Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
соответствии с ФГОС
«Дикие животные»
Группа детей по структуре речевого нарушения : ОНР II
Возраст: 4 года
Тема: «Дикие животные»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное познавательное.
Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные» , закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
¾ формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;
¾ уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
¾ совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).
Коррекционно-развивающие:
¾ развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;
¾ коррегировать слоговую структуру слова;
¾ развивать фонематическое восприятие.Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
соответствии с ФГОС
«Дикие животные»
Группа детей по структуре речевого нарушения : ОНР II
Возраст: 4 года
Тема: «Дикие животные»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное познавательное.
Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные» , закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
¾ формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;
¾ уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
¾ совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).
Коррекционно-развивающие:
¾ развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;
¾ коррегировать слоговую структуру слова;
¾ развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
¾ формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
¾ дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.
Коррекционно-воспитательные:
¾ формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
¾ дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
соответствии с ФГОС
«Дикие животные»
Группа детей по структуре речевого нарушения : ОНР II
Возраст: 4 года
Тема: «Дикие животные»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное познавательное.
Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные» , закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;
- уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
- совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;
- коррегировать слоговую структуру слова;
- развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
- дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.
Оборудование: пособие «Волшебный телевизор»; мягкие игрушки (белка, заяц, лиса, волк); кружки зеленого и красного цветов («светофоры»); набор кубиков по числу детей с изображениями детенышей животных на сторонах; мисочки с угощением для зверей; платок; волшебная коробочка с двойным дном; пособие «Жилища животных»; палочки (по 2 на каждого ребенка); дом для зайца.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Логопед (Л.): - Доброе утро! Сегодня к нам в гости пришел наш друг Дракоша. Утром он, как обычно, проснулся, заправил свою постель, сделал зарядку, позавтракал любимыми пирожками и стал придумывать, чем бы ему заняться. Сначала он решил включить телевизор, но вот беда – на экране ничего не видно, только чьи- то тени…. Может вы поможете Дракончику разглядеть, что показывает телевизор?
2. Актуализация словарного запаса по теме. Практическое закрепление навыков словоизменения и словообразования.
Рассматривание силуэтов диких животных. Употребление имен существительных в винительном падеже.
Л.: - Давайте каждому из вас по очереди Дракоша даст лапку и вы будете ему подсказывать. Кого ты видишь?
Дети (по очереди): - Волка. Медведя. Лису. Белку. Зайца. Ежика.
(Называя животное, ребенок берет его цветное изображение, которое прикрепляет к силуэтному изображению животного).
Игра с флажками. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Л.: - Дракончик еще только учится говорить, поэтому многда он путает слова. Давайте покажем Дракоше когда он говорит правильно, а когда ошибается. Если он произнесет слово правильно – поднимите зеленый флажок, если Дракоша ошибся – красный.
Мишка-миска. Лиза-лиса. Майка-зайка. Ёжик-ножик. Белка-булка. Волк-полка.
Дракоша очень рад, все вместе мы починили телевизор. Посмотрите на экран. Кто это?
Дети: - Это дикие животные.
Л.: - Дракоше очень хочется поближе познакомиться и подружиться со зверями. Но где же нам их встретить? Где они живут?
Дети: -В лесу.
Л.: - Правильно, они живут в лесу, сами добывают себе еду.
Игра в кубики. Образование существительных множественного числа родительного падежа с суффиксами –ат,-ят. Совершенствование зрительно-моторной координации.
Л.: - Давайте отправимся в лес. Вы не боитесь? Молодцы! Дракоша возьмет свой рюкзачок – и вперед!
Повернулись, покружились и в лесу мы очутились. Кто первый нам встретился? Правильно, это лиса.
Идет по лесу лиса.
Лиса-рыжая краса.
Всех зверей она хитрей,
Шубка теплая на ней!
Лисонька предлагает поиграть с ней в кубики. Садитесь на ковер. Найдите на своем кубике подходящую картинку.
У меня лиса, а у вас много..
Дети: - Много лисят.
У меня волк, а у вас много..
Дети: - Много волчат.
У меня белка, а у вас много..
Дети: - Много бельчат.
У меня заяц, а у вас много..
Дети: - Много зайчат.
Употребление существительного в форме винительного падежа.
Л.: - Понравилось вам играть в кубики? И Дракоше тоже. Вдруг видит Дракоша:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну конечно, это …
Дети: - Белка.
Л.: - Белочка-хлопотунья, она за теплое лето в укромные места – дупла деревьев, трещины в коре – натаскала грибы, орешки. Всю зиму теперь будет есть!А сегодня белочка накрыла угощенье для лесных зверушек, да и про Дракошу не забыла. (Открываю салфетку, под ней в мисочках – рыбка, пирожки, косточка, веточка дерева, орехи).
Давайте вспомним, чем питаются дикие животные и подберем угощение для них. (Дети на ощупь под салфеткой определяют, что находится в мисочке.)
Что в твоей мисочке? Кого ты угостишь?
Дети: - Рыбка. Я угощу лису.
- Косточка. Я угощу волка.
- Пирожок.Я угощу Дракошу.
- Веточка.Я угощу зайца.
(Последний ребенок обнаруживает вместо орехов в мисочке скорлупу.)
Л.: - Как вы думаете, что случилось? (Выслушиваю ответы детей). Когда мы с вами накрыли платком мисочки с угощением, проворные мышата съели все орешки, осталась только скорлупа. Чем же нам теперь накормить белочку? (Выслушиваю предположения детей). Хорошо, что у Дракоши в рюкзаке есть волшебная коробочка. Давайте мы с вами поколдуем. Сложим в коробочка скорлупу, закроем. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем колдовать. (Коробочка открывается, внутри неё орешки.) Ура! Случилось чудо! Теперь нам есть чем угощать белочку! Чем мы угостим белочку?
Дети: - Орешками.
Употребление имен существительных в форме родительного падежа. Практическое усвоение названий жилищ животных.
Л.: - А зимой в лесу тихо. Когда холодно, все звери прячутся по своим жилищам.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк поселился в логове.
А белочка - в дупле.
(По ходу прочтения открываю окошки на пособии, дети видят животных в их жилищах).
Л.: - Звери играют с вами в прятки. Вспомните, где находится каждое жилище. Берлога – это жилище кого?
Ребенок: - Медведя.
Нора – жилище кого?
Ребенок: - Лисы.
Логово – жилище кого?
Ребенок: - Волка.
Дупло – жилище кого?
Ребенок: - Белки.
Л.: - Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком сидит.
И хвостик его маленький
От страха весь дрожит.
Коррекция слоговой структуры слова.
Л.: - Вам жалко зайчика? Что мы можем сделать? (Выслушиваю предположения детей). Давайте построим дом для зайца. Садитесь за стол. Возьмите палочки-молоточки. Будем забивать гвозди все вместе, начиная с левой руки. Животные нам будут помогать. Первой помогла лиса. Кто тпришел на помощь первой? Ли-са (на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).
Вторым поспешил строить дом волк. Назовем его ласково – вол - чок(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).
Потом прискакала шустрая белка. Бел-ка(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).
Забивал гвозди и сам зайчик. Зай-чик(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).
Посмотрите, какой дом для зайца у нас получился! Вам нравится? Какие молодцы мы, какие молодцы звери! Как же тепло и уютно будет жить в нем зайчику из нашей с вами сегодняшней сказки! Жаль, что настоящие зайцы обходятся совсем без дома.
3.Рефлексия.
Л.: - А Дракоше пора возвращаться из леса домой. Как вы думаете, что Дракоша расскажет своей маме о новых лесных друзьях? (Выслушиваю ответы детей). В следующий раз мы попадем с Дракошей в другую сказку, а сейчас нам пора прощаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»
Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...