Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_sostavlenie_rasskaza_po_osen.docx | 443.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Ласточка"
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему:
«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
Воспитатель: Чебунина Т.В.
Тарбагатай
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников), сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказ-загадка.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Воспитатель: назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа:
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети: Осенью часто идут дожди, начинает холодать, бывают первые заморозки, листья желтеют.
Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
Игра: «Мяч осенний и волшебный
будет в руки к вам скакать и вопросы задавать»
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Воспитатель: листья осенью (что делают?)
Дети: Листья осенью желтеют и опадают.
Воспитатель: дождь осенью (что делает?)
Дети: Дождь осенью моросит, идет.
Воспитатель: урожай осенью (что делают?)
Дети: Урожай осенью убирают.
Воспитатель: птицы осенью(что делают?)
Дети: Птицы осенью улетают.
Воспитатель: деревья осенью(что делают?)
Дети: Деревья осенью роняют листья.
Воспитатель: звери осенью (что делают?)
Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Воспитатель: Вот такая она – ранняя осень!
Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.
« Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети: грусть.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать, наступила холодная осень.
Воспитатель: найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Дети: небо закрыто тучами, солнце не светит, дует сильный ветер, идёт дождь.
Воспитатель: дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды, осень по - своему прекрасна.
Воспитатель: вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Воспитатель: Осенью растут грибы? Да
Воспитатель: Тучки солнце закрывают? Да
Воспитатель: Холодный ветер прилетает? Да
Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют? Нет
Воспитатель: А букашки прилетают? Нет
Воспитатель: Звери норки закрывают? Да
Воспитатель: Урожай все собирают? Да
Воспитатель: Птичьи стаи улетают? Да
Воспитатель: Часто-часто льют дожди? Да
Воспитатель: Достаем ли сапоги? Да
Воспитатель: Солнце светит очень жарко? Нет
Воспитатель: Можно детям загорать? Нет
Воспитатель: Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Да
Воспитатель:Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»....
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта....
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени
Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её крас...