Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_s_elementami_tehnologii_triz_i_mnemotehniki | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Частное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад №233»
Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Воспитатель: Перфильева Гульнара Харисовна
Улан-Удэ
2018г.
«Путешествие в сказочной стране»
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;
- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;
- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;
- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».
Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементы мнемотехники.
Ход образовательной деятельности:
1. Приветствие.
Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки)
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня, пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Здравствуйте)
Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
(воспитатель открывает конверт и читает письмо)
Проблемная ситуация
«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».
Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Дети: ответы
2.Мотивация
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).
(метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?
Много сказок есть на свете,)
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:
- И раз, и два, и три, и восемь
- В сказку всех мы переносим.
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.
Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок».
Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).
Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
(воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.
(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.
Беседа.
Воспитатель: - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.
- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица).
-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»).
-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).
Воспитатель: - Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)
Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.
Воспитатель: Лисичка видит, что вы устали, и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?
ФИЗМИНУТКА
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)
- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.
Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.
1.Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти,
Маленькие дети?
Дети: Семеро козлят.
Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»
Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.
- Кто же всех козляток съел?
- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?
2. В чистом поле вырос дом,
Кто-кто проживает в нем.
Видим мышка в нем, норушка,
Да Лягушка в нем, квакушка.
Дом не низок не высок,
Как зовется?.
Дети: Теремок
Воспитатель: Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»
А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок? (медведь)
3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?
Следующая загадка:
4.Он в сказочке живет,
он не ёжик и не кот,
из муки он был печен,
на сметане был мешен.
На окошке он студился,
по дорожке он катился.
- Как называется сказка?
Кого встречал на своем пути колобок?
Колобок благодарит детей за помощь:
- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы снова оказался в своей сказке!
- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок (МОЛОДЕЦ)
Воспитатель: Колобок, Вам дарит вот такие значки. Вы молодцы!
Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.
3.ИТОГ:
- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Кто запутал все дорожки? (Лиса)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...
Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...
Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ
Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ...
Конспект занятия по речевому развитию (развитию речи) в средней группе с использованием технологии мнемотехника. Тема: Заучивание стихотворения Т.Белозерова «День Победы»
Заучивание стихотворения Т. Белозерова "День Победы"...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...