Занятие по развитию речи.Тема: Пересказ рассказа Чарушина "Еж".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Пересказ рассказа Чарушина "Еж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe1.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж».
Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем.
Задачи:
- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.
Образовательная область: Развитие речи.
Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.
Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Лексический материал:
слова, сложные по семантике: глаголы- свернулся, закатили, удрал.
слова, сложные по слоговой структуре: уществительные- страх;
Предварительная работа:
• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;
• беседа с детьми о диких животных;
• разучивание физкультминутки.
Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация к рассказу, раскраски.
Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами, иголки в игольнице, булавки, кактус).
Ход занятия
Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой.
Воспитатель предлагает встать детям полукругом.
- Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.
- А теперь улыбнитесь друг другу.
- Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.
- Проходите, садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель «находит» коробку.
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.
- Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.
Воспитатель «находит» коробку.
- Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:
Шубка - иголки,
Свернётся – он колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? (Ёж)
- Вот коробка и открылась (достаёт ежа). Кто же спрятался в этой коробке?
- Посмотрите, какой он? Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)
- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)
- А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)
- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)
- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)
- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).
Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.
- Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
- Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о еже)
- Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин
Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам.
- Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.
А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.
По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.
Ходили ребята по лесу.
Нашли под кустом ежа.
Он со страху шариком свернулся.
Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.
Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко.
А потом ежик удрал к себе обратно в лес.
4. Словарная работа.
- Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой фразой.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)
- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)
- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)
- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)
6. Физкультминутка.
- Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок. (Денис с ежом в середине)
Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»
(дети выполняют движения, согласно тексту)
Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да.
Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.
Не умел он топать — топ, топ, топ.
Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.
Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.
В лес зайчата приходили, да-да-да,
И ежа всему учили — да-да-да.
Научили хлопать — хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.
А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг
7. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.
- Давайте с вами поучимся правильно говорить.
• Дети нашли (кого) (ежа)
• Подошли (к кому (к ежу)
• Напоили его (чем… (молоком)
• Ежик напился (чего… (молока)
• Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)
Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.
-Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.
Дети договаривают начатые педагогом фразы.
-Ходили ребята по (лесу).
- Нашли под кустом (ежа).
- Он со страху свернулся (шариком).
- Закатили ребята ежа в (шапку).
- И принесли ежа (домой).
- Дали ему (молока).
- Развернулся еж и начал есть (молоко).
- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).
9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.
- Посмотрите на эти необычные картинки. (На магнитной доске) Это схемы к рассказу «Ёж».
Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.
- Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?
Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку — план рассказа.
10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.
- Кто хочет рассказать историю целиком?
Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.
11. Рефлексия.
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.
- Кто напомнит, как называется рассказ?
- А кто написал этот рассказ?
- Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.
Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.
Дети прощаются с гостями.
Закрепление изученного материала вне занятия:
Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа.
Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)
Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Составление творческого рассказа о весне»
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.Задачи:1.Образовательные: закрепить и расширить словарь д...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Составление творческого рассказа о весне»
Тема: «Составление творческого рассказа о весне»Возраст: 5-6 летЦель занятия: обобщить знания и умения детей на материале лексической темы «Весна».Задачи:1. Образовательные: уп...
конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»
конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»...
Открытое занятие по развитию речи. Тема: Пересказ рассказа по серии сюжетных картин «Яша в деревне»
Развитие связной речи....