Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в средней группе
с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Тема: «Путешествие в сказочную страну».
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;
- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;
- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;
- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.
- Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.
- Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, письмо от колобка, колобок, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».
СОД:
1. Организационный момент– приветствие:
Собрались все детки в круг.
Я твой друг,и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
Проблемная ситуация: «Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».
- Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Мотивация: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).
(метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
- А, это волшебный сундучок».
- Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок).
- Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).
- Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
(воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Молодцы, дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку. (воспитатель бросает клубочек к мольбертам)
- Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
- Ребята клубочек привел нас к следующему испытанию.
- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.
- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица).
-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»).
-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).
- Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)
Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием и нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.
ФИЗМИНУТКА
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)
- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее испытание. Загадки:
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти,
Маленькие дети? (Семеро козлят.)
- Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»
- Кто же всех козляток съел?
- О какой сказке говорится в этой загадке?
- В чистом поле вырос дом,
Кто-кто проживает в нем.
Видим мышка в нем, норушка,
Да Лягушка в нем, квакушка.
Дом не низок не высок,
Как зовется? (Теремок)
- Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»
Следующая загадка:
Он в сказочке живет,
он не ёжик и не котик
из муки он был печен,
на сметане был мешен.
На окошке он студился,
по дорожке он катился.
- Как называется сказка?
- Кого встречал на своем пути колобок?
- Колобок благодарит детей за помощь:
- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам, я снова оказался в своей сказке!- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такие Смайлики!
Рефлексия:
- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в средней группе
с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Тема: «Путешествие в сказочную страну».
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;
- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;
- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;
- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.
- Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.
- Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, письмо от колобка, колобок, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».
СОД:
1. Организационный момент– приветствие:
Собрались все детки в круг.
Я твой друг,и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
Проблемная ситуация: «Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».
- Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Мотивация: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).
(метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
- А, это волшебный сундучок».
- Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок).
- Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).
- Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
(воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Молодцы, дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку. (воспитатель бросает клубочек к мольбертам)
- Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
- Ребята клубочек привел нас к следующему испытанию.
- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.
- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица).
-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»).
-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).
- Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)
Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием и нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.
ФИЗМИНУТКА
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)
- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее испытание. Загадки:
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти,
Маленькие дети? (Семеро козлят.)
- Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»
- Кто же всех козляток съел?
- О какой сказке говорится в этой загадке?
- В чистом поле вырос дом,
Кто-кто проживает в нем.
Видим мышка в нем, норушка,
Да Лягушка в нем, квакушка.
Дом не низок не высок,
Как зовется? (Теремок)
- Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»
Следующая загадка:
Он в сказочке живет,
он не ёжик и не котик
из муки он был печен,
на сметане был мешен.
На окошке он студился,
по дорожке он катился.
- Как называется сказка?
- Кого встречал на своем пути колобок?
- Колобок благодарит детей за помощь:
- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам, я снова оказался в своей сказке!- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такие Смайлики!
Рефлексия:
- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...
Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...
Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ
Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ...
Конспект занятия по речевому развитию (развитию речи) в средней группе с использованием технологии мнемотехника. Тема: Заучивание стихотворения Т.Белозерова «День Победы»
Заучивание стихотворения Т. Белозерова "День Победы"...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...