Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Перфильева Гульнара Харисовна

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Частное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад №233»

Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Воспитатель: Перфильева Гульнара Харисовна

Улан-Удэ

2018г.

«Путешествие в сказочной стране»

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;

- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;

- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;

- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».

Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементы мнемотехники.

Ход образовательной деятельности:

1. Приветствие.

Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки)

Я твой друг, (руки к груди)

И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня, пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Здравствуйте)

Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

(воспитатель открывает конверт и читает письмо)

Проблемная ситуация

«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Дети: ответы

2.Мотивация

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

(метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

Много сказок есть на свете,)

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:

- И раз, и два, и три, и восемь

- В сказку всех мы переносим.

- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.

Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок».

Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).

Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.

Беседа.

Воспитатель: - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица).

-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой»«Колобок»«Теремок»«Рукавичка»).

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).

Воспитатель: - Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).

- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)

Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.

Воспитатель: Лисичка видит, что вы устали, и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

ФИЗМИНУТКА

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.

Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.

1.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети?

Дети: Семеро козлят.

Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»

Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.

- Кто же всех козляток съел?

- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?

2. В чистом поле вырос дом,

Кто-кто проживает в нем.

Видим мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Дом не низок не высок,

Как зовется?.

Дети: Теремок

Воспитатель: Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»

А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок? (медведь)

3.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?

Следующая загадка:

4.Он в сказочке живет,

он не ёжик и не кот,

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка?

Кого встречал на своем пути колобок?

Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы снова оказался в своей сказке!

- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок (МОЛОДЕЦ)

Воспитатель: Колобок, Вам дарит вот такие значки. Вы молодцы!

Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

3.ИТОГ:

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Лиса)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...

Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

  Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...

Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ

Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...