Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чебунина Татьяна Васильевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Ласточка"

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему:

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

https://pandaland.kz/uploads/FILES/8e2/8e2d23e9a23b16a4e2c091a5d1ee6712.jpg

Воспитатель: Чебунина Т.В.

Тарбагатай

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников), сюжетные картинки  для составления рассказов, мяч, осенние листья

Ход занятия:

1.        Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель:  Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель: назовите месяца осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа:

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

         Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?

 

Дети: Осенью часто идут дожди, начинает холодать, бывают первые заморозки, листья желтеют.

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

Игра: «Мяч осенний и волшебный

 будет в руки к вам скакать и вопросы задавать»

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Воспитатель: листья осенью (что делают?)

Дети: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель: дождь осенью (что делает?)

Дети: Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель: урожай осенью (что делают?)  

Дети: Урожай осенью убирают.

Воспитатель: птицы осенью(что делают?)

Дети: Птицы осенью улетают.

Воспитатель: деревья осенью(что делают?)

Дети: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель: звери осенью (что делают?)

Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

                 Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за         туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Воспитатель: Вот такая она – ранняя осень!

Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

« Осень наступила»

                               Осень наступила,

                             Высохли цветы,

                             И глядят уныло

                             Голые кусты.

                             Вянет и желтеет

                             Травка на лугах,

                             Только зеленеет

                             Озимь на полях.

            Туча небо кроет,

            Солнце не блестит,

            Ветер в поле воет,

            Дождик моросит…

            Зашумели воды

            Быстрого ручья,

            Птички улетели

            В теплые края.

Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети: грусть.

Воспитатель: почему?

Дети: потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать, наступила  холодная осень.

Воспитатель: найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети: небо закрыто тучами, солнце не светит, дует сильный ветер, идёт дождь.

Воспитатель: дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды, осень по - своему прекрасна.

Воспитатель: вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Воспитатель: Осенью растут грибы? Да

Воспитатель: Тучки солнце закрывают? Да

Воспитатель: Холодный ветер прилетает? Да

Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют? Нет

Воспитатель: А букашки прилетают? Нет

Воспитатель: Звери норки закрывают? Да

Воспитатель: Урожай все собирают? Да

Воспитатель: Птичьи стаи улетают? Да

Воспитатель: Часто-часто льют дожди? Да

Воспитатель: Достаем ли сапоги? Да

Воспитатель: Солнце светит очень жарко? Нет

Воспитатель: Можно детям загорать? Нет

Воспитатель: Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Да

Воспитатель:Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени

Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её крас...