«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_osen.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникация»
Тема:
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
Мяч
Ход ООД:
Воспитатель:
Дети, какое сейчас время года?
Дети:
Время года – осень.
Воспитатель:
Назовите месяца осени.
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Солнышко светит мало.
Моросит мелкий дождь.
После дождя появляются грибы.
Часто дует холодный ветер.
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети:
Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.
С деревьев падают листья.
Начинается листопад.
Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.
Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.
Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
Воспитатель:
Дети, кто обобщит услышанное?
Рада:
Ранняя осень – красивое время года.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Воспитатель:
Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.
Даша:
Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
Воспитатель:
Спасибо, Даша, замечательно.
Лера:
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
Воспитатель:
Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель:
Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать Пашу.
Паша:
Плещеев А.Н.
« Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель:
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети:
Грусть.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.
Воспитатель:
Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Дети:
Небо закрыто тучами.
Солнце не светит.
Дует сильный ветер.
Идёт дождь.
Воспитатель:
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна.
Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью –
Дети:
Осеннее.
Воспитатель:
Ветер осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Небо осенью -
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Туча осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Дождь осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Лес осенью –
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Погода осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Пальто осенью –
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Сапоги осенью –
Дети:
Осенние
Воспитатель:
Одежда осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети:
Мы говорили об осени.
Воспитатель:
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Дети:
Да
Воспитатель:
Тучки солнце закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Холодный ветер прилетает?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну а птицы гнезда вьют?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А букашки прилетают?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Звери норки закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Урожай все собирают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Птичьи стаи улетают?
Дети
Да
Воспитатель:
Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да
Воспитатель:
Достаем ли сапоги?
Дети:
Да
Воспитатель:
Солнце светит очень жарко?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Можно детям загорать?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дети:
Да
Воспитатель:
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
Литература:
Гербова В.В.
Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
Анжелика Никитина
Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб.: КАРО, 2011
(средне – старшая группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта....
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени
Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её крас...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени» ...