Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе чтение русской народной сказки "Хаврошечка" .
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
I Вводная часть.
Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация)
ВОСПИТЕТЕЛЬ: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмитесь за руки, поприветствуем друг друга:
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе мы друзья
Мы друг другу улыбнемся
Дружно за руки возьмемся!
Проходите, присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка».
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
ВОПРОСЫ:
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился? (Хаврошечка и коровушка)
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка)
Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет)
Какими были эти девочки (злыми)А Хаврошечка была какая? (добрая)
- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)
- На кого вы хотели бы быть похожи?
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
- Как хозяйка узнала о том, кто помогает Хаврошечке? (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,
- Почему, что забыла сделать Хаврошечка? (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)
Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.
- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал добрый молодец и попросил, чтобы его угостили яблочком, (Хаврошечка угостила и молодец женился на ней).
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» (Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили).
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чему нас учит????? эта сказка? (Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга, уважать, быть честными).
А эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу.
Только посмотрите, она очень старенькая, поэтому обращаться с ней нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!
Давайте попрощаемся с коровушкой. Скажем ей «Спасибо» за интересную сказку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие по русским народным сказкам
НОД поможет детям уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, поможет в воспитании интереса к устному народному творчеству....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект представлен о многообразии видов устного народного творчества с их различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...
Открытая непосредственная образовательная деятельность Речевое развитие: Игра драматизация по мотивам русской народной сказки "теремок"2 младшей группе.
Русская народная сказка «Теремок» является ярким примером детской литературы познавательного и идейного содержания. Существует множество интерпретаций этого произведения, где изменяется чи...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Чтение и драматизация русской народной песенки "Курочка - рябушечка"
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи во второй младшей группе...
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в средней группе
laquo;Чтение русской народной сказки«Лисичка-сестричка и серый волк»в средней группе...