Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказов на тему: «Мама – самый близкий человек!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме. учить делать звуковой анализ слова, составлять схемы слова и предложения, научить детей составлять синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
(МАДОУ детский сад №39)
Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной к школе группе.
Составление рассказов на тему:
«Мама – самый близкий человек!»
Воспитатель 22 группы:
Гильмуллина А.М.
г.Нефтекамск 2020
Конспект НОД в подготовительной группе.
Составление рассказов на тему: «Мама– самый близкий человек!»
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме. учить делать звуковой анализ слова, составлять схемы слова и предложения, научить детей составлять синквейн.
Развивать у детей представления об общественном празднике нашей страны - Международном Женском Дне. Формировать умение детей понимать образное значение пословиц, способствовать заучиванию пословицы о маме.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику. развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.
Коррекционно-воспитательные:, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к маме.
Предварительная работа: чтение художественных произведений ,стихов о маме, подготовка к утреннику, посвященному Международному Женскому Дню, рассматривание иллюстраций, фотографий мам, д/и «Мамины помощники», «Профессии мам», художественно-творческая деятельность: аппликация «Открытка для мамы», рисование «Мамина улыбка», слушание песен о маме.
Материал и оборудование: мольберт ,фотографии мам, мяч, картинки о маме, слово «мама», наборы для составления схемы слов из звуков и предложения, листы бумаги, краски, кисточки, обрывки газеты.
Методы:
- словесные (объяснение, беседа, словесная инструкция, усиление мотивации в ходе организации деятельности детьми, самооценка).
-наглядные (метод иллюстраций, демонстрация, образец, показ, жестовая инструкция).
-практические (создание проблемной ситуации, совместные действия, выполнение задания ребенком).
Приемы:
-позитивного внушения, убеждения.
-эмоционального переключения.
-осуществление пошагового контроля.
-авансирование личности.
-право выбора.
-оказание дозированной помощи.
-вопросы, подбадривание, поддержка.
-повтор инструкции, образец, организация начального этапа.
Активизация словаря: Международный Женский День , милая, любимая, родная, дорогая, красивая, ласковая, внимательная, прекрасная, замечательная, чудесная, очаровательная, ненаглядная, милее, дружок, матушка, младенец, дитя.
Ход деятельности:
Приветствие друг друга «Доброе утро»
-Доброе утро и всем улыбнись!
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны? Ответьте мне (Да)!
Приветствие гостей (дети здороваются с гостями).
- Ребята, давайте вспомним , какое сейчас время года?( весна).Как, называется первый месяц весны?( март).Какой праздник мы отмечаем в начале марта?( Международный Женский День)
Посмотрите, кто-то оставил нам письмо! Ой, а давайте его прочитаем. Это пишет Вредина! - Здравствуйте, ребята! Пишет вам Вредина, мне в моей стране скучно, решила я себе забрать у ваших мам праздник! От мам ваших все равно пользы нет, ничего они не умеют. Я, конечно, могу праздник не отменять, но тогда расскажите почему!? Или выполните мои задания!
- Ребята что же делать? Вы согласны выполнить задания? (да, мы докажем Вредине, что наши мамы самые лучшие.)
Итак, первое задание : Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому Вредина для вас приготовила стихотворение-загадку.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)
Второе задание: Игра с мячом « Назови ласково»
Я знаю,что мамы вас всех ласково называют. Как? (высказывания детей). А как вы можете ласково назвать свою маму? (мамочка,мамуля,мамулечка и т. д.)
- Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах) Когда-то на Руси маму принято было называть уважительно и ласково «Матушка» . Правда,красивое слово? Давайте и мы,ребята,его повторим и запомним. Дети повторяют за воспитателем.
Третье задание: Сколько звуков в слове « Мама», и какие они? Дети делают звуковой анализ слова и состовляют схему.
Четвертое задание: А какой первый звук в слове «мама»? (звук «М»)
- Назовите слова со звуком «М» в начале слова. (Мальвина, машина, мальчик, морж и т. д.)
- В середине слова? (лампа, сумка и т. д.)
- В конце слова? (гном, джем, изюм и т. д.)
Молодцы!
Пятое задание : Составить синквейн со словом «Мама». Ребята, а вы знаете, что такое синквейн? Синквейн - представляет собой не рифмованное составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. И сегодня мы с вами научимся составлять Синквейн!
На первой строчке слово «мама»
На второй строчке нужно подобрать 2 слова прилагательные.
Игра «Какая мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному слову, но, не повторяя уже сказанное. (ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т. д.)
На третей строчке подбираем 3 слова - действия
Мамы у нас не только красивые, добрые, заботливые, но еще и очень трудолюбивые. И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что умеет делать мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Воспитатель называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, подбирает к существительному подходящий по смыслу глагол (например :мама борщ на кухне (что делает?)варит, мама сказку перед сном (что делает?) читает и т. д.).
Четвертая строчка: Составляем предложение из 4 слов о маме. Затем дети составляют схему придуманного предложения : «Давайте запишем его в виде схемы и проанализируем: сколько слов в нём.»
Пятая строчка: А теперь ребята ,скажите что для каждого из вас значит мама?( родитель, домохозяйка, родной человек и т.д.)
-Давайте вместе прочитаем получившийся , синквейн! Понравилось вам создавать синквейны?
Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и показать, какие вы мамины помощники.
Физминутка «Мамины помощники» (имитация движений):
-Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, выжимаем.
Подметаем все кругом,
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери шире открываем.
Маму крепко обнимаем!
Воспитатель: Молодцы, дети!
Шестое задание: Составление описательного рассказа «Моя мама»
- Рассмотрите фотографии своих мам. Пожалуйста, расскажите о своей маме по плану:
Как зовут маму?
Где она работает?
Чем она любит заниматься дома?
Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?
Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)
(Дети составляют рассказы о маме с помощью схемы. Они называют, как маму зовут, описывают ее глаза и волосы, рассказывают кем она работает, что на работе делает, говорят о любимом домашнем увлечении своей мамы).
-Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах. Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме, берегли бы и любили свою маму не только в мамин праздник, но и каждый день!
-Теперь давайте присядем и отдохнем. Мама- самый близкий и дорогой для каждого человек. Она, как солнышко, согревает нас своим теплом . Ребята, а вы знаете пословицы о мамах? (высказывания детей). Много пословиц про маму, запомните их! А сегодня мы выучим пословицу со словом « матушка» . Хотите узнать? Тогда слушайте и запоминайте: "Нет лучше дружка, чем родная матушка". Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей). Давайте, ребята, мы выучим с вами эту народную мудрость. Заучивание пословицы детьми.
А мы, ребята, продолжаем наш разговор о мамах. Все люди любят получать подарки. И мамы тоже. А я предлагаю вам сделать красивые открытки для всех мам. Вы согласны? Сегодня мы с вами нарисуем букеты цветов с помощью газетного листа!
Показ последовательности рисования нетрадиционным способом. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
Какая красивые открытки у вас , ребята, получились! Они будет украшать нашу раздевалку, и радовать мам.
Итог: Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились. Давайте вспомним, чем интересным сегодня занимались? Что нового узнали? (высказывания детей). Какую пословицу о мамах выучили? (дети проговаривают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...

Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»...

Конспект занятия по развитию речи в 2 младшей группе "Составление короткого рассказа по игрушке"
Учить составлять короткий рассказ об игрушке. учить правильно образовывать формы глаголов в повелительном наклонении ( поскачи, поезжай); правильное использование предлогов «в», &laq...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке. мышке"
Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке, мышке"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"
Конспект занятия по "Развитию речи" для второй младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"
Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"...