Памятка для воспитателей "Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи"
материал по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

Добрынина Эльвира Геннадьевна

Памятка для воспитателей предлагает разнообразить занятия по звукоавой культуре речи играми и заданиями, направленными на формирование правильного произношения, закрепления и различения звуков. Задания предложены из логопедической практики, что позволяет разнообразить занятия воспитателя и добиться больших результатов по развитию речевых навыков воспитаников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_vospitateley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей:

«Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи»

(на произношение, закрепление и различение звуков)

  1. На что похож звук? (звукоподражание) (ССС – песенка насоса, ЗЗЗЗ – песенка комара, ШШШ – песенка змеи, ЖЖЖ – песенка жука, ЛЛЛ – песенка самолёта, ЩЩЩ – чистит щётка, ЧЧЧ – стрекочет кузнечик, РРР – рычит тигр и т.д. Знакомство с артикуляцией звука (что делают губы? Зубы? Язык (кончик, спинка)? Воздушная струя? голосовые складки?)
  2. Комплекс артикуляционной гимнастики (для нижнего или верхнего положения языка) – 5-7 упражнений.
  3. Пропевание слоговых дорожек и звукосочетаний (звукокомплексов) – са-со-су, ас – ос – ус, ста – сты - сту, аса -  осо -  усу - усы, аст – ост, уст – ыст….
  4. «Скажи звук по-разному» - тихо, громко, нормальным голосом, коротко, длинно, спой….
  5. «Скажи звук столько раз, сколько я ударю в бубен (барабан)»
  6. Выделение звука из слов: среди других звуков (сигнал – хлопок,  поднять руку, флажок, фишку), среди разных слогов, среди слов, из предложения, из текста стихотворения или короткого рассказа.
  7. Назови самое длинное слово из ряда (самое короткое слово).

(дом, сом, компот, ток) (берёза, смородина, тополь, дуб)

  1. Назови слово, которое отличается от других: точка, точка, точка, дочка, точка, точка…. Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.
  2. Какое слово лишнее? (по наличию звуков – по типу игры 4й  лишний) – Ш: шар, шуба, сахар, шапка.
  3. «Произнеси  звук, когда увидишь символ (можно - букву, картинку)»
  4.  «Поймай звук» (ладошками) Ж: С, Ф, Ж, М, Д, Ж, ….СА, ЖА, ДЫ, ЖИ, ЛЫ
  5. Место звука в слове: с использованием схем, звуковых линеек, вагончиков:

     *

                                                        Начало          середина        конец

                                                    1 звук (первый)   один   1 звук     последний.

                                                                       или много

  1. Игра «Подскажи словечко» (в рифму)
  2. Игра «Подбери рифму» (можно с использованием картинок)
  3.  Произнесение рифмовок, чистоговорок, скороговорок (заучивание) – хором, отражённое, индивидуально.
  4.  Загадки на заданный звук.
  5. . «Разложи картинки по звукам» (2 корзины или 2ведёрка, или 2вагончика, 2шкафа, 2чемодана….)  -  с использованием картинок.
  6. Выбери картинки (игрушки, предметы) на определённый, заданный звук.
  7.  Называние правильных и неправильных вариантов слов (С, Ш: скаф, шуба, суба, шкаф, шанки, шапки, шадик, сад, скола, шахар, сахар…)
  8.  Произнесение стихов, скороговорок,  стихов с движениями пальчиков, под ритм мяча, с отхлопыванием, прошагиванием….
  9. Устное проговаривание в  сочетании с рисованием, штрихованием – обведи только те картинки, где есть наш звук…раскрась тот предмет, где есть звук Р……зачеркни то, где нет звука….соедини слова, которые звучат похоже….
  10. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове.
  11.  Соедини картинку с его схемой (звуковой анализ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи.

Воспитателям для организации занятий по ЗКР....

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...