Занятие по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Курмангалеева Гульнара Ербулатовна

Звук "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области: Речевое развитие.

Тема занятия:  «Звук [с]»

Возрастная группа: Средняя

Цель занятия: Познакомить детей со звуком [с].

Задачи занятия: Познакомить детей с произношением звука [с]; Показать артикуляцию звука [с]; Формировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах,  словах.

Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

Воспитывать культуру речевого общения.

Дополнительные задачи: -

Словарная работа: активизировать в речи детей следующие слова-собака, Соня, снежинка, снегурочка, снеговик, санки, снегопад.

Планируемый результат занятия:  дети знакомы со звуком [с].

Подготовительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Материалы и оборудование: игрушка – собачка; картинки с изображением снегурочки, снежинки, снеговика.


Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно- мотивационный этап

Познакомить детей с произношением звука [с]; Показать артикуляцию звука

Собираю детей в круг.

- Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук [с].

- Зачем нужно правильно произносить звуки?

- Звуки нужно произносить правильно для того, чтобы нас понимали, когда мы говорим.

- Но сначала нужно разогреть наши язычки, для того, чтобы они хорошо работали.

- Давайте изобразим сосульку.

Высуньте язык как можно дальше, сделайте его острым, вот так (показываю).

- А теперь изобразите горку.

Откройте рот, язык спрячьте за нижние зубы, выгните язык горкой, вот так (показываю).

- Молодцы.

Стук в дверь.

- Ребята, вы слышали, кто-то стучит?

- Пойду, посмотрю.

- Ребята, кто это?

- Давайте поздороваемся с собачкой.

Собака:

- Здравштвуйте ребята, меня зовут Шоня.

На Новогоднем утреннике я рашшказывала дедушке морозу штихотворение, но он меня не понял, я очень рашштроилась.

- Ребята, как вы думаете, почему дедушка мороз не понял собачку?

- Собачка Соня правильно произносит звуки? Вы ее понимаете?

- Какой звук собачка произносит не правильно?

Собака:

- Ребята, что же мне делать? Я хочу, чтобы меня все понимали, и разговаривали шо мной.

- Ребята, чем можно помочь собачке Соне?

- Правильно, давайте научим ее правильно произносить звук [с], но сначала нам самим нужно научиться его произносить.

- Сейчас мы познакомимся со звуком [с] и будем учиться его произносить, присаживайтесь на стульчики.

Соня, ты тоже присаживайся, слушай и смотри внимательно.

Орг. момент

Постановка учебной задачи

Вопрос к детям

Объяснение

Артикуляционная гимнастика

Проследить, чтобы каждый ребенок правильно выполнял артикуляционную гимнастику

Сюрпризный момент

Вопросы к детям

Объяснение

Встают в круг.

- Для того чтобы нас понимали.

Слушают.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

- Да.

- Это собачка.

- Здравствуй, собачка.

Слушают.

- Потому что она непонятно разговаривает.

- Нет, мы ее не понимаем.

- Собачка не правильно произносит звук [с].

- Нужно научить собачку  правильно произносить звук [с].

Слушают.

Садятся на стулья.

2

Основной этап

Формировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах, словах.

Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

Воспитывать культуру речевого общения.

- Ребята, послушайте историю. Однажды девочка Ира осталась одна дома. И вдруг она услушала: "кап-кап-кап". Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ира была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струёй с шумом: "с-с-с". Оказывается, Ира повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка воды, и она стала играть - открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: "с-с-с".

-А вам, ребята, приходилось слышать песенку воды?

-А как она поёт?

-Давайте научимся правильно произносить звук [с].

-Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Кончик языка прижимается к нижним зубам, получается звук [c].

- Звук [c] нужно произносить вот так: с-с-с-с-с-с.

- Произнесите хором звук [c]

- Девочки, произнесите звук [c]

- Мальчики, произнесите звук [c]

- Катя, произнеси звук [c]

- Артем, произнеси звук [c]

- Молодцы.

Упражнение на внимание.

-Ребята, будьте очень внимательны. Сейчас я буду говорить разные слова. В некоторых из них слышится звук [c].  

 Как только вы услышите его, нужно хлопнуть в ладоши.

-Санки, лед, сосулька, мороз, снег, узор, снежинка, валенки, снегирь, комок, солнышко.

-Молодцы ребята.

- Давайте отдохнем, подойдите ко мне.

Вам нужно разделиться на две команды, первая команда будет изображать ветерок, а вторая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся.

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

- Присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, собачка Соня принесла с собой картинки.

- Внимательно рассмотрите картинки.

- Что изображено на первой картинке?

- А на второй?

- А что изображено на третьей картинке?

- Что объединяет все эти слова?

-На какой звук они начинаются?

-Правильно, эти слова начинаются на звук [c].

- Ребята, придумайте слова, в которых есть звук [c].

- Как много слов со звуком [c] вы знаете, молодцы.

- А теперь мы покажем Соне, как еще можно научиться произносить звук [c].

- Я буду говорить, а вы будете повторять за мной.

Ус-ус-ус - на елке много бус. 

А теперь произнесем медленно.

А теперь быстро.

Хорошо, а теперь давайте скажем громко и четко. А сейчас скажем тихо.

Са – са – са – под кустом сидит лиса (произносим медленно, быстро, тихо и громко)

Су – су – су – мы увидели лису (произносим медленно, быстро, тихо и громко)

- Посмотрите, как Соне интересно за вами наблюдать.

Рассказ

Вопросы к детям

Объяснение артикуляции звука

Образец произношения

Хоровое и индивидуальное произношения звука

Похвала

Указание

Развитие фонематического слуха

Объяснение

Похвала

Указание

Физкультминутка

Указание

Наглядность

Вопросы к детям

Одобрение

Указание

Похвала

Объяснение

Чистоговорки

Слушают историю

- Да.

- С- с- с- с-с

- Давайте.

Смотрят, повторяют.

- с-с-с-с

- с-с-с

- с-с-с

- с-с-с

- с-с-с

Слушают.

Хлопают в ладоши, когда встречают слова со звуком [c].  

Выполняют физкультминутку.

Садятся на стулья.

Слушают.

- Снежинка

- Снегурочка

- Снеговик

- Все эти слова объединяет звук [c].

[c].

- Санки, сапоги, свеча, сова, стул, садик, сахар,  снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, сосулька, сугроб.

- ус-ус-ус – на елке много бус

- са–са-са-под кустом сидит лиса

- су-су-су – мы увидели лису

3

Заключительный этап

- Ребята, что вы сейчас делали?

-Какой звук вы учились произносить?

- Ребята, покажите Соне, как вы научились произносить звук [c].  

- Соня, попробуй сказать слово снежинка.

Собака: Снежинка.

- Ребята, вы слышали? Это правда? Я теперь умею правильно произносить звук [c]?

- Ребята, как я вам благодарна, спасибо вам. Теперь все будут понимать, что я говорю.

- А теперь Соне пора домой, ее там ждут, давайте попрощаемся с Соней.

- Молодцы ребята, похлопайте друг другу.

Подведение итогов

Похвала

- Учились произносить звук [c]

- С-с-с-с

Слушают

- Да, это правда, ты теперь умеешь произносить звук [c].  

- До свидания, Соня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Занятие по звуковой культуре речи, грамоте в подготовительной к школе группе.

Цель: совершенствовать  звуковую  культуру речи детей: уметь слышать различие звуков «Ш»-«С», произносить их (помочь детям ощутить разную позицию язычка) стимулировать и поддерживать ...

Памятка для воспитателей "Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи"

Памятка для воспитателей предлагает разнообразить занятия по звукоавой культуре речи играми и заданиями, направленными на формирование правильного произношения, закрепления и различения звуков. Задани...

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...