе общие игрушки и настолько боялся, что их у него заберут, что даже не мог играть с ними.

У меня на столе лежат тучки и солнышки. Подойдите и возьмите солнышки те, кому сегодня было интересно. А тучки возьмите те, у кого сегодняшние задания вызвали затруднения.

А сейчас давайте возьмёмся за руки и покажем, какие мы дружные

Встанем мы рука в руке        

Вместе мы большая сила   Дети берутся за руки и встают в круг

Можем мы большими стать, (поднимают руки вверх)

Можем маленькими быть, (приседают)

Нас врагу не победить, (идут в круг)

Если будем мы дружить (обнимают друг друга).

9. Слушание песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Дети слушают песню и подпевают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект занятия по развитию речи Тема. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Обучающие задачи:1.     Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, сов...

Конспект ОД по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группеТема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Пересказ сказки «Козлята и волк» с использованием русского народного фольклора».

Цель: учить пересказывать сказку (совместно с воспитателем).Задачи:Образовательные: учить детей отчетливо и правильно произносить звук с, изолированный и в словах; закреплять правила безопас...

Конспект занятие по развитию речи Тема: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»

Цель: Создание условий для обучения детей среднего дошкольного возраста  пересказу сказки с опорой на сюжетные картинки.Задачи:1.развивать умение в логической последовательности передавать содерж...