По следам Осени
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)

Фадеева Анна Михайловна

Конспект по речевому развитию для средней группы с использованием моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._po_sledam_oseni.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа   городского округа Отрадный

Дошкольное отделение

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

 на тему: 

«По следам  Осени» 

                                                                        Фадеева Анна   Михайловна          

                                                     г.о. Отрадный

2020г.

ТЕМА: «По следам  Осени»

ЦЕЛЬ: формирование у детей умения составлять описательный  рассказ об осени с опорой на графическую схему.  

Образовательная область - речевая

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

Образовательные:

 связная  речь:  

 -Упражнять детей в составлении описательных  рассказов об осени по картинкам-символам, с использованием графической схемы, связно, в логической последовательности;

-закреплять представления об осени, и ее признаках.

Развивающие: 

- развивать речевое дыхание, координацию движений с речью;

Словарь и грамматика:

- Активизировать   и  расширять   словарь  детей  о  характерных   признаках    осени;

- Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.

звуковая  культура  речи:

-Уточнить и закреплять правильное произношение звука Ф;

Воспитательные: 

-Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

желание познавать природу.

-Воспитывать доброжелательность, отзывчивость друг  к другу.  

Тип занятия: тематический

Форма занятия: Совместная деятельность детей и взрослого, индивидуальная.

Продолжительность: 20 минут

Участники: средняя группа.

Возраст обучающихся: 4-5л

Оборудование и материалы:

демонстрационный:   опорные  картинки  для составления рассказа,                                                                                                                                      

интерактивная доска, презентация,  схемы-картинки с изображением

примет осени (дождь, листопад, ветер,   листопад, тучи), магнитофон,

                                                                                                                                1                                                                                                                                                              

СD-диск:  музыка  Вивальди «Времена года. Осень»,  мяч, мольберт, конверт.

раздаточный: разноцветные листочки, вырезанные из тонкой двухсторонней  цветной  бумаги.

Предварительная работа: беседа, чтение книг, загадки; экскурсия на территории детского сада, наблюдение за листопадом; рассматривание и обсуждение символов на тему: «Осень»; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Признаки осени»; музыкальные произведения про осень.

Индивидуальная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами-рисунками:  мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы (приложение 1), разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы работы с детьми:

 Наглядные: картинки-схемы, графические модели, презентация.

Практические: дидактические игры,  упражнения, физминутка, сюрпризный момент.

Словесные: художественное слово, беседа, совместный рассказ.

Словарь: осень, приметы,    листопад, дожди, тучи, лужи, ветер,   урожай,   перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают  

   Структура  занятия:

 Этап занятия

Содержание

Время

I.  Вводная часть (мотивационно-целевой)  

(организация детей, установка на предстоящую деятельность)

Вход в деятельность

(группа украшена разноцветными листьями. Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень»).

1. 1. Организационный момент:    Создание эмоционального,  мотивационного  фона занятия.

3 мин

2. Введение в тему занятия.

Художественное слово.

Загадывание  загадки:

Лес разделся,

Неба просинь.

Это время года…(осень)

                                                                                                                                  2  

                                                                                                                                                   

II. основная часть:  (Создание условий для разнообразной активности деятельности детей. Актуализация имеющихся знаний у детей . создание условий для достижения результата каждого ребенка).

(Демонстрация   мультимедийной презентации: «По следам Осени»).

1.Сюрпризный момент: «приход» Осени.

2. Рассматривание картин с    признаками осени.

3.Дидактическая игра с мячом в кругу:  «Какая бывает осень»

     

15 мин

4.Речевая гимнастика:

Ветерок подул: «У-у-у-у».  

И с деревьев листья сдул… «У-у-у-у».  

Полетели, закружились: «Ф-ф-ф-ф»

И на землю опустились…«Ф-ф-ф-ф»

5. Совместное составление описательного рассказа об осени с опорой на графическую схему: (по Т.А.Ткаченко)

  5.1.  Игровое упражнение:  «Расскажем про осень».  

   5.2. Динамическая пауза:

Тучка по небу летала,    (движения руками над головой влево - вправо)

Ну и капли потеряла,   (волнообразные движения ладонями сверху - вниз)

Значит, дождь пойдет - мы знаем, (барабанят пальчиками в воздухе)

Все под зонтиком гуляем. (ладони

соединить над головой, изобразив зонтик)

5.3. Составление описательного рассказа по графической схеме с  детьми.  Рассказ по1-й схеме

                                                                                                                                         

                                                                                                                                   3  

                   

6. Гимнастика для глаз:

(с места, дети встают со стульчиков)

«По небу плывут облака» - поднимаем взгляд вверх.

«Подул сильный ветер» - круговые движения глазами.

«Осенний ветер подхватил листья и развеял их по дорожке» -перевести взгляд слева - направо.

«Листья опустились на землю» - опустить взгляд вниз.

7. Рассказы детей по графическим схемам:

III. Итог НОД Подведение итогов деятельности, поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка)

Заключительная часть.

Рефлексия:

8.1. Художественное слово:  загадка.

 8.2. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Листопад»

Оценка деятельности детей

5 мин

                                                                                                                       

     Ход занятия:

I.  Вводная часть  

 1. Организационный момент: создание эмоционального фона занятия.

 (группа украшена разноцветными листьями. Звучит музыка Вивальди

«Времена года. Осень»).  

(Дети  заходят в группу. Воспитатель, радостно приветствует детей).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (обращает внимание детей на украшенную группу) Посмотрите, как красиво вокруг!

(Дети рассматривают группу и встают  на коврике в полукруг).            

                                                                                                                               

                                                                                                                                 4

Воспитатель: Ребята, сегодня  у нас будет   очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем говорить, вам необходимо разгадать загадку.

    2. Художественное слово. Загадывание загадки:

Воспитатель: (загадывает загадку.)

Лес разделся,

Неба просинь.

Это время года…

Дети: Осень. 

Воспитатель: Верно.  Сегодня мы с вами поговорим об осени. Проходим, садимся на стульчики.

(дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном)

II. основная часть:                                                                                            

    1.Сюрпризный момент: «приход» Осени.

(Демонстрация   мультимедийной презентации: «По следам Осени») 

(слайд 2)

Воспитатель: Ребята, посмотрите (привлекает внимание детей к экрану), к нам в гости пришла сама королева Осень!

Воспитатель:  (приветствует детей  от лица Осени). Осень нам говорит: «Здравствуйте»! 

Дети: (здороваются с осенью). Здравствуй, Осень!

   2. Рассматривание картин с   признаками осени.

(слайд 3,4) 

Воспитатель:  Посмотрите, какие красивые картины  у Осени! (восхищаясь красотой осени).  Какие  слова можно для нее подобрать, ребята? (Дети рассматривают картины, перечисляют признаки)

Дети: (золотая, красивая, разноцветная, пасмурная, дождливая, холодная и т.д.).

Воспитатель: Молодцы! Вот, как много красивых слов об осени подобрали.

  3.Дидактическая игра с мячом в кругу:  «Какая бывает осень»

(воспитатель предлагает детям образовать круг и поиграть с мячом)

Воспитатель: (обращаясь к детям) А сейчас, ребята, предлагаю поиграть   с мячом. Давайте встанем в круг. Я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно слушайте.  Кому   кину мяч, тот будет отвечать на вопрос.

Воспитатель: Вы знаете, что осенью  погода бывает разная. Например:                   если  осенью  тепло, то осень  - теплая.  Какая  осень, ребята?

Дети: (Теплая).

(Воспитатель начинает предложение, а ребенок договаривает)                                                                                                                                              

                                                                                                                                 5                                    

Воспитатель: Начинаем игру.  (Дети внимательно слушают предложение,  и, по очереди, называют  признаки осени.)

Воспитатель: Если осенью сыро, то осень (какая?)… (Воспитатель кидает мяч ребенку).

Ребенок: (ловит мяч и отвечает). Сырая. 

Воспитатель: если часто дует ветер, то осень (какая?)…

Дети: ветреная

Воспитатель:  если осенью частые туманы, то осень (какая?)…

Ребенок: туманная

Воспитатель:  если холодно, то осень (какая?)…

Дети: холодная

Ребенок: если осенью часто идет дождь, то осень (какая?)…

Дети: дождливая

Ребенок: Молодцы! Спасибо за игру.

(воспитатель убирает мяч на столик).

   4.Речевая гимнастика:

Воспитатель: Сейчас мы будем изображать ветер и листочки осенние. (Дети встают  лицом к экрану, воспитатель перед детьми).   А помогать  нам будут   картинки  на экране. (Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и одновременно выполняют упражнения).

  (слайд  5)

Ветерок подул: «У-у-у-у».  

И с деревьев листья сдул… «У-у-у-у».  

Полетели, закружились: «Ф-ф-ф-ф»

И на землю опустились…«Ф-ф-ф-ф»

Воспитатель:   Хорошо поиграли! Молодцы! Проходим, садимся на стульчики.

(Дети  садятся  на  стульчики).

   5. Совместное составление описательного рассказа об осени с опорой на графическую схему: (по Т.А.Ткаченко)

   5.1. Игровое упражнение: «Расскажем про осень».

  (Составление предложений об осени с помощью  картинок-схем).  

(Мольберт  стоит у доски).

 Воспитатель:   (Воспитатель берет конверт со стола). Ребята,  Осень прислала нам картинки.  Давайте  составим предложения по картинкам. Вы согласны? (Приложение  2)

Дети: (выражают свое согласие).

Воспитатель: Дети, внимательно смотрите, что изображено на этих картинках.                                                                                                            6

Воспитатель: (выкладывает на мольберт карточку).  Что можно сказать о деревьях? 

Дети: (листья  на деревьях становятся разноцветными  и опадают).
Воспитатель: (выкладывает карточку). А что можно сказать про осеннее небо?

Дети:  (Небо осенью пасмурное, серое,  хмурое, идут дожди)
Воспитатель: (выкладывает   карточку). Какие изменения происходят                   в  жизни  птиц, животных осенью? 

Дети: (птицы  улетают в тёплые края)

Воспитатель: (выкладывает карточку). Как меняется осенью одежда людей?

Дети: (Люди надевают теплую одежду, обувают сапоги и  берут зонты.)

Воспитатель: (оценивает  ответы детей) Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили вы про осень!

Воспитатель: Дети, смотрите, у нас получилась дорожка из картинок. Как вы  думаете, о чем  она  рассказывает?

Дети: (об осени)

Воспитатель: Послушайте, как я сейчас расскажу про осень.   (Воспитатель рассказывает  об осени, по карточкам-схемам).

Воспитатель: Вы  слушали мой рассказ. Понравился он вам?

Дети: (да понравился).

Воспитатель: О каком времени года я рассказывала?

Дети: (об осени)

Воспитатель: Дети, а теперь вы расскажите про осень.  Используйте в своём рассказе те предложения, которые мы уже говорили.

(Рассказывают 6 детей, каждый по одной картинке,  выложенных на мольберте).     (1 ребенок рассказывает весь рассказ.)

    5.2. Динамическая пауза:

Воспитатель: (обращаясь к детям): А сейчас,  ребята, предлагаю поиграть с Тучкой.  Подходите  ко мне.

  (слайд 6)

                (Дети выполняют  упражнения  по тексту) 

Тучка по небу летала,   (движения руками над головой влево - вправо)

Ну и капли потеряла,   (волнообразные движения ладонями сверху - вниз)

Значит, дождь пойдет - мы знаем, (барабанят пальчиками в воздухе)

Все под зонтиком гуляем. (ладони соединить над головой, изобразив зонтик) 

Воспитатель: Отдохнули?   Садимся  на стульчики.

                                                                                                                               7

   5.3. Составление описательного рассказа по графической схеме с  детьми.  (Приложение 3) 

Воспитатель: Дети, мы много вспомнили сегодня об осени. Осень просит нас рассказать все, что мы о ней знаем. Хотите? 

Дети: (Да). (Дети отвечают согласием).    

Воспитатель:  В  этом  нам помогут схемы – наши  помощники.

 Ребята, наши  глазки устали. Им надо отдохнуть. Встаем со стульчиков. Вместе со мной выполняем упражнение.

  6. Гимнастика для глаз: (с места, дети встают со стульчиков)

«По небу плывут облака» - поднимаем взгляд вверх.

«Подул сильный ветер» - круговые движения глазами.

«Осенний ветер подхватил листья и развеял их по дорожке» -перевести взгляд слева - направо.

«Листья опустились на землю» - опустить взгляд вниз. (Повторить 2

раза). 

Воспитатель: А теперь  садимся. Смотрим внимательно  на экран, ребята.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем  рассказывают схемы на экране?

Дети: (об осени).

(слайд 7)    

Воспитатель: Дети, кто хочет рассказать про осень  по схеме на экране?

Воспитатель: Начните свой рассказ с того, какое время года наступило. Далее, опишите все приметы осени, которые вы видите. В конце, скажите, за что вы любите осень. (При необходимости воспитатель помогает ребенку)

   7. Рассказы детей по графическим схемам:

 ( Один-два ребенка рассказывают весь рассказ по графической схеме)).

Воспитатель: Отличные рассказы получились  у вас!

Воспитатель:  Ребята, вы слышали много рассказов об осени. Какой рассказ вам понравился больше? Чей? Почему?

Дети: (Мне понравилось…). (Дети объясняют, чей рассказ считают удачнее).  

Воспитатель: Молодцы, дети, очень интересные рассказы вы составили про осень.  Осени тоже понравились ваши рассказы.

 (слайд 8)

8. Заключительная часть. Рефлексия:  Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети: (об осени). (Составляли рассказ  об осени)                                                                    

Воспитатель:  Вы смогли составить рассказ?

Дети: (Да)

                                                                                                                                 8

Воспитатель:  Чей  рассказ вам понравился больше? Почему?   

Дети: (дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: Да, ребята, мы  сегодня говорили про осень, много красивых слов назвали.  Узнавали приметы  осени на картинках, составляли рассказы о ней.  

 (Воспитатель раздает разноцветные листочки детям)

  8.1. Художественное слово:  загадка

Воспитатель: (загадывает загадку).  

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

Дети: (Листопад)

 (слайд 9)

   8.2. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Листопад»

Воспитатель:   А сейчас  мы поиграем с нашими листочками. 

(дети встают со стульчиков, встают на коврике произвольно)

Воспитатель: Ребята, давайте устроим листопад. Превратимся сами в ветерок и подуем на наши листики, которые подарила нам Осень.

Воспитатель: Подул ветерок — разбросал все листья по земле!

 (Дети дуют на листики, и получается листопад, звучит музыка П.И.Чайковского)

III. Итог НОД.  

Воспитатель: Молодцы. Ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Вам   понравилось занятие? Вам было интересно?

 Вы хотели бы еще больше  узнать об осени? На прогулке мы обязательно поищем следы осени  на нашем участке. Спасибо вам!

Литература:

  1. Гранова А.А. Развитие речи детей в средней группе (с использованием метода наглядного моделирования). Минск: Зорны верасок. 2017 г.
  2. Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий. Волгоград: Учитель. 2007г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. методика развития речи детей дошкольного возраста: Москва. «Владос» 2004 г.

Приложения:

                                                                                                                                       

                                                                                                                                        9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По следам осени"

Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

интерактивная игра-викторина "По следам Осени"

Занимательная веселая игра по станциям с элементами соревнования между командами. Участвуют дети старших групп детского сада. Игра проводится как закрепление и обобщение нескольких лексических тем об ...

Конспект НОД "По следам осени"

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...

Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...