План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
Образовательная:
-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая:
-развивать гимнастику;
-продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему:
«Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание:
Образовательная:
-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая:
-развивать гимнастику;
-продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.
Приветствие:
Я - твой друг и ты - мой друг! Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас гости, поприветствуем их в нашей группе.
Пройдите на свои места и присядьте на свои стульчики поудобнее.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказ-загадка.
Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь. (отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной речки. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Вос.
Назовите мне три месяца осени.
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Вос.
Сегодня мы будем говорить и рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
План рассказа.
1.Во – первых, расскажем о погоде в первые дни месяца.
2.Затем расскажем об изменениях в природе и как готовятся к зиме животные.
3.И уже потом – чем заняты люди и как они одеты.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела.
Птицы собираются в стаи, и улетают в тёплые края.
Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети:
-Осенью часто идут дожди.
-Осенью начинает холодать.
-Бывают первые заморозки.
-Листья желтеют и опадают.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дул с самого утра, я шла на работу и встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил разноцветный мяч. «Мяч осенний, разноцветный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
2. Игра с мячом.
Давайте встанем все в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. - листья осенью (что делают?) –
Дети Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает?) –
Дети. Дождь осенью моросит, идет, льёт.
Вос. -урожай осенью (что делают?) –
Дети Урожай осенью убирают.
Вос. - птицы осенью(что делают?) —
Дети. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью(что делают?) —
Дети Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают?)—
Дети. Звери осенью делают запасы, меняют шубки.
Вос. А сейчас мы немного отдохнём.
3.Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на стульчики, на место аккуратно тихо сели. (присесть)
3.А теперь ребята, внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
1) Наступила осень.
2)Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч.
3)Деревья надели разноцветный наряд.
4)Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.
5)Часто идет холодный дождик.
6)Птицы собираются и улетают в теплые края.
7)Животные делают запасы на зиму.
8)Дети осенью пошли в школу.
9)В лесу выросли грибы и ягоды.
10)Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
11) Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. «Осень наступила».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Вос.
Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Дети:
Грусть.
Почему?
Дети:
Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать, дольше гулять на улице.
Воспитатель:
Ребята, какими словами поэт в стихотворении, говорит, что наступила осень. Дети:
1.Небо закрыто тучами.
2.Солнце не светит.
3.Дует сильный ветер.
4.Идёт дождь.
Вос.
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна. Ранняя осень радует людей яркими красками. А дождливыми вечерами, мы можем собраться семьёй за общим столом выпить чашечку горячего чая с яблочным пирогом.
Вос.
Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Вос. Что бывает только осенью?
Дети: Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.
Вос.
5. А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да» и хлопать в ладоши, если это бывает осенью и «Нет» и топать ножками, если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Да
Воспитатель:
Тучки солнце закрывают?
Да
Воспитатель:
Холодный ветер прилетает?
Да
Воспитатель:
Ну а птицы гнезда вьют?
Нет
Воспитатель:
А букашки прилетают?
Нет
Воспитатель:
Звери норки закрывают?
Да
Воспитатель:
Урожай все собирают?
Да
Воспитатель:
Птичьи стаи улетают?
Да
Воспитатель:
Часто-часто льют дожди?
Да
Воспитатель:
Достаем ли сапоги?
Да
Воспитатель:
Солнце светит очень жарко?
Нет
Вос.
Можно детям загорать?
Нет
Воспитатель:
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Да
Воспитатель:
6.Итог.
Молодцы, дети! Вы очень внимательные и знаете много признаков осени.
В подарок вам ветерок передал листочки с рисунками об осени для раскрашивания. Дома вам будет чем заняться и рассказать своим родным о признаках осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»....
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта....
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени
Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её крас...