Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
ФИО педагога, должность:
Возрастная группа воспитанников: старшая общеобразовательной направленности.
Наименование образовательной организации
Тема НООД: «Ознакомление со свойствами и качествами дерева»
Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами и качествами дерева, формирование умения определять этот металл.
Задачи:
1)Обогащать представления детей о свойствах и качествах дерева;
Развивать умение изучать свойства материала опытным путем; характеризовать свойства, качества предметов: структуру и температуру поверхности
Закрепить умение обследовать предметы разной формы, при обследовании включать движения рук по предмету;
Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет;
2)Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества дерева на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее, теплее)
3)Развивать познавательный интерес, логическое мышление, тактильную память.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, «Физическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Форма организации детей: фронтальная
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):посылка, , кубики, брусочки деревянные, шарики металлические, металлические пластинки, матрешка, ванночки с водой, карандаши, металлический и деревянный прутик, болт.
Планируемый результат: Дети расширят представления о свойствах и качествах дерева, учатся изучать свойства материала опытным путём.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание предметов из различных материалов.
Методы и приемы: наблюдение, вопросы, разъяснение, указания, экспериментирование.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы и направления поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. | ||
Создание образовательной ситуации | Ребята, сегодня утром нам в группу принесли посылку. Как вы думайте, кто её принёс? Все предметы из посылки лежат у меня на столе. Из чего они сделаны? А если предметы из дерева, они какие?( повторяют несколько детей) Правильно ребята, молодцы. А где изготавливают деревянные игрушки и другие предметы? Правильно, на заводе. Эта посылка пришла к нам с завода, для изучения свойств и качества дерева. | - почтальон - дети рассматривают предметы - из дерева - деревянные - на заводе | Поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Вы хотите узнать, какими свойствами и качествами обладает дерево? Я приглашаю вас в лабораторию, где мы узнаем свойства и качества дерево. А вы знаете что такое лаборатория и что там делают? | - да - да, там проводят опыты и эксперименты | Развивать активный интерес детей к новым знаниям. |
2 часть – основная | Цель: познакомить детей с материалом: дерево с его свойствами на основе сравнения, формировать умение определять этот материал. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Вы хотите экспериментировать? Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом в сравнении с другим материалом. | - да | Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт. |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Посмотрите, что за предметы лежат на столе и назовите их. Из чего они сделаны? А если предметы из дерева, они какие? Повторите хором. Хорошо. Теперь проходите за столы на свои места. (на столах у детей лежат деревянные и металлические предметы). У вас на столах лежат деревянные брусочки, и металлические пластины приложите брусок к одной щеке, а металлическую пластину к другой. Какой предмет теплее – деревянный или металлический? Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом? Значит, мы можем сказать, что дерево материал, какой? Проведите пальцем по деревянному бруску, какая поверхность у него? Проведем пальцем по металлической пластине? Какой вывод можно сделать из этого опыта? А сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим, что получится. Забиваю гвоздь в деревянный брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок? Теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё? Не получилось забить гвоздь в металлическую пластину, потому что металл твердый и он тверже дерева; а дерево мягче металла, поэтому гвоздь забила в деревянный брусок без труда Давайте повторим. Руслан, скажи пожалуйста, какой метал мягче. Вика, а ты как думаешь, какой материал тверже? Ребята, у вас на столах лежат точилки и карандаши. Сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается? Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки? Правильно. И гвоздь я забивала металлический. Значит, что можно сказать о дереве? А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы. Молодцы! Продолжаем. У вас на столах лежат одинаковые по размеру ложки. Возьмите их в руки: - в правую деревянную – в левую металлическую. В какой руке ложка легче? И так, какая ложка легче? А какая тяжелее? Значит, дерево легче метала. Соня, повтори, какой материал легче? - У меня на столе стоят две ванночки с водой. Как вы думаете, что произойдёт с деревянным кубиком и металлическим болтом, если мы бросим их в воду? Хотите проверить? Тогда опустите болт и кубик в ванночку с водой. Что произошло? -Ребята, как вы думаете, что случится с деревянным предметом, если оставить его в воде? (показываю гнилую ветку) Правильно, под действием воды материалы из дерева разрушаются. Что происходит с деревом? Правильно. А как помочь деревянным предметам не испортиться? Да, их красят -Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке окрашены. Ребята, возьмите в руки металлический прутик и попробуйте его сломать. Получилось? Почему? А теперь возьмите деревянный прутик , попробуйте его сломать. Получилось? Значит, что мы можем сказать о прочности дерева? -Ребята, посмотрите, что у меня в руках? -Из чего они сделаны? -Сейчас я покажу вам картинки, и мы посмотрим, что еще может происходить с деревом. Молодцы, правильно.- Ребята, вы все знаете, что ложками не только едят, они также - музыкальные инструменты. А сейчас послушаем, какой из материалов «поет» громче. Возьмите в руки деревянные ложки, постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Теперь возьмите в руки металлические ложки. Какой звук слышится? Значит, какой материал поет громче? Правильно, еще можно сказать, что металлические предметы звучат звонче, а деревянные – глуше. Давайте повторим: как звучат деревянные предметы? А металлические? Молодцы. Физминутка Выросли деревья в поле. Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Взошла луна. Паша повтори свойства и качества деревянных предметов? (спрашиваю ещё нескольких детей, дети повторяют). Правильно дети, молодцы | кубик, шарик, ложки, пластинка, брусок, палочка, матрешка - из дерева, деревянные -деревянный теплее -нет - теплый - шершавая - гладкая, скользкая. - дерево –шероховатое -метал гладкий -да -нет -дерево мягче метала -метал -да -из метала -дерево мягче металла. -в правой -деревянная -металлическая - дерево легче метала -да - кубик плавает,болт утонул значит дерево легче метала - она сгниет - гниет -их красят - нет, не ломается - металл прочный - да, сломалась -дерево материал хрупкий -спички -из дерева -горит
-глухой - звонкий - металл - глуше, - звонче. - Потягивания – руки в стороны - Потягивания руки вверх - Дети машут руками
- Наклоны вправо-влево, вперед-назад - Вращение туловищем - Дети садятся за столы | Учить личностному общению со взрослыми и сверстниками. |
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей | А сейчас давайте немного поиграем в слова. Игра называется «Доскажи слово». Я буду говорить, вы будете продолжать. 1.Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя.. 2.Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на.. 3.С пирогами чай попьем за обеденным.. 4.Как приятно нашей Тане, поваляться на.. 5.Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в.. Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Что общего у всех этих предметов? (Помогаю, если дети затрудняются ответить). | - кровать - стуле - столом - диване - шкаф - они все деревянные | В ходе занятий терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. |
3 часть - итоговая | Цель: Анализ работы, поощрение, подведение итогов. Рефлексия. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Молодцы, ребята. Вы сплавились со всеми заданиями. Теперь вы знаете свойства и качества дерева. Скажите, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? О чём вы узнали только сегодня и что вам было уже знакомо? Какой эксперимент больше всего запомнился? | - ответы детей | Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Дети, предлагаю написать письмо на завод, с которого нам пришла посылка, чтобы они знали, что мы изучили свойства и качества дерева. Я раздам вам картинки с различными предметами, вам нужно найти деревянные предметы и провести линию к их свойствам и качествам. (дети с удовольствием соглашаются и идут выполнять задания) | Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла...
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (лепка)»
Тема: "Поможем медвежонку"...
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (лепка)»
quot;Поможем Зайчику"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Возрастная группа воспитанников: старшая Тема непосредст...