Главные вкладки
Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учить пересказывать художественные произведения при помощи картинки -схемы (мнемотаблицы) | 439.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
«Путешествие в сказочной стране»
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;
- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;
- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;
- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».
Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементы мнемотехники.
Ход образовательной деятельности:
- Приветствие.
Здравствуй красно солнышко ,
Здравствуй ветерок,
Солнечные зайчики ,быстрый ручеек
Здравствуй ранняя трава,
Здравствуй свежая листва
Здравствуйте гости дорогие
Всех приветствуем сейчас
Очень рады видеть вас
Воспитатель:
Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
(воспитатель открывает конверт и читает письмо)
Проблемная ситуация
«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».
Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Дети: ответы
2.Мотивация
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).
(метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
Дети :Колобок
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям? Маша
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: Отправляемся в путь и поможем, ему вернутся к бабушке и дедушке. Но сначала мы должны попасть в сказку (дети встают в круг, воспитатель включает музыку).
Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам, сказать тс-с-с)
Раз - два - покружись,
В нашей сказке окажись
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.
Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок».
Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок).
Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).
Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что хорошего в том.что колобок убежал в лес?
Дети: научился двигаться, Познакомился с животными, Дышал свежим воздухом ,пел песенки.
Воспитаетль: Что плохого в том, что колобок убежал в лес.
Дети: Расстроились де и бабка, стал грязным, Встретил хитрую лису.
Воспитатель: В сказке лиса должна съесть колобка, Давайте подумаем, как можно сделать так, чтобы лиса его не съела?
Дети:
1.дорисовать лучик и он станет солнышком.
2.У колобка форма круглая, а мы его сделаем форме кирпичика
3.Изменим цвет и размер , покрасим в зеленый цвет
4. прокатится по грязи
5 прокатится по еловому лесу , станет похож на ежикаё
6. сделать его очень большим. Добавит много дрожжей Тогда колобок станет великаном.
Воспитатель: Молодцы ребята.А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
(воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
-«Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком?»
следующие варианты: «Яичко накрыть чашкой», «Положить его в чашку или тарелку», предлагают и варианты преобразовать сам стол, на котором находится золотое яичко: «Сделать в столе ямку и туда положить яичко», «Сделать стол вогнутым».
Молодцы, дети, хорошо справилось испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.
Воспитатель: Ребята вот следующая подсказка привела нас к следующему заданию Лисы.
Беседа.
Воспитатель: - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.
- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица).
-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»).
-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).
Воспитатель: - Вот Лисичка перепутала все страницы сказки , попробуйте собрать сказку и рассказать нашим гостям (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Теремок»).
С чтистоговорками
Ок-ок-ок- стоит в поле теремок
Ок-ок-ок- он не низок, не высок.
( три хлопка)
Ышка-ышка-ышка- бежит по полю мышка
( передвигаем руками впереди себя вместе)
Ушка-ушка-ушка- вот прыгает лягушка.
( сжимаем кулачки три раза)
Айка-айка-айка- скакал по полю зайка
( сгибаем руки над головой три раза)
Ички-ички-ички- бегут вдвоём лисички
( движение, как в мышках)
Олк-олк-олк- бежит рысцою волк
( поочерёдно передвигать руками впереди себя)
Ить-ить-ить- в теремочке стали жить
( хлопки три раза и показать руками крышу)
Ведь-ведь-ведь - постучался в дверь медведь
( стучим кулачком)
Ал-ал-ал - теремочек разломал.
( щелчки пальчиками три раза)
Ок-ок-ок - строим новый теремок
( стучим воображаемыми молоточками)
Ить- ить- ить- будем в нём мы дружно жить.
( руки на пояс- приседание с поворотом)
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Теремок». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)
Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. А сейчас поиграем игру
Метод системного оператора,
или его ещё называют методом системного анализа.
Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы (объекты), связанные между собой какой-либо системой. Например, по условию игры в «Теремок» могут попасть только те «объекты», которые по каким-либо признакам похожи на одного из обитателей Теремка. /напр. если это был выбран медведь, значит гостями могут быть рысь, белка– они все дикие звери и имеют шерсть, и т.д. Если же приглашает лягушка – то перечисленные выше гости уже не подходят, т.к. не связанны между собой никакой системой. А здесь скорее подойдёт ящерица.
Кого встречал на своем пути колобок?
Колобок благодарит детей за помощь:
- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы снова оказался в своей сказке! Теперь и нам пришла пора вернуться в детский сад
Раз - два - покружись,
Детский сад окажись
- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок
Воспитатель: Колобок, Вам дарит вот такие значки. Вы молодцы!
Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.
3.ИТОГ:
- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Кто запутал все дорожки? (Лиса)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Конспект занятия по ПДД в средней группе с использованием технологии ТРИЗ, как средства иновационного подхода в обучении детей ПДД
Конспект занятия по ПДД в средней группе с использованием технологии ТРИЗ, как средства иновационного подхода в обучении детей ПДД...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...
Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ
Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...