Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_triz.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Задачи:
- Развивать коммуникативную активность дошкольников;
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
- Развивать творческое мышление, память, внимание;
- Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей.
- Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»
Оборудование: Кукла «Василиса - Премудрая»; солнышко с лучиками;
карточки с заданиями; конверты; Флипчарт; Ребристая дорожка;
Ортопедические коврики; карточки с предметами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся.
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети!
Мы проснулись! (Поднять руки вверх!)
Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда» Метод мозгового штурма. Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто – то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Премудрая)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился? Метод мозгового штурма
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.
Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!
Воспитатель: Достает из сундучка первое задание.
Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот» Метод мозгового штурма, я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой.
Высокий - низкий
Худой – толстый
Сильный - слабый
Умный - глупый
Трусливый – храбрый
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали.
Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.
Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:
Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.
Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.
Дети: Не папа, а мама.
Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.
Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.
Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.
Дети: Нет не по саду, а по лесу.
Воспитатель: И встретила лису.
Дети: Нет не лису, а волка.
Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.
Дети: Нет не дети, а дровосеки.
Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места.
Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование
Дети: посадить бабушку в кружку (воспитатель рисует на флипчарте бабушку в кружке).
Воспитатель: почему волк не съест бабушку?
Дети: кружка стеклянная, он сломает зубы; кружка металлическая, кружка пластиковая…
Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.
И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.
Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.
Физкультурная минутка:
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладоши твои.
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(Дети по ортопедическим коврикам проходят на сои места)
Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор
Вам нужно назвать части вашего предмета.
Дети по очереди называют из каких частей состоит их предмет.
Молодцы и с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.
Осталось последнее задание, чтобы его получить нужно пройти по ребристой дорожке.
Следующее задание такое: «Какой, какая, какое» Метод мозгового штурма
Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.
Принцесса – красивая, добрая, нежная.
Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.
Лес – сказочный, волшебный, еловый.
Колдунья – злая, не красивая.
Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.
Воспитатель: Ребята мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.
Рефлексия: Ребята, скажите пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось?
Какое задание больше всего запомнилось?
Ответы детей
Литература:
- Развитие речи детей 5-6 лет. Программа; Методические рекомендации;
Конспекты занятий; Игры и упражнения; Авторы – составители: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
- Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений разработаннике на основе технологии ТРИЗ и РТВ) Сидорчук Татьяна Александровна, Хоменко Николай Николаевич, 2004
- С.И. Гин занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. «ТРИЗ- профи», 2013
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-skazochnyi-gost-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem-tehnologi-triz-dlja-detei-starshei-grupy.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием технологии ТРИЗ.
Пересказ рассказа «Четыре желания»(по К. Ушинскому)...
Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...