План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брюховецкая Наталья Ивановна

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки  для составления рассказов

мяч

осенние листья

Ход занятия:

1.      Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

 Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

-Листья желтеют.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2.      Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?)  –

 Дети Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

 

Физкультминутка «Осенние листья»

 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

                 Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за         туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

« Осень наступила»

                               Осень наступила,

                                Высохли цветы,

                                И глядят уныло

                                Голые кусты.

                                Вянет и желтеет

                                Травка на лугах,

                                Только зеленеет

                                Озимь на полях.

                                Туча небо кроет,

                                Солнце не блестит,

                                Ветер в поле воет,

                                Дождик моросит…

                                Зашумели воды

                                Быстрого ручья,

                                Птички улетели

                                В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

 Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна.

Воспитатель:

Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

-Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?

Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Да

Воспитатель:

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razv.rechi_.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки  для составления рассказов

мяч

осенние листья

Ход занятия:

1.        Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

 Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

-Листья желтеют.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2.        Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?)  –

 Дети Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

                 Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за         туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

« Осень наступила»

                               Осень наступила,

                                Высохли цветы,

                                И глядят уныло

                                Голые кусты.

                                Вянет и желтеет

                                Травка на лугах,

                                Только зеленеет

                                Озимь на полях.

                                Туча небо кроет,

                                Солнце не блестит,

                                Ветер в поле воет,

                                Дождик моросит…

                                Зашумели воды

                                Быстрого ручья,

                                Птички улетели

                                В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

 Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна.

Воспитатель:

Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

-Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?

Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Да

Воспитатель:

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»  ...