Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
план-конспект занятия по логопедии на тему
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-_zhivotnye_zharkikh_stran.docx | 33.34 КБ |
chast_1.pptx | 2.22 МБ |
chast_2.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий.
Тема: «Животные жарких стран».
Цель: развитие лексико-грамматических категорий.
Задачи:
- образовательные: расширение преставлений детей о животных жарких стран и их внешнем виде, питании, детенышах; знакомство детей с континентом Африка и его географическими объектами (остров Занзибар, пустыни Калахари, Сахара, река Лимпопо);
- воспитательные: воспитание интереса к животному миру планеты; воспитание чувства сострадания к животным; воспитание отзывчивости и бережного отношения к природе;
- развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; развитие памяти; развитие операций мышления (обобщение, классификация, анализ, синтез); развитие силы голоса;
- коррекционные: обогащение, уточнение, активизация словаря на материале лексической темы; развитие грамматического строя речи (развитие умения образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные; развитие умения образовывать и употреблять в речи существительные в И.п. мн.ч., Р.п. мн.ч., Д.п. ед. и мн. ч., В.п. ед. и мн. Ч.); развитие умения составлять простые распространенные предложения.
Оборудование: компьютер, мульти-медиа проектор, глобус, почтовый ящик.
Наглядный материал: телеграмма; эмблемы для станций (остров, пустыни, река); плакат джунгли, на котором изображены прячущиеся животные (тигр, жираф, слон, носорог, крокодил, обезьяна); карточки с изображением мяса, травы; карточки, на которых изображены члены семьи животных, птиц (тигр, слон, жираф, верблюд, страус); карточки, на которых изображены больные животные [1].
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
| - Здравствуйте, ребята, проходите, присаживайтесь. У нас сегодня гости. - Спинку ровненько держите, Ушки навострите, Смотрите вы внимательно, Выполняйте все старательно! На столе стоит почтовый ящик с поднятым флажком, что означает, пришло письмо. - Ребята, посмотрите внимательно, что же вы заметили? Письмо извлекается из почтового ящика, педагог зачитывает: «Телеграмма от Гиппопотама! Приезжайте в Африку скорей, Спасите наших малышей! Наши дети заболели. У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит!» [1]. - Ребята, кто же может помочь бедным малышам в далекой Африке? - Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, Он известен, знаменит, Это доктор… [1]. СЛАЙД 1: Появляется изображение доктора Айболита. - Конечно, это доктор Айболит, ему срочно нужно отправится в Африку, чтобы вылечить бедных зверят! - Ребята, а где же находится Африка? Педагог показывает материк на глобусе. - Ребята, Африка очень-очень далеко. Как же мы доберемся до нее? - В путешествие мы отправимся с помощью волшебного глобуса. - Волшебный глобус я кручу, Попасть я в Африку хочу! | Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стулья. Дети замечают флажок, говорят, что пришло письмо. Предположения детей. - Айболит! Предположения детей. Предположения детей. |
II. Основная часть:
| СЛАЙД 2: под звуки Африки появляется изображение континента. - Ребята, посмотрите, вот она Африка! Здесь очень жарко, знойно. В Африке есть бескрайние пустыни – где только один песок (КАРТИНКА: ПУСТЫНИ), и африканские джунгли с густыми зарослями пальм (КАРТИНКА: ДЖУНГЛИ). СЛАЙД 3: изображение Африки. - Посмотрите, какая большая Африка, мы даже и не знаем, куда ехать дальше (СЛАЙД 3: включается звук, на карте появляются названия)! Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-по, Где гуляет Гиппо-по По широкой Лимпопо! [1]. - Мы теперь знаем куда ехать! Итак, отправляемся на Занзибар (СЛАЙД 4: выделяется название и появляется соответствующая картинка)! Занзибар – это остров [2]! СЛАЙД 4: звучит голос: В Африке очень опасно, В Африке очень ужасно! Прячется в джунглях много зверей, Отыщи-ка их поскорей! - Почему же в Африке опасно? - Правильно, в джунглях обитают очень опасные животные, поэтому в нашем путешествии нужно быть очень внимательными. - На чем же мы можем добраться на остров? - На остров мы отправимся на пароходе! Ребята, вставайте друг за другом. - Машет с пристани народ, Отплывает пароход, Отплывает пароход, Над водой гудок поет! - Гудок поет тихо: «Уууу!», теперь громко! - Ребята, давайте же посмотрим, где остров? - По волнам, по волнам, Подскажи нам, капитан, Когда причалим к берегам? Дети вместе с педагогом подходят к острову (пространство группы организованно по станциям, на каждой станции прикреплена эмблема, соответствующая изображению на проекторе). - Ребята, давайте внимательно посмотрим, кто же спрятался в джунглях? - Как вы догадались, что это лев? - Голова льва, чья голова? СЛОВА: тигриные лапы, жирафья шея, слоновий хобот, носорожий рог, крокодильи зубы, обезьяний хвост. - Ребята, в джунглях, живет много… - Молодцы, вы были очень внимательны, узнали животных, которые спрятались в джунглях. - Куда же мы отправимся дальше? Присаживайтесь, сейчас посмотрим на нашу карту (СЛАЙД 5). - А дальше мы отправимся… в Калахари (СЛАЙД 5: выделяется название и появляется соответствующая картинка). - Это пустыня Калахари. Это необычная пустыня, среди ее песков растет трава и кустарники, а также здесь живет много животных [2]! СЛАЙД 5: включается звук: Калахари, Калахари, Ты полна чудесами, Средь твоих пустырей, Много разных зверей. В гости к ним приходи, Угощенье приноси! - Ребята, скорее в Калахари, посмотрим, кто же там живет! Дети вместе с педагогом отправляются в Калахари (станция «Калахари»). - Ребята, посмотрите, кто живет в Калахари? СЛОВА: антилопа, зебра, жираф, лев, леопард, гиена. - Чем же мы будем их угощать? Педагог выставляет карточки, на которых изображен кусок мяса, листья. - Как называются животные, которые едят мясо? - Животные, которые едят траву, листья – это… - Давайте угостим наших животных. Хищникам дадим мясо, а травоядным – траву. - ОБРАЗЕЦ: Льву дадим мясо. Он хищник. - Молодцы! Угостили животных! Теперь они не опасны. - Можем отправиться дальше, давайте посмотрим на карту (СЛАЙД 6). - Сейчас мы поедем… в Сахару (СЛАЙД 6: выделяется название и появляется соответствующая картинка)! - Сахара – это самая большая и жаркая пустыня. В Сахаре очень редко идет дождь. Капли не долетают до земли, они испаряются. А еще в Сахаре бывают очень сильные ветра, они поднимают песок до самого неба [2]. СЛАЙД 6: включается звук: Вот сильнейший ураган, Он на Африку напал: Поднялись пески пустыни, Не найти родных отныне. - Что произошло в Сахаре? - Песчаная буря принесла беду! Что случилось? - Ребята, срочно отправляемся в Сахару! Дети вместе с педагогом отправляются в Сахару (станция «Сахара»). - Ребята, посмотрите, звери из-за песчаной бури перепутали свои семьи, давайте поможем им отыскать друг друга. - Папа лев, мама львица, детеныш – львенок. Это львиная семья. СЛОВА: тигр, слон, жираф, верблюд, страус. - Молодцы, помогли животным и птицам найти свои семьи! - Что же дальше, смотрим на карту! - Теперь отправляемся в… Лимпопо (СЛАЙД 7: выделяется название)! СЛАЙД 7: появляется изображение Лимпопо. - Лимпопо – это река в Африке, ее называют крокодилья [2]. СЛАЙД 7: включается звук: И вперед полетел Айболит, И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» [1]. Дети вместе с педагогом отправляются в Лимпопо (станция «Лимпопо»). - Кто ждет Айболита? (перечисление существительных в И.п. мн.ч.) - Кого будет лечить Айболит? (употребление сущ. в В.п. ед. и мн. ч.). - Кому поможет Айболит? (употребление сущ. в Д.п. ед. и мн. ч.). | - В Африке опасно потому, что в джунглях прячется много опасных зверей. Предположения детей. Дети выстраиваются друг за другом, выполняют упражнение. Дети выполняют. Дети смотрят в бинокль (пальцы рук соединены в кольцо с большим пальцем), ищут остров. - В джунглях прячется лев. - Видна голова льва. - Львиная голова. Дети перечисляют. Дети присаживаются на стульчики. Дети перечисляют. - Животных будем угощать мясом, травой. - Животные, которые едят мясо - хищники. - Травоядные. Дети выполняют упражнение. Дети садятся на стульчики.
- Произошла песчаная буря! - Пропали родные. Дети выполняют по аналогии. Дети садятся на стульчики. Дети перечисляют. |
III.Заключительная часть:
| - Ребята, мы помогли Айболиту добраться до больных зверят. Теперь Айболит будет лечить животных, а нам пришло время возвращаться в группу. - Волшебный глобус я кручу, В детский сад попасть хочу! - Ребята, где же мы сегодня побывали? - Зачем мы отправлялись в Африку? - Что было сложного в путешествии? - Что было интересного? - Ребята, спасибо большое, вы помогли Айболиту добраться до Лимпопо! | Дети садятся на стульчики. - Мы побывали в Африке. - Мы помогли Айболиту добраться к животным Африки! Дети отвечают. |
Используемая литература:
- Чуковский К. И. Доктор Айболит. М.: Детская литература, 1972. 36 с.
- Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. 2-е изд. доп. – М.: Советская энциклопедия, 1989. 592 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занзибар Калахари Сахара Лимпопо
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Калахари Сахара Лимпопо Занзибар
Калахари Сахара Лимпопо Занзибар
Калахари Сахара Лимпопо Занзибар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...
Конспект фронтального логопедического занятия (по развитию лексико-грамматического строя речи) "Путешествие по Москве"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по Москве". На занятии дети знакомятся с достопримечательностями города Москвы, знакомятся с историей возн...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
Предназначено для детей 5-6 летнего возраста...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».
Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «:Дикие животные наших лесов».
конспект занятия по развитию речи старший возраст...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического словаря для детей с ОВЗ (ТНР) «Животные жарких стран»
Занятие разработано для того, чтобы вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширить знания и представления о животных....