Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евдокимова Ольга Владимировна

Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), развивать умение пересказывать сказку с опорой на заместители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_razvitiyu_rechi.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по развитию речи в старшей группе

«Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки».

Воспитатель: Евдокимова О.В.

 Цель: формирование представлений детей о видах народного фольклора.

 Задачи:

1.Образовательные:

  • формировать у детей умение различать пословицу, загадку, считалку, сказку;
  •  познакомить детей с новым понятием: фольклор.

2. Развивающие:

  • развивать у детей действие замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет);
  •  развивать умение детей пересказывать сказку с опорой на заместители.
  • Развивать у детей память, внимание, воображение, логическое мышление;
  • Развивать связную и выразительную речь детей;

3.Воспитательные:

  • воспитание интереса к народному творчеству;
  • воспитание навыков сотрудничества, коммуникативных качеств;
  • уметь выделять главную мысль или идею сказки.

Предварительная работа с детьми: чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», беседа по содержанию сказки, просмотр мультфильма, чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», сюжетные картины из сказки, вырезанные из картона контуры домика, деревьев; оранжевый, серый, коричневый и желтые кружки, воздушные шарики желтого цвета.

Ход НОД:

1 часть. Вводная.

Игровая ситуация, эмоциональный настрой.

Воспитатель: Встало утром солнышко

                          И гулять отправилось

                          И на нашей улице

                          Всё ему понравилось.

                          Побежало солнце

                          Золотой дорожкой

                          И попало солнце

                          Прямо к нам в окошко!

Ребята, солнышко заглянуло в наше окно и оставило нам вот такие маленькие «солнышки». Они не простые. (Берет 1-й шарик, читает).  «Кто возьмёт в руки это «солнышко», станет самым добрым и ласковым ребёнком в мире!». Давайте проверим!

                        Улыбнитесь всем вокруг

                         И скорей вставайте в круг!

                         Солнышко передавай,

                         Имя друга ласково называй!

(Дети передают шарик по кругу, называя друг друга ласковым именем).

Воспитатель: Ребята, это правда, вы самые добрые и ласковые!

 2 часть. Основная.

Воспитатель: Возьмём другое солнышко и посмотрим, что же там?

(читает): «Где дружба прочна – там хорошо идут дела».

Ребята, что это?

Дети: пословица.

Воспитатель: А что она означает? Как вы думаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете?

Дети: называют пословицы.

Воспитатель: берет следующее солнышко, читает: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»

Дети: весной.

Воспитатель: верно, а что это?

Дети: загадка.

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это загадка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: (берёт следующее солнышко, читает):

                          «Раз, два, три, четыре, пять-

                            Начинаем мы играть.

                             К нам сорока прилетела,

                             И тебе водить велела!»

Дети, а это что я прочитала?

Дети: считалка.

Воспитатель: верно. Считалка-это короткий стишок, который произносится ритмично. Нужны считалки для того, чтобы, например, определить водящего перед игрой. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру: «Солнышко».

(Имя ребёнка), произнеси считалку, определи, кто будет водить.

Ребёнок произносит считалку.

 

Хороводная игра «Солнышко».

(После игры проводить детей на стульчики).

Воспитатель: Ребята, пословицы, загадки, считалки, хороводные игры ещё издавна придумал народ, поэтому они какие?

Дети: народные.

Воспитатель: Да, это устное народное творчество, и называется оно одним словом – фольклор.  (повторить вместе). Ещё фольклор – это русские народные песни, потешки, прибаутки, русские народные игры и русские народные сказки.

У нас с вами остались ещё «солнышки», посмотрим что же там. (читает загадки про воробья, мышонка и блина).

                          Я весь день ловлю жучков,

                          Уплетаю червячков,

                          - Чик-чирик, не робей,

                          Я – бывалый…. (Воробей).

 (Достать картинку).

                          Живёт в норке,

                           Грызёт корки,

                           Короткие ножки,

                           Боится кошки. (Мышка).

(Достать картинку).

                           Спрыгнул он со сковородки,

                           Подрумяненный в серёдке,

                           Глядь, готов ещё один

                           С пылу, с жару тонкий ….. (Блин).

(Достать картинку).

Ребятки, вы догадались, откуда эти герои?

Дети: из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Воспитатель: Молодцы, узнали героев. Мы с вами уже слушали эту сказку, смотрели мультфильм, а сейчас я предлагаю вам поиграть в неё. Вы будете рассказывать сказку, а вместо героев будут цветные кружки. Кем будет коричневый кружок?

Дети: воробьём.

(Так же жёлтый, серый, оранжевый кружки.).

Воспитатель: Хорошо. Вот у нас и появились герои нашей сказки.

«На лесной опушке, в тёпленькой избушке жили-были три братца: Воробей крылатый, Мышонок мохнатый да Блин масленый». А кто продолжит сказку?

Дети рассказывают сказку по эпизодам по технологии наглядного моделирования, перемещая цветные кружки на доске.

3 часть.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы рассказали всю сказку и ничего не забыли. А давайте пофантазируем и представим, кто мог ещё жить вместе с нашими героями? (Достаёт кружки других цветов).

В нашей сказке Воробей-еду носил, Мышонок-дрова рубил, Блин-щи да кашу варил. Все были заняты делом. А какую бы работу стали выполнять эти герои?

Дети придумывают.

4 часть. Заключительная.

Воспитатель: Ребята, чему нас учит эта сказка? (Каждый должен заниматься своим делом. Таким делом, которое у него лучше всего получается).

Как называется одним словом устное народное творчество? (Фольклор).

О каких видах фольклора мы сегодня говорили? (Пословицы, загадки, считалки, игры, сказки).

Похвалить детей и подарить им «солнышки» (воздушные шарики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе по теме: «В гости к сказке»

Вспомнить знакомые детям сказки, учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в чет...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Помоги Машеньке отыскать братца (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Игровое взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой построения образовательной деятельности в современном ДОУ. Квест-игра становится всё более популярной формой работы с дошкол...

КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....