Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Якушева Евгения Сергеевна

Дерево

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_derevo.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

ФИО педагога, должность: 

Возрастная группа воспитанников: старшая общеобразовательной направленности.

Наименование образовательной организации  

Тема НООД: «Ознакомление со свойствами и качествами дерева»

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами и качествами дерева, формирование умения определять этот металл.

Задачи:

1)Обогащать представления детей о свойствах и качествах дерева;

Развивать умение изучать свойства материала опытным путем; характеризовать свойства, качества предметов: структуру и температуру поверхности

Закрепить умение обследовать предметы разной формы, при обследовании включать движения рук по предмету;

Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет;

2)Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества дерева на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее, теплее)

 3)Развивать познавательный интерес, логическое мышление, тактильную память.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, «Физическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Форма организации детей: фронтальная

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):посылка, , кубики, брусочки деревянные, шарики металлические, металлические пластинки, матрешка, ванночки с водой, карандаши, металлический и деревянный прутик, болт.

Планируемый результат: Дети расширят представления о свойствах и качествах дерева, учатся  изучать свойства материала опытным путём.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание предметов из различных материалов.

Методы и приемы: наблюдение, вопросы, разъяснение, указания, экспериментирование.

Части НООД

                                     Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы и направления поддержки детской инициативы

1 часть – вводная

Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации

Ребята, сегодня утром нам в группу принесли посылку.

Как вы думайте, кто её принёс?

Все предметы из посылки лежат у меня на столе.

Из чего они сделаны?

А если предметы из дерева, они какие?( повторяют несколько детей)

Правильно ребята, молодцы.

А где изготавливают деревянные игрушки и другие предметы?

Правильно, на заводе.

Эта посылка пришла к нам с завода, для изучения свойств и качества дерева.

- почтальон

- дети рассматривают предметы

- из дерева

- деревянные

- на заводе

Поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Вы хотите узнать, какими свойствами и качествами обладает дерево?

Я приглашаю вас в лабораторию, где мы узнаем свойства и качества дерево.

А вы знаете что такое лаборатория и что там делают?

- да

- да, там проводят опыты и эксперименты

Развивать активный интерес детей к новым знаниям.

2 часть – основная

Цель: познакомить детей с материалом: дерево с его свойствами на основе сравнения, формировать умение определять этот материал.  

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Вы хотите экспериментировать?

Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом в сравнении с другим материалом.

- да

Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Посмотрите, что за предметы лежат на столе и назовите их.

Из чего они сделаны?

А если предметы из дерева, они какие? Повторите хором.

Хорошо. Теперь проходите за столы на свои места. (на столах у детей лежат деревянные и металлические предметы).

У вас на столах лежат деревянные брусочки, и металлические пластины приложите брусок к одной щеке, а металлическую пластину к другой. Какой предмет теплее – деревянный или металлический?

Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Значит, мы можем сказать, что дерево материал, какой?

Проведите пальцем по деревянному бруску, какая поверхность у него?

Проведем пальцем по металлической пластине?

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

А сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим, что получится. Забиваю гвоздь в деревянный брусок. 

Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок?

Теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё?

Не получилось забить гвоздь в металлическую пластину, потому что металл твердый и он тверже дерева; а дерево мягче металла, поэтому гвоздь забила в деревянный брусок без труда

Давайте повторим. Руслан, скажи пожалуйста, какой метал мягче.

Вика, а ты как думаешь, какой материал тверже?

Ребята, у вас на столах лежат точилки и карандаши.

Сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается?

Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки? Правильно.

И гвоздь я забивала металлический. Значит, что можно сказать о дереве?

А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

Молодцы! Продолжаем.

У вас на столах лежат одинаковые по размеру ложки. Возьмите их в руки: - в правую деревянную – в левую металлическую. В какой руке ложка легче?

И так, какая ложка легче?

А какая тяжелее?

Значит, дерево легче метала.

Соня, повтори, какой материал легче?

- У меня на столе стоят две ванночки с водой. Как вы думаете, что произойдёт с деревянным кубиком и металлическим болтом, если мы бросим их в воду? Хотите проверить?

Тогда опустите болт и кубик в ванночку с водой. Что произошло?

-Ребята, как вы думаете, что случится с деревянным предметом, если оставить его в воде? (показываю гнилую ветку)

Правильно, под действием воды материалы из дерева разрушаются. Что происходит с деревом? Правильно.

А как помочь деревянным предметам не испортиться? Да, их красят

-Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке окрашены.

Ребята, возьмите в руки металлический прутик и попробуйте его сломать. Получилось?  Почему?

А теперь возьмите деревянный прутик , попробуйте его сломать. Получилось?

Значит, что мы можем сказать о прочности дерева?

-Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

-Из чего они сделаны? -Сейчас я покажу вам картинки, и мы посмотрим, что еще может происходить с деревом.

Молодцы, правильно.-

Ребята, вы все знаете, что ложками не только едят, они также - музыкальные инструменты. А сейчас послушаем, какой из материалов «поет» громче.

Возьмите в руки деревянные ложки, постучите ими друг о друга.

Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Теперь возьмите в руки металлические ложки. Какой звук слышится?

Значит, какой материал поет громче?

Правильно, еще можно сказать, что металлические предметы звучат звонче, а деревянные – глуше. Давайте повторим: как звучат деревянные предметы? А металлические?

Молодцы.

Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

Каждое старается, 

К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих.

Взошла луна.
Наступила тишина.

Паша повтори свойства и качества деревянных предметов? (спрашиваю ещё нескольких детей, дети повторяют).

Правильно дети, молодцы

кубик, шарик, ложки, пластинка, брусок, палочка, матрешка

- из дерева, деревянные

-деревянный теплее

-нет

- теплый

- шершавая

- гладкая, скользкая.

- дерево –шероховатое

-метал гладкий

-да

-нет

-дерево мягче метала

-метал

-да

-из метала

-дерево мягче металла.

-в правой

-деревянная

-металлическая

- дерево легче метала

-да

- кубик плавает,болт утонул

значит дерево легче метала

- она сгниет

- гниет

-их красят

- нет, не ломается

- металл прочный

- да, сломалась

-дерево материал хрупкий

-спички

-из дерева

-горит

 

-глухой

- звонкий

- металл

- глуше, - звонче.

- Потягивания – руки в стороны

- Потягивания руки вверх

- Дети машут руками


-
 Наклоны вперед

- Наклоны вправо-влево, вперед-назад

- Вращение туловищем

- Дети садятся за столы

Учить личностному общению со взрослыми и сверстниками.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

А сейчас давайте немного поиграем в слова. Игра называется «Доскажи слово». Я буду говорить, вы будете  продолжать.

1.Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя..

2.Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на..

3.С пирогами чай попьем за обеденным..

4.Как приятно нашей Тане, поваляться на..

5.Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в..

Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Что общего у всех этих предметов? (Помогаю, если дети затрудняются ответить).

- кровать

- стуле

- столом

- диване

- шкаф

- они все деревянные

В ходе занятий  терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.

3 часть - итоговая

Цель: Анализ работы, поощрение, подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Молодцы, ребята. Вы сплавились со всеми заданиями. Теперь вы знаете свойства и качества дерева.

Скажите, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем  занятии?

О чём вы узнали только сегодня и что вам было уже знакомо?

Какой эксперимент больше всего запомнился?

- ответы детей

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

Дети, предлагаю написать письмо на завод, с которого нам пришла посылка, чтобы они знали, что мы изучили свойства и качества дерева. Я раздам вам картинки с различными предметами, вам нужно найти деревянные предметы и провести линию к их свойствам и качествам. (дети с удовольствием соглашаются и идут выполнять задания)

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Возрастная группа воспитанников: старшая  Тема непосредст...