Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ремизова Наталья Геннадьевна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».

 

Возрастная группа воспитанников: старшая  

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Обучение пересказу рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.

Задачи: 

- Образовательные: Формировать умение связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов.

Формировать умение подбирать определения, синонимы, антонимы.  Упражнять в составлении предложений.

- Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.

- Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать интерес к коллективной работе, прививать уважение к рассказу сверстника. Слушать внимательно и не перебивать.

Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации:  коммуникативная.

Форма организации детей групповая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): сюжетные картинки с изображением пород собак по их назначению. Схематические картинки для пересказа. Рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Методы и приемы: наглядный – показ картинок. Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – загадки, дидактические игры.

Предварительная деятельность с воспитанниками:  беседы о домашних животных – собаках, разучивание физминутки «Собачки»

Развитие словаря:  ездовые, цирковые, пограничные, охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри, охранники, служебные; загорелся, скрылся, Лондон, Англия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».

Возрастная группа воспитанников: старшая  

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Обучение пересказу рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.

Задачи: 

- Образовательные: Формировать умение связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов.

Формировать умение подбирать определения, синонимы, антонимы.  Упражнять в составлении предложений.

- Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.

- Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать интерес к коллективной работе, прививать уважение к рассказу сверстника. Слушать внимательно и не перебивать.

Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации:  коммуникативная.

Форма организации детей групповая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): сюжетные картинки с изображением пород собак по их назначению. Схематические картинки для пересказа. Рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Методы и приемы: наглядный – показ картинок. Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – загадки, дидактические игры.

Предварительная деятельность с воспитанниками:  беседы о домашних животных – собаках, разучивание физминутки «Собачки»

Развитие словаря:  ездовые, цирковые, пограничные, охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри, охранники, служебные; загорелся, скрылся, Лондон, Англия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки  детской  инициативы

1 часть – вводная

Цель: Мотивация детей к совместной деятельности

Задачи создание эмоционального настроя, установки на предстоящую образовательную деятельность

Создание образовательной ситуации

Предлагает детям сесть на стулья и отгадать загадку:

- Спит под крылечком

Хвостик колечком,

Лает, кусает,

В дом не пускает

Рассаживаются и отгадывают загадку:

- Собака

Создание ситуации развития любознательности

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Как вы думаете, о каких домашних животных мы будем сегодня

говорить?

- Какие бывают собаки?

- Как собаки помогают человеку?

Воспитатель показывает детям сюжетные картинки с изображением собак:

ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и

т.д.

При ответе воспитатель помогает

наводящими вопросами, опорными словами и пр.

- Скажите ребята, а как можно сказать  о служебных собаках, какие они?    

- О собаках

Перечисляют знакомые породы собак.

Высказывают свое мнение о том, как собаки могут помочь людям.

Дети вспоминают, какие бывают собаки по их назначению, и коротко

рассказывают о их деятельности.

- Смелые, ловкие, сильные, находчивые, умные

Создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

2 часть – основная

Цель: Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы)

Задачи:  

 ‒ Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными, правильно построенными  предложениями. Закреплять  представления о собаках и их назначении. Дать представление детям о пожарных собаках и их назначении. Упражнять в подборе прилагательных к  существительному.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Сегодня вы узнаете ещё об одном назначении наших самых верных помощников. Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла

двенадцать детей.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», с последовательным выставлением на доску соответствующих опорных

сигналов.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – ни будь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Принимают цель занятия, соглашаются с ней.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

 После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, воспитатель опрашивает нескольких детей, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?    

- Кто написал этот рассказ?      

- Что произошло один раз?  

- С кем приехали к дому пожарные?

- Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?

- Что делала женщина, о чём говорила?  

- Как Боб нёс девочку?

- Что сделала мать девочки?  

- Когда мать увидела, что ее девочка жива, она стала какая?.

- Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

- Куда рвался Боб?

- Что подумали пожарные?

- Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?

- Понравился вам рассказ, чем именно?

Отвечают на вопросы воспитателя:

- Пожарные собаки

- Л.Н.Толстой

- Один раз загорелся дом

- Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб

- К ним выбежала женщина

- Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка

- в зубах за рубашку нёс девочку.

-Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива

- Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная

- Пожарные  ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она

- Боб рвался в дом

- Пожарные подумали, что в доме ещё есть что - ни будь живое, и пустили его

- Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки

Высказывают свое мнение и описывают эмоциональное состояние.

- способствование стремлению детей делать собственные умозаключения

- создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

 Физминутка

Вот собачки дружно встали

Лапки всем мы показали

Спинки прогибаются

Собачки улыбаются

Лапками потопаем

Хвостиками шлёпаем

Весело играем, очень дружно лаем.

- Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушаем внимательно, а потом вы будете его пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

- Кто желает рассказать? (Приглашает трех детей для пересказа). Один из вас будет рассказывать начало – о пожарных собаках, другой о том, как собака Боб спасла девочку, а третий – концовку, о том, как собака принесла куклу. Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, а чем остановился рассказчик.

(пересказ текста 2-3 раза.)

Воспитатель напоминает об опорных сигналах, которые помогут детям более точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке.

Можно предложить рассказать рассказ по цепочке, по кругу

Выполняют движения физминутки:

протягивают руки вперёд

пальцы широко раздвинуты

прогнуться

улыбнуться

потопать

хлопать по груди, по бокам, рукам

- создание ситуации обогащения личного опыта детей.

-        побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

3 часть - заключительная

Цель: Создание ситуации успеха.

Задачи: Развивать умение анализировать собственные ответы и ответы сверстников деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Вы все сегодня очень хорошо рассказывали, молодцы, мне очень понравилось. (Отмечает отдельные достижения детей)

-Расскажите, что на занятии было интересного?

- Чей пересказ был подробным?

-Что было трудно?

-О чём хотите поговорить в следующий раз?

-Что вы испытали?

Закрепляют знания, полученные на занятии.

Выражают свои эмоции и пожелания о проведенном и будущем занятиях.

-введение адекватной оценки результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

-А сейчас мы с вами научимся делать собаку Боба из ниток, что бы вы дома смогли не только рассказать о Пожарной собаке, но и показать ее своим мамам и папам.

Аппликация из ниток «Собака»

- создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» с детьми от 2 до 5 лет

Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие»  с детьми от 2 до 5лет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла...