Лексико-грамматическое занятие на тему: "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматическое занятие на тему: «Дикие животные»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- учить различать глаголы единственного и множественного числа;
- упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;
- уточнять знания детей по теме;
- Расширять словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.
Оборудование: пособие «Дерево», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «лось», «белка»; картинки с изображениями зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат; мяч.
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент
- Упражнение «Кто стоит за деревом»
На доске пособие «Дерево». За ним картинки с изображениями животных.
- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, кто стоит за деревом? (За деревом стоит заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось)
2. Знакомство с темой занятия
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие в лес в гости к разным диким животным.
II. Основная часть
- Отгадывание загадок
- Вот лес. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отгадав загадки, вы узнаете, кто живет в лесу. Дети отгадывают загадки. Указываю на соответствующую картинку-отгадку.
- Белый, ушастый, по лесу шастал,
Путал следы от рыжей беды.
В.И. Мирясова
(Заяц)
2) Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(Белочка)
3) Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
4) Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьев,
Отгадайте, кто таков?
В.И. Мирясова
(Медведь)
5) Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?
(Лиса)
2. Объяснение нового материала
- Молодцы, угадали все загадки. Ребята, скажите, а каких животных, вы, мне сейчас назвали?
- Диких.
- Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Волк живет в логове. Логово – это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.
Медведь живет в берлоге. Он устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает.
Белка живет в дупле. Они поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.
Лиса живет в норе. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.
Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.
3. Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Зайчик»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
- Упражнение «Волк»
Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в «щепоть», имитируя волчью пасть. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
- Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»
- А сейчас поиграем в игру «Чей хвост, чьи уши?» У зайца хвост заячий, уши заячьи. А у белки? (Беличий хвост, беличьи уши) У медведя (Медвежий хвост, медвежьи уши) У лисы? (Лисий хвост, лисьи уши). У волка? У лося?
- Упражнение «Найди маму»
- Помогите детенышам найти маму. Мама зайчонка зайчиха. Демонстрирую соответствующую картинку.
- Мама медвежонка? Мама лисенка? Мама волчонка? Мама ежат?
6. Физминутка. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа (с мячом)
- Я бросаю мяч и называю действие одного дикого животного, а вы, возвращая мне мяч, называете действие нескольких животных. Например: заяц прыгает – зайцы прыгают.
Действия: лиса крадется, белка собирает грибы, волк охотится, медведь спит, лось стоит, еж несет грибы и т.п.
- Дидактическая игра «Найди свой домик»
Раздаю нескольким детям предметные картинки.
- Это нора. Кто живет в норе? (Я лиса. Я живу в норе).
- Кто живет в логове? В берлоге? В дупле? Игра повторяется с другими детьми.
III. Заключительная часть
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?
- Что вам понравилось?
- А что показалось трудным?
- Оценка деятельности
- Молодцы, ребята! Вы постарались сегодня, давайте похвалим за это сами себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»
Конспект подгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийсоответствии с ФГОС«Дикие животные»Группа детей по структуре речевого нарушения : ОНР IIВозрас...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....
Занятие по теме "Дикие- домашние животные"
Конспект открытого занятия для родителей, в котором показаны основные этапы логопедической работы на примере лексической темы: "Дикие и домашние животные"...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"
Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...
Развитие лексико-грамматических категории по лексической теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗВУКИ [Т] и [Т’]. БУКВА Т»
Формирование грамматически правильной речи ребенк дошкольного возрастаРечь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимо...