Составление рассказа по картине "Ранняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «РАННЯЯ ОСЕНЬ».

Коррекционно-образовательные цели: Обучение рассказыванию по картине.

Коррекционно-развивающие цели: 

  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие логического мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание любви и бережного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Отгадывание загадок.

Птицы улетают,

Собралися в стаи.

Листья улетают,

Ветер их уносит.

Всё это бывает,

Если с нами…

        (осень)

Что это за кочка

Около пенёчка?

Есть у кочки чёрный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

        (ёж)

Рыжей молнией зверёк

Промелькнул средь веток,

Вдоль ствола и поперёк.

Был зверёк, и нету.

        (белка)

  1. Рассматривание картины и ответы детей на вопросы педагога.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней:

  • Как вы думаете, почему в начале занятия мы отгадали загадки об осени, о ёжике, о белке?
  • Кого вы видите на картине?
  • Куда пришли дети?
  • Почему вы думаете, что дети пришли в лес?
  • Как нужно относится к животным, которых вы встретите на пргулке в лесу? Можно ли их ловить, брать с собой домой?
  • Что делает мальчик, изображённый в центре?
  • Что делает мальчик, который стоит слева?
  • Что делают девочки?
  • Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
  • Почему осень на этой картине можно назвать золотой?
  • Какие деревья вы видите на картине и какими стали листья на них?

  1. Коллективное составление плана.

Педагог предлагает детям подумать, сколько частей будет в рассказе, и задаёт следующие вопросы:

  • С чего вы начнёте рассказ?
  • Как вы опишите осень, что расскажете о деревьях?
  • О чём будете рассказывать дальше?
  • Что вы расскажете о мальчике, который изображён в центре?
  • Что вы расскажете о мальчике, который стоит слева?
  • Что можно рассказать о девочках?
  • Конец рассказа я предлагаю каждому из вас придумать самостоятельно.

  1. Подготовка к рассказыванию по картине.

Педагог даёт детям одну минуту для подготовки к рассказыванию и напоминает план рассказа.

  1. Рассказ по картине.

 Сначала можно предложить детям рассказ по частям, а затем один из детей составит рассказ полностью.

Примерный рассказ по картине.

Наступила золотая осень. Листья не берёзе стали жёлтыми, на рябине – оранжевыми, на клёне – красными. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, жёлуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки дуба и клёна. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

Детям очень понравилось в осеннем лесу.

        

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Как видно из определения, помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с ОНР нарушается целый комплекс речевых функций.

Это, во-первых, фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и представлений.

Во-вторых, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

В-третьих, недостаточное развитие словаря, который у детей с ОНР значительно беднее словаря с их сверстников с нормальной речью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета, заменяют слова, близкими по ситуации и внешним признакам. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия – большой и маленький, которыми заменяют остальные.

В-четвёртых, в речи детей встречаются аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

Указанные недостатки с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи – пересказе, рассказе по картине, серии картин, рассказе-описании. При пересказе и рассказе  по серии картин помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц, непонимание причинно-следственных связей рассказа. Рассказ- описание также малодоступен. Дети обычно ограничиваются перечислением предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными только отвечать на вопросы.

Поэтому дна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Необходимо у детей формировать навыки построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространённые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

        

Работа над развитием речи идёт по следующим направлениям:

  • обучение рассказыванию на основе восприятия – составление рассказа – описания;
  • обучение рассказыванию по картине;
  • обучение пересказу;
  • обучение самостоятельному рассказыванию.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей –

  • развивают наблюдательность;
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие) ;
  • пополняют запас знаний и сведений;
  • развивают речь.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

 Картина в различных её видах ( предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

В детском саду рассказывание по картине проводится примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, можно работать несколько занятий.

Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Если сюжет картин занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.

Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:

  • отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;
  • вызывать яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждать к размышлению;
  • стимулировать фантазию;
  • способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.

Задания, которые можно использовать при подготовке к описанию картины, можно продемонстрировать на примере картины «Новогодняя ёлка для птиц и зверей». Сюжет этой картины нестандартен, открывает широкий простор для детской фантазии, симпатичные лесные жители вызывают положительные эмоции у детей и интерес к картине.

Приёмы и методы обучения рассказыванию по картине известны из методики и широко отражены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич и других авторов. А.М. Бородич говорит о том, что залогом успеха на всех возрастных этапах является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать?). Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа ( до её демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания.

Весь процесс обучения рассказыванию делится на два больших этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе проводятся экскурсии, наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы по теме, работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, над развитием грамматического строя речи. А в подготовительной к школе группе важным этапом становится толкование пословиц, толкование и отгадывание загадок, самостоятельное загадывание детьми загадок, что позволяет детям применить уже накопленный багаж знаний в речевой деятельности. Кроме того, загадки и пословицы развивают не только речь, но и мышление, что очень важно в условиях логопедической группы.

Более подробно остановимся на совместной работе воспитателя и логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи.

Для рассматривания детям предлагается многоплановая картина. Поэтому подготовительный этап может длиться в течение месяца и проходить через темы «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Ёлка», «Новогодний праздник».

Работа над словарём включала следующие упражнения и задания»

  • Подбор действий к предмету (дети называют, что умеет делать заяц – смотреть, слушать, нюхать, прыгать, держать, грызть, дрожать, сидеть).
  • Подбор названий предметов к действиям (дети называют, кто или что может бегать, летать, прыгать, расти и т.п.) Логопед даёт эти упражнения воспитателю для индивидуальной или подгрупповой работы.
  • Подбор эпитетов к предмету.
  • Подбор и закрепление в речи глаголов с разными приставками (глаголы типа: подлететь, прилететь, слететь, взлететь и т.п.) и глаголов совершенного и несовершенного вида (летят – прилетели, ели – съели)
  • Подбор синонимов ( бежать-мчаться, прыгать-скакать), антонимов.
  • Логопед также проводит работу по подбору однокоренных слов (снег- снежинка, снеговик, снежный), а воспитателю предлагается составить предложения с этими словами.

Работа над грамматическим строем речи: даже по самой картине можно предложить детям найти, про что можно сказать белый, белая, белое, белые, таким образом дифференцируя окончания прилагательных разного рода.

        Проводятся упражнения на согласование числительных с существительными, на изменение существительных по падежам.

        Проводятся упражнения на закрепление употребления предлогов.

        Логопед в рамках тем «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой» составляет с детьми рассказы-описания птиц и зверей по планам-схемам. Так как детям с нарушениями речи труднее удержать в памяти последовательность пересказываемых фрагментов, мы чаще всего предлагаем им поддержку в виде готовых схем или разрабатываем и зарисовываем план вместе с детьми.

Как вариант возможно использовать такой вид работы, как рисование с одновременным проговариванием и описанием внешнего вида птицы.

        Для проведения упражнений подготовительного этапа можно использовать многофункциональные плоскостные пособия, например, большое изображение дерева и набор карточек маленького размера с изображением зверей, птиц, насекомых и т.д. (предлагаются задания типа: «Спрячь зайчика за нижнюю правую ветку ёлки»; «Посади на верхнюю ветку ёлки снегиря» и т.д.)

        После подготовительного этапа переходим непосредственно к составлению рассказа по картине.

        Традиционные приёмы составления рассказ по картине имеют определённую специфику работы в логопедической группе.

ПРИЁМ: «Беседа по вопросам».

        Вопросами педагог помогает детям лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них -  припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Вопросы должны помогать ребёнку: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, в третьих, фантазировать и сочинять.

Поэтому предлагаем вам подбирать не только традиционные, по содержанию картины, вопросы, типа:

«Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какова погода на картине? Где растёт ёлка? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? и т.п., но и подбирать вопросы проблемные , непростые, типа:

«На какой праздник наряжаются ёлки? Чем украшают ёлки на Новый год? Почему белочка серенькая, а не рыженькая? Почему ягоды положили в корзину? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»

И если логопед сам задаёт вопросы детям, то воспитателю может быть предложено попросить детей задать вопросы по картине своим товарищам. Этот вид работы, конечно, сложный, но интересный.

ПРИЁМ: «Приём совместных действий».

Логопед проводит следующие упражнения:

  1. Распространение предложений. Даётся, например, предложение: «Зайчик сидит». Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову: «Зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой в лесу. и т.д.
  2. Составление предложений  из слов. Например: синичка, лететь, ёлка. – Синичка подлетела к ёлке. и т.д. А воспитателю предлагается провести упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений). Например, «У зайчика белая шубка, потому что …», «Заяц скачет к ёлке, потому что …» и т.п.

ПРИЁМ» «Приём мысленного вхождения в картину».

Логопед, рассматривая с детьми картину, предлагает  им сказать, что они чувствуют (как мороз холодит щёки, как скрипит снег под ногами и т.д.) , и что они слышат (скрип снега, голоса птиц и т.д.), помогая им в затруднительных случаях наводящими вопросами. Воспитатель проводит с детьми  игру «Превращения», предлагая детям перевоплотиться в кого-нибудь из персонажей картины и рассказать свою историю, случившуюся с ним на лесной полянке у ёлочки.

ПРИЁМ: «Составление рассказа по частям».

С логопедом дети по очереди составляют мини-рассказы по какому-то эпизоду, части картины; потом все эти рассказы объединяются, и рассказывается всё целиком.

Воспитателю предлагается интерпретация игры «Попугай» (вариант названия – «Цепочка»): первый ребёнок составляет простое предложение по картине, второй ребёнок повторяет это предложение и проговаривает своё. Это задание очень сложное, доступное детям подготовительной группы, и то возможно повторение ограниченного количества предложений.

ПРИЁМ: «Образец рассказа по картине».

Образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, эмоционально выразительным. Этот приём чаще применяется в старшей группе, в подготовительной группе мы пользуемся им избирательно.

Творческие задания, применяемые при обучении рассказыванию по картинам детей старшего дошкольного возраста, способствующие развитию воображения детей.

  1. Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции).
  2. Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Перед детьми ставится задача узнать действующих персонажей на основе воображаемого диалога. Вариант диалога предлагает педагог: «Я услышала разговор двух персонажей. Один …сказал другому … Кто это мог быть? Как ты думаешь? Почему?».
  3. Игра – упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурных картин. Один из фрагментов картины закрывается экраном. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание данного фрагмента. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображённого на закрытой части картины. Дети, ориентируясь на общее содержание картины, говорят о персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные варианты (персонажи, предметы, моменты действия).
  4. Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Детям предлагается крупноформатная картина с изображением места действия, той или иной обстановки без действующих персонажей. Дети загадывают описательные загадки друг другу; после отгадывания каждого персонажа на картину помещается плоскостная фигурка данного объекта. По ходу заполнения картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажем действий.
  5. задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах, поиск связей, точность воспроизведения пословиц как целостных сочетаний, подобранных к содержанию картины:
  • Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу  …Апрель с водой, … (май с травой).
  • Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как…
  1. Придумывание вариантов названия к картине.
  2. Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине.
  3. Составление продолжения к изображённому сюжетному действию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...