Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
Возрастная группа воспитанников: старшая
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Обучение пересказу рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.
Задачи:
- Образовательные: Формировать умение связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов.
Формировать умение подбирать определения, синонимы, антонимы. Упражнять в составлении предложений.
- Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.
- Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать интерес к коллективной работе, прививать уважение к рассказу сверстника. Слушать внимательно и не перебивать.
Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная.
Форма организации детей групповая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): сюжетные картинки с изображением пород собак по их назначению. Схематические картинки для пересказа. Рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Методы и приемы: наглядный – показ картинок. Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – загадки, дидактические игры.
Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о домашних животных – собаках, разучивание физминутки «Собачки»
Развитие словаря: ездовые, цирковые, пограничные, охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри, охранники, служебные; загорелся, скрылся, Лондон, Англия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
Возрастная группа воспитанников: старшая
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Обучение пересказу рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.
Задачи:
- Образовательные: Формировать умение связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов.
Формировать умение подбирать определения, синонимы, антонимы. Упражнять в составлении предложений.
- Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.
- Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать интерес к коллективной работе, прививать уважение к рассказу сверстника. Слушать внимательно и не перебивать.
Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная.
Форма организации детей групповая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): сюжетные картинки с изображением пород собак по их назначению. Схематические картинки для пересказа. Рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Методы и приемы: наглядный – показ картинок. Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – загадки, дидактические игры.
Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о домашних животных – собаках, разучивание физминутки «Собачки»
Развитие словаря: ездовые, цирковые, пограничные, охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри, охранники, служебные; загорелся, скрылся, Лондон, Англия.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | |
1 часть – вводная | Цель: Мотивация детей к совместной деятельности Задачи создание эмоционального настроя, установки на предстоящую образовательную деятельность | ||
Создание образовательной ситуации | Предлагает детям сесть на стулья и отгадать загадку: - Спит под крылечком Хвостик колечком, Лает, кусает, В дом не пускает | Рассаживаются и отгадывают загадку: - Собака | Создание ситуации развития любознательности |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | -Как вы думаете, о каких домашних животных мы будем сегодня говорить? - Какие бывают собаки? - Как собаки помогают человеку? Воспитатель показывает детям сюжетные картинки с изображением собак: ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д. При ответе воспитатель помогает наводящими вопросами, опорными словами и пр. - Скажите ребята, а как можно сказать о служебных собаках, какие они? | - О собаках Перечисляют знакомые породы собак. Высказывают свое мнение о том, как собаки могут помочь людям. Дети вспоминают, какие бывают собаки по их назначению, и коротко рассказывают о их деятельности. - Смелые, ловкие, сильные, находчивые, умные | Создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; |
2 часть – основная | Цель: Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы) Задачи: ‒ Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными, правильно построенными предложениями. Закреплять представления о собаках и их назначении. Дать представление детям о пожарных собаках и их назначении. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | - Сегодня вы узнаете ещё об одном назначении наших самых верных помощников. Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», с последовательным выставлением на доску соответствующих опорных сигналов. Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – ни будь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки. | Принимают цель занятия, соглашаются с ней. | |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, воспитатель опрашивает нескольких детей, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений: - Как называется рассказ, который я вам прочитала? - Кто написал этот рассказ? - Что произошло один раз? - С кем приехали к дому пожарные? - Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? - Что делала женщина, о чём говорила? - Как Боб нёс девочку? - Что сделала мать девочки? - Когда мать увидела, что ее девочка жива, она стала какая?. - Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? - Куда рвался Боб? - Что подумали пожарные? - Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? - Понравился вам рассказ, чем именно? | Отвечают на вопросы воспитателя: - Пожарные собаки - Л.Н.Толстой - Один раз загорелся дом - Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб - К ним выбежала женщина - Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка - в зубах за рубашку нёс девочку. -Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива - Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная - Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она - Боб рвался в дом - Пожарные подумали, что в доме ещё есть что - ни будь живое, и пустили его - Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки Высказывают свое мнение и описывают эмоциональное состояние. | - способствование стремлению детей делать собственные умозаключения - создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | Физминутка Вот собачки дружно встали Лапки всем мы показали Спинки прогибаются Собачки улыбаются Лапками потопаем Хвостиками шлёпаем Весело играем, очень дружно лаем. - Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушаем внимательно, а потом вы будете его пересказывать. Повторное чтение рассказа. - Кто желает рассказать? (Приглашает трех детей для пересказа). Один из вас будет рассказывать начало – о пожарных собаках, другой о том, как собака Боб спасла девочку, а третий – концовку, о том, как собака принесла куклу. Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, а чем остановился рассказчик. (пересказ текста 2-3 раза.) Воспитатель напоминает об опорных сигналах, которые помогут детям более точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке. Можно предложить рассказать рассказ по цепочке, по кругу | Выполняют движения физминутки: протягивают руки вперёд пальцы широко раздвинуты прогнуться улыбнуться потопать хлопать по груди, по бокам, рукам | - создание ситуации обогащения личного опыта детей. - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; |
3 часть - заключительная | Цель: Создание ситуации успеха. Задачи: Развивать умение анализировать собственные ответы и ответы сверстников деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | - Вы все сегодня очень хорошо рассказывали, молодцы, мне очень понравилось. (Отмечает отдельные достижения детей) -Расскажите, что на занятии было интересного? - Чей пересказ был подробным? -Что было трудно? -О чём хотите поговорить в следующий раз? -Что вы испытали? | Закрепляют знания, полученные на занятии. Выражают свои эмоции и пожелания о проведенном и будущем занятиях. | -введение адекватной оценки результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | -А сейчас мы с вами научимся делать собаку Боба из ниток, что бы вы дома смогли не только рассказать о Пожарной собаке, но и показать ее своим мамам и папам. | Аппликация из ниток «Собака» | - создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» с детьми от 2 до 5 лет
Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» с детьми от 2 до 5лет...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
laquo;Счет в пределах 5. Путешествие по сказке»....