Конспект лексика – грамматического занятия По теме «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Цель: использование  в речи существительных с суффиксами -онок-, -енок-.

Задачи: коррекционно –образовательные: формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Коррекционно - развивающие: развивать слуховую память, речь.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость, слышать и слушать логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Конспект лексика – грамматического занятия

По теме «дикие животные»

Цель: использование  в речи существительных с суффиксами -онок-, -енок-.

Задачи: коррекционно –образовательные: формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Коррекционно - развивающие: развивать слуховую память, речь.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость, слышать и слушать логопеда.

Оборудование: мяч, прожектор, цветные карандаши, альбомный лист.

Речевой материал: лисенок, лосенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Игра с мячом "Назови признаки зимы".

педагог: здравствуйте ребята. Посмотрите, у меня в руках мяч, к кому он попадет в руки тот должен назвать приметы зимы  и сесть на стула.

Дети: называют, лед, снег, сугробы, снежинки, мороз и другие.

Педагог: молодцы.  Когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала конверт. «что происходит в лесу, животных совсем не видно, нет медведей, ежей.  Неужели пришла в лес беда?

Логопед: Поможем ребята сороке понять, в чем же дело? (да, поможем).

Педагог: тогда отправляемся в путешествие, а куда догадаетесь сами. Закройте глаза.

(звучит музыка, открывается иллюстрация зимнего леса, слайд №1).

Педагог: посмотрите, куда мы попали?

Дети: мы попали в зимний лес.

Педагог: какое это время года?  

Дети: зима.

Педагог,: какой красивый зимний лес. Все покрыто снегом, будто пушистым покрывалом. Тихо - тихо в лесу. Правда, ребята.

Логопед: Послушайте, какое стихотворение можно, рассказать, глядя на картину:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу....

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

Логопед: про что это стихотворение?

Дети: отвечают

Педагог: молодцы, послушайте еще раз стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с). 

Логопед: правильно. А сейчас придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук (С)  (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, сосулька).

Логопед: молодцы.

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»

(Глубокий  вдох.  Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут, в другую сторону повернут»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят наши  глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

2. Введение в тему. 

Логопед: Ребята давайте посмотрим, кто в нашем лесу живет? (слайд №2).

(показываются животные волк, лиса, лось, заяц, белка).

Педагог: скажите, кого вы здесь видите? (животных).

педагог: По каким признакам вы это определили? (4 лапы, хвост, когти, зубы).

педагог: Перечислите этих животных (заяц, лиса, волк, лось, белка).

педагог: Как вы думаете, какие это животные (дикие). Правильно дикие, а почему они так называются? (потому что живут в лесу).

Педагог: подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: нет, не всех.

Педагог: почему?

Дети: медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.

Педагог: (слайд №3)  правильно, некоторые животные спят зимой и поэтому в лесу меньше животных. А тем животным, которые, не спят зимой приходиться добывать  пищу не только для себя, но и для их детенышей.  Давайте мы их назовем.

3. Изучение нового. Педагог предлагает назвать детенышей животных

педагог: Даша, скажи у лисы кто? (слайд №4).

Даша: у лисы лисенок.

Глеб скажи у лосихи кто? (слайд №5).

Глеб: у лосихи лосенок.

Педагог: Василиса скажи, у волчицы кто? (слайд №6).

Василиса: у волчицы волчонок.

Педагог: …..у зайчихи, кто? (слайд №7).

Ребенок: у зайчихи зайчонок.

Педагог: …..у белки кто? (слайд №8).

Ребенок: у белки бельчонок.

Логопед: молодцы. Послушайте, что общего у этих слов, чем они похожи? Логопед проговаривает детенышей выделяя голосом схожую часть – лисенок, лосенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Дети: онок, енок (окончанием).

Логопед: правильно. Скажите, а когда мы так говорим? (когда называем маленьких). Конечно, мы так обозначаем малышей, маленьких.

Логопед предлагает встать, проводиться физкультминутка.

Зимним днем лесной тропой

(Спокойно идут по кругу

Звери шли на водопой

друг за другом)

За мамой лосихой топал лосёнок,

(Идут громко топая)

За мамой лисицей крался лисёнок,

(Крадутся на носочках)

За мамою белкой скакал бельчонок,

(Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косой зайчонок,

(Скачут как зайки)

Волчица вела за собою волчонка,

(Растопырить пальцы – злой волк)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Лицом в круг, хлопают в ладоши).

 4.Закрепление

Логопед: отдохнули? садитесь ребята. Будем с вами описывать детенышей, задавая вопросы,  друг другу, послушайте как. Педагог  (спрашивает детей, слайд №9 )   -  У лисы какой лисенок? Можно сказать, у лисы голодный лисенок,  забавный лисенок.  Глеб скажи свой вариант, у лисы какой лисенок?

Ребенок: у лисы рыжий лисенок.

 -  У лосихи, какой лосенок?  (слайд №10).

Ребенок: У лосихи  высокий лосенок, а у волчицы  какой волчонок? (слайд №11).

Ребенок: У волчицы голодный волчонок, а   у  зайчихи какой зайчонок?  (слайд №12).

Ребенок: У зайчихи серый зайчонок, а у  белки какой бельчонок? (слайд №13).

Ребенок:  У белки шустрый бельчонок, а у лисы какой лисенок? (задает вопрос педагогу).

педагог: молодцы.

педагог предлагает детям порисовать по трафарету животных.

Педагог: Ребята, а  сейчас я приглашаю вас к столу. Мы с вами будем рисовать животных по трафарету.

На столе приготовлены листы, карандаши цветные, трафареты животных.

педагог: расскажите, кто получился у вас?

Дети отвечают.

педагог: молодцы,  теперь нашей сороке скучно не будет в лесу. Садитесь на стулья.

5.Итог. Педагог: ребята скажите, что мы  делали на занятии?

Дети: называли детенышей, помогли сороке, играли, делали гимнастику для глаз…

Педагог: а каких,  детенышей вы запомнили?

Дети: волчонок, лисенок и другие.

Педагог: молодцы,  с каким настроением вы сегодня закончили занятие?

Дети: с хорошим.

Педагог: мне очень понравилось,  как вы сегодня занимались.

Здравствуйте ребята! Пишет вам сорока. Скажите, пожалуйста, что происходит в лесу? Животных совсем не видно, нет медведей, ежей.  Неужели пришла в лес беда?

  ПИСЬМО

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного часа по теме "Дикие животные"

Цели: упражнять детей называть взрослое животное и его детёнышей; развивать умение активизироватьвнутреннее внимание , воображение, умение выразительно показывать образы по  сюжету;  закрепи...

Конспект интегрированного занятия по теме "Дикие животные"

Конспект занятия для детей страшей группы ДОУ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект логопедического досуга по теме "Дикие животные" в средней группе

Досуг по теме "Дикие животные" проводится в средней группе, как итог изучения лексической темы "Дикие животные". В основе лежит сюжет сказки "Колобок"...

Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мысли...

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи "Дикие Животные".

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР. Объединяет м-л по пройденным темам "Дикие животные средней полосы", "Животные жарких стран". ...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Дикие животные наших лесов"

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ  ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»...