Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений об осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи в подготовительной группе
Составление рассказов на тему «Осень наступила».
Чтение стихотворений об осени.
Проведено: 15.11.2017г Проведено в рамках Заведующая МБДОУ № 14 семинара- практикума
г. Невинномысска по теме: «Речевое развитие
Н.Н.Воскобойникова дошкольников в свете ФГОС»
воспитатель МБДОУ № 14
г. Невинномысска
Куличкина Светлана Дмитриевна
Дата проведения: 15.11.2017г
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений об осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Предварительная работа:
Наблюдение осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование: Мяч , мнемотаблица по теме «Осень», сюжетные картинки, книжки-малышки изготовленные детьми.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети:Время года – осень.
Воспитатель:Назовите месяца осени.
Дети:Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени, придерживаясь плана (мнемотаблица), чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все об осенних деньках.
Дети:
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Солнышко светит мало.
Моросит мелкий дождь.
После дождя появляются грибы.
Часто дует холодный ветер.
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети:
Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.
С деревьев падают листья.
Начинается листопад.
Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.
Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.
Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
Воспитатель:
Дети, кто обобщит услышанное?
1.
Осень – красивое время года.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Дует ветер и срывает с ветки листочки. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
2.
Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
Воспитатель:
3.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
Воспитатель:
Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная осень
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель:
Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Вот такая она – осень!
Предлагаю послушать Рому
А С Пушкин «Осенняя пора! Очей очарованье…»
Воспитатель:
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети:
Грусть.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила осень.
Воспитатель:
Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Ответы детей
Воспитатель:
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна.
Вот какие книги нарисовали наши дети об осени, которые они сейчас прочтут. (Рассказы детей по книжкам-малышкам)
Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью –
Дети:
Осеннее.
Воспитатель:
Ветер осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Небо осенью -
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Туча осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Дождь осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Лес осенью –
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Погода осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Пальто осенью –
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Сапоги осенью –
Дети:
Осенние
Воспитатель:
Одежда осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети:
Мы говорили об осени.
Воспитатель:
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Дети:
Да
Воспитатель:
Тучки солнце закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Холодный ветер прилетает?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну а птицы гнезда вьют?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А букашки прилетают?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Звери норки закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Урожай все собирают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Птичьи стаи улетают?
Дети
Да
Воспитатель:Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да
Воспитатель:
Достаем ли сапоги?
Дети: Да
Воспитатель:
Солнце светит очень жарко?
Дети: Нет
Воспитатель: Можно детям загорать?
Дети: Нет
Воспитатель:
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дети:
Да
Воспитатель:
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе " Составление описательного рассказа на тему " Осень"
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группеВоспитатель : Зигинова Е.А ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на картинки....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...
конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос».
НОД по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос» Цель: Формировать умение детей составлять рассказ о космосе с опорой на мнемотаблицу.З...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг&raq...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»
Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по теме стихотворения»
При составлении рассказа по теме стихотворения дети учатся подбирать похожие по смыслу слова. Не отступать от заданной темы....