Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), развивать умение пересказывать сказку с опорой на заместители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_razvitiyu_rechi.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки».
Воспитатель: Евдокимова О.В.
Цель: формирование представлений детей о видах народного фольклора.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать у детей умение различать пословицу, загадку, считалку, сказку;
- познакомить детей с новым понятием: фольклор.
2. Развивающие:
- развивать у детей действие замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет);
- развивать умение детей пересказывать сказку с опорой на заместители.
- Развивать у детей память, внимание, воображение, логическое мышление;
- Развивать связную и выразительную речь детей;
3.Воспитательные:
- воспитание интереса к народному творчеству;
- воспитание навыков сотрудничества, коммуникативных качеств;
- уметь выделять главную мысль или идею сказки.
Предварительная работа с детьми: чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», беседа по содержанию сказки, просмотр мультфильма, чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», сюжетные картины из сказки, вырезанные из картона контуры домика, деревьев; оранжевый, серый, коричневый и желтые кружки, воздушные шарики желтого цвета.
Ход НОД:
1 часть. Вводная.
Игровая ситуация, эмоциональный настрой.
Воспитатель: Встало утром солнышко
И гулять отправилось
И на нашей улице
Всё ему понравилось.
Побежало солнце
Золотой дорожкой
И попало солнце
Прямо к нам в окошко!
Ребята, солнышко заглянуло в наше окно и оставило нам вот такие маленькие «солнышки». Они не простые. (Берет 1-й шарик, читает). «Кто возьмёт в руки это «солнышко», станет самым добрым и ласковым ребёнком в мире!». Давайте проверим!
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг!
Солнышко передавай,
Имя друга ласково называй!
(Дети передают шарик по кругу, называя друг друга ласковым именем).
Воспитатель: Ребята, это правда, вы самые добрые и ласковые!
2 часть. Основная.
Воспитатель: Возьмём другое солнышко и посмотрим, что же там?
(читает): «Где дружба прочна – там хорошо идут дела».
Ребята, что это?
Дети: пословица.
Воспитатель: А что она означает? Как вы думаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете?
Дети: называют пословицы.
Воспитатель: берет следующее солнышко, читает: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»
Дети: весной.
Воспитатель: верно, а что это?
Дети: загадка.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это загадка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: (берёт следующее солнышко, читает):
«Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела!»
Дети, а это что я прочитала?
Дети: считалка.
Воспитатель: верно. Считалка-это короткий стишок, который произносится ритмично. Нужны считалки для того, чтобы, например, определить водящего перед игрой. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру: «Солнышко».
(Имя ребёнка), произнеси считалку, определи, кто будет водить.
Ребёнок произносит считалку.
Хороводная игра «Солнышко».
(После игры проводить детей на стульчики).
Воспитатель: Ребята, пословицы, загадки, считалки, хороводные игры ещё издавна придумал народ, поэтому они какие?
Дети: народные.
Воспитатель: Да, это устное народное творчество, и называется оно одним словом – фольклор. (повторить вместе). Ещё фольклор – это русские народные песни, потешки, прибаутки, русские народные игры и русские народные сказки.
У нас с вами остались ещё «солнышки», посмотрим что же там. (читает загадки про воробья, мышонка и блина).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
- Чик-чирик, не робей,
Я – бывалый…. (Воробей).
(Достать картинку).
Живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышка).
(Достать картинку).
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в серёдке,
Глядь, готов ещё один
С пылу, с жару тонкий ….. (Блин).
(Достать картинку).
Ребятки, вы догадались, откуда эти герои?
Дети: из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Воспитатель: Молодцы, узнали героев. Мы с вами уже слушали эту сказку, смотрели мультфильм, а сейчас я предлагаю вам поиграть в неё. Вы будете рассказывать сказку, а вместо героев будут цветные кружки. Кем будет коричневый кружок?
Дети: воробьём.
(Так же жёлтый, серый, оранжевый кружки.).
Воспитатель: Хорошо. Вот у нас и появились герои нашей сказки.
«На лесной опушке, в тёпленькой избушке жили-были три братца: Воробей крылатый, Мышонок мохнатый да Блин масленый». А кто продолжит сказку?
Дети рассказывают сказку по эпизодам по технологии наглядного моделирования, перемещая цветные кружки на доске.
3 часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы рассказали всю сказку и ничего не забыли. А давайте пофантазируем и представим, кто мог ещё жить вместе с нашими героями? (Достаёт кружки других цветов).
В нашей сказке Воробей-еду носил, Мышонок-дрова рубил, Блин-щи да кашу варил. Все были заняты делом. А какую бы работу стали выполнять эти герои?
Дети придумывают.
4 часть. Заключительная.
Воспитатель: Ребята, чему нас учит эта сказка? (Каждый должен заниматься своим делом. Таким делом, которое у него лучше всего получается).
Как называется одним словом устное народное творчество? (Фольклор).
О каких видах фольклора мы сегодня говорили? (Пословицы, загадки, считалки, игры, сказки).
Похвалить детей и подарить им «солнышки» (воздушные шарики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Чудо - сказки"(литературная викторина).
Литературная викторина по народным и литературным сказкам....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе по теме: «В гости к сказке»
Вспомнить знакомые детям сказки, учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в чет...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Помоги Машеньке отыскать братца (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
Игровое взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой построения образовательной деятельности в современном ДОУ. Квест-игра становится всё более популярной формой работы с дошкол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему "В гостях у сказки"
Конспек НОД направлен на формирование фразовой речи, обогащение словаря....
КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе чтение русской народной сказки "Хаврошечка" .
Сказка "Крошечка Хаврошечка"....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....