Занятие по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Образовательные области: Речевое развитие.
Тема занятия: «Звук [с]»
Возрастная группа: Средняя
Цель занятия: Познакомить детей со звуком [с].
Задачи занятия: Познакомить детей с произношением звука [с]; Показать артикуляцию звука [с]; Формировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах, словах.
Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.
Воспитывать культуру речевого общения.
Дополнительные задачи: -
Словарная работа: активизировать в речи детей следующие слова-собака, Соня, снежинка, снегурочка, снеговик, санки, снегопад.
Планируемый результат занятия: дети знакомы со звуком [с].
Подготовительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: игрушка – собачка; картинки с изображением снегурочки, снежинки, снеговика.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно- мотивационный этап | Познакомить детей с произношением звука [с]; Показать артикуляцию звука | Собираю детей в круг. - Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук [с]. - Зачем нужно правильно произносить звуки? - Звуки нужно произносить правильно для того, чтобы нас понимали, когда мы говорим. - Но сначала нужно разогреть наши язычки, для того, чтобы они хорошо работали. - Давайте изобразим сосульку. Высуньте язык как можно дальше, сделайте его острым, вот так (показываю). - А теперь изобразите горку. Откройте рот, язык спрячьте за нижние зубы, выгните язык горкой, вот так (показываю). - Молодцы. Стук в дверь. - Ребята, вы слышали, кто-то стучит? - Пойду, посмотрю. - Ребята, кто это? - Давайте поздороваемся с собачкой. Собака: - Здравштвуйте ребята, меня зовут Шоня. На Новогоднем утреннике я рашшказывала дедушке морозу штихотворение, но он меня не понял, я очень рашштроилась. - Ребята, как вы думаете, почему дедушка мороз не понял собачку? - Собачка Соня правильно произносит звуки? Вы ее понимаете? - Какой звук собачка произносит не правильно? Собака: - Ребята, что же мне делать? Я хочу, чтобы меня все понимали, и разговаривали шо мной. - Ребята, чем можно помочь собачке Соне? - Правильно, давайте научим ее правильно произносить звук [с], но сначала нам самим нужно научиться его произносить. - Сейчас мы познакомимся со звуком [с] и будем учиться его произносить, присаживайтесь на стульчики. Соня, ты тоже присаживайся, слушай и смотри внимательно. | Орг. момент Постановка учебной задачи Вопрос к детям Объяснение Артикуляционная гимнастика Проследить, чтобы каждый ребенок правильно выполнял артикуляционную гимнастику Сюрпризный момент Вопросы к детям Объяснение | Встают в круг. - Для того чтобы нас понимали. Слушают. Выполняют артикуляционную гимнастику. - Да. - Это собачка. - Здравствуй, собачка. Слушают. - Потому что она непонятно разговаривает. - Нет, мы ее не понимаем. - Собачка не правильно произносит звук [с]. - Нужно научить собачку правильно произносить звук [с]. Слушают. Садятся на стулья. | |
2 | Основной этап | Формировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах, словах. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память. Воспитывать культуру речевого общения. | - Ребята, послушайте историю. Однажды девочка Ира осталась одна дома. И вдруг она услушала: "кап-кап-кап". Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ира была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струёй с шумом: "с-с-с". Оказывается, Ира повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка воды, и она стала играть - открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: "с-с-с". -А вам, ребята, приходилось слышать песенку воды? -А как она поёт? -Давайте научимся правильно произносить звук [с]. -Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Кончик языка прижимается к нижним зубам, получается звук [c]. - Звук [c] нужно произносить вот так: с-с-с-с-с-с. - Произнесите хором звук [c] - Девочки, произнесите звук [c] - Мальчики, произнесите звук [c] - Катя, произнеси звук [c] - Артем, произнеси звук [c] - Молодцы. Упражнение на внимание. -Ребята, будьте очень внимательны. Сейчас я буду говорить разные слова. В некоторых из них слышится звук [c]. Как только вы услышите его, нужно хлопнуть в ладоши. -Санки, лед, сосулька, мороз, снег, узор, снежинка, валенки, снегирь, комок, солнышко. -Молодцы ребята. - Давайте отдохнем, подойдите ко мне. Вам нужно разделиться на две команды, первая команда будет изображать ветерок, а вторая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. С неба падают зимой И кружатся над землей Легкие пушинки, Белые снежинки. - Присаживайтесь на стульчики. - Ребята, собачка Соня принесла с собой картинки. - Внимательно рассмотрите картинки. - Что изображено на первой картинке? - А на второй? - А что изображено на третьей картинке? - Что объединяет все эти слова? -На какой звук они начинаются? -Правильно, эти слова начинаются на звук [c]. - Ребята, придумайте слова, в которых есть звук [c]. - Как много слов со звуком [c] вы знаете, молодцы. - А теперь мы покажем Соне, как еще можно научиться произносить звук [c]. - Я буду говорить, а вы будете повторять за мной. Ус-ус-ус - на елке много бус. А теперь произнесем медленно. А теперь быстро. Хорошо, а теперь давайте скажем громко и четко. А сейчас скажем тихо. Са – са – са – под кустом сидит лиса (произносим медленно, быстро, тихо и громко) Су – су – су – мы увидели лису (произносим медленно, быстро, тихо и громко) - Посмотрите, как Соне интересно за вами наблюдать. | Рассказ Вопросы к детям Объяснение артикуляции звука Образец произношения Хоровое и индивидуальное произношения звука Похвала Указание Развитие фонематического слуха Объяснение Похвала Указание Физкультминутка Указание Наглядность Вопросы к детям Одобрение Указание Похвала Объяснение Чистоговорки | Слушают историю - Да. - С- с- с- с-с - Давайте. Смотрят, повторяют. - с-с-с-с - с-с-с - с-с-с - с-с-с - с-с-с Слушают. Хлопают в ладоши, когда встречают слова со звуком [c]. Выполняют физкультминутку. Садятся на стулья. Слушают. - Снежинка - Снегурочка - Снеговик - Все эти слова объединяет звук [c]. [c]. - Санки, сапоги, свеча, сова, стул, садик, сахар, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, сосулька, сугроб. - ус-ус-ус – на елке много бус - са–са-са-под кустом сидит лиса - су-су-су – мы увидели лису | |
3 | Заключительный этап | - Ребята, что вы сейчас делали? -Какой звук вы учились произносить? - Ребята, покажите Соне, как вы научились произносить звук [c]. - Соня, попробуй сказать слово снежинка. Собака: Снежинка. - Ребята, вы слышали? Это правда? Я теперь умею правильно произносить звук [c]? - Ребята, как я вам благодарна, спасибо вам. Теперь все будут понимать, что я говорю. - А теперь Соне пора домой, ее там ждут, давайте попрощаемся с Соней. - Молодцы ребята, похлопайте друг другу. | Подведение итогов Похвала | - Учились произносить звук [c] - С-с-с-с Слушают - Да, это правда, ты теперь умеешь произносить звук [c]. - До свидания, Соня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....
Занятие по звуковой культуре речи, грамоте в подготовительной к школе группе.
Цель: совершенствовать звуковую культуру речи детей: уметь слышать различие звуков «Ш»-«С», произносить их (помочь детям ощутить разную позицию язычка) стимулировать и поддерживать ...
Памятка для воспитателей "Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи"
Памятка для воспитателей предлагает разнообразить занятия по звукоавой культуре речи играми и заданиями, направленными на формирование правильного произношения, закрепления и различения звуков. Задани...
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...