Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бикаева Наталья Викторовна

Развивать лексико-грамматические представления у детей младшего школьного возраста по теме «Дикие животные». Учить умению слушать и слышать обращённую речь; Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»; Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_dikie_zhivotnye.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №57 (ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ)

Конспект НОД по развитию речи

«Дикие животные»

 

Подготовила:

Бикаева Наталья Викторовна, воспитатель

Самара, 2021г.

Тема НОД: «Дикие животные»

Цель педагогической деятельности:

Развивать лексико-грамматические представления у детей младшего школьного возраста по теме «Дикие животные».

Определение задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели НОД:

Образовательные:

  • Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
  • Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
  • Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

  • Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
  • Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
  • Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
  • Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
  • Развивать слухоречевую память, внимание;
  • Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

Стимулировать активность детей, прививать интерес к лексико-грамматической деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Активизация словаря: лиса, волк, белка, заяц, еж, медведь, рыжая, хитрая, пушистая, голодный, злой, серый, быстрый, трусливый, пушистая, пугливая, колючий, косолапый, толстый, бурый, лакомство, логово, берлога, дупло, нора

Предварительная работа:

Просмотр изображений диких животных и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался» разучивание пальчиковой гимнастики и физ.минутки.

Беседы на тему «Как вести себя в лесу».

Развивающая предметно-пространственная среда:

картинки диких животных, разрезные картинки с дикими животными, пазлы макеты деревьев, листочки; карточки с эмоциями человека, схемы предлогов, мяч, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение

Используемые технологии (методы):

игровой, наглядный, слуховой, словесный; погружение в игровую ситуацию

Список литературы:

  1. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
  2. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.,«Олма Пресс», 2001.
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – Волгоград : Учитель, 2004.
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
  5. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов;

Воспитатель встречает детей.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас разрезные картинки. Хотите их собрать и узнать, что изображено на них? Тогда берите.

Воспитатель каждому раздает разрезные картинки, дети берут их и подходят к столу, встают вокруг него и собирают свои пазлы. У каждого картинка с изображением дикого животного.

Воспитатель: Катя, кто изображен на твоей картинке? А у тебя, Миша? И т.д.

Дети по очереди отвечают. (У меня на картинке….)

Воспитатель: Лиса, волк, белка, заяц, еж и медведь – это кто?

Дети: Животные

Воспитатель: Какие это животные?

Дети: Дикие

Воспитатель: Почему это дикие животные?

Дети: Потому что за ними не ухаживает человек, он их не кормит, не строит им дом (жилище).

Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают еду.

Воспитатель: А вы хотите со мной отправиться в лес, в гости к диким животным?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда идём. Вставайте за мной, друг за другом.

2. Основная часть занятия.

Двигательные упражнения «Прогулка в лес». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В лес отправимся гулять, (Маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)

На носочки дружно встали (встают на носки и бегут к стульчикам и садятся)

В лес все вместе прибежали.

Дыхательное упражнение «Подуй на листочек»

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, посмотрите на деревьях остались последние листочки. Давайте поможем деревьям и сдуем листочки.

Воспитатель: Вот и дикие животные. Я предлагаю вам взять своих животных и рассказать, какой он.

Д/И «Скажи какой»

(необходимо подобрать слова – признаки к названиям диких животных).

Волк (какой)- серый, злой, голодный.

Лиса (какая)- хитрая, рыжая, пушистая.

Заяц (какой)- серый, пугливый, длинноухий.

Белка (какая)– маленькая, быстрая, пушистая.

Медведь (какой)– большой, страшный, косолапый.

Ёж (какой)- маленький, колючий, быстрый.

Игра «Один-много». (упр. с мячом, музыкальное сопровождение )

- Сейчас поиграем в игру «Один-много». Я бросаю мяч и называю название животного, а вы мне возвращаете мяч вместе со словом, обозначающим название нескольких животных.

- Одна лиса, а если несколько, то….(лисы)
Аналогично: медведь – медведи, волк – волки, белка – белки, ёж – ежи, заяц – зайцы, лось – лоси.

- Молодцы. Теперь вы знаете что в лесу живет не один медведь, а медведи. Не один заяц, а зайцы.

- Ребята, у каждого животного есть свой дом, и он имеет своё название.

Давайте с вами вспомним, кто, где живёт и рассказывать мы будем полным предложением.

Игра «Кто, где живет»? Слайд  (по щелчку появляются картинки)

- Посмотрите, что это на дереве? (дупло)

- Как вы думаете, чей это домик? (белкин). (Белка живет в дупле)

- Смотрите, а это что? (нора)

- Кто же здесь проживает? (лиса). (Лиса живет в норе).

- А эта нора большая, или это не нора? (берлога)

- Ну и кто здесь проживает? (медведь). Медведь живет в берлоге.

- Название следующего дома я вам подскажу, это логово.

- Как вы думаете, чей это дом? (волка). Волк живет в логове.

- А на этой полянке живет, колючий комочек, кто это? (еж)

- Как называется дом ежа? (норка). Еж живет в норке.

- Вы знаете, чей это домик? Кто живет под кустами? (заяц).

- Заяц живет под кустами.

- И еще один дом в чаще далеко от людей живет лось.
-
Лось живет вдалеке от людей, в чаще.

Д/И «Чей? Чья? Чьи?»

Воспитатель: У медведя есть лапы. Чьи лапы?

Ребенок: Медвежьи

Воспитатель: У лисы есть хвост. Чей хвост?

Ребенок: Лисий

Воспитатель: У волка есть пасть. Чья пасть?

Ребенок: Волчья

Воспитатель: У зайца есть уши. Чьи уши?

Ребенок: Заячьи

Воспитатель: У ежа есть иголки. Чьи иголки?

Ребенок: Ежиные

Воспитатель: У белки есть на ушах кисточки. Чьи кисточки?

Физминутка: логоритмическое упражнение «Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост ? (Дети хлопают в ладоши, руки перед собой).

-Вот, вот, вот! (Прячут руки за спиной).

-Зайка, зайка, где твой нос ?( Хлопают перед собой).

-Вот, вот, вот! (Показывают нос).

-Зайка, зайка, лапы где?( Хлопают).

-Вот, вот, вот! (Показывают руки).

-Зайка, зайка, ушки где? (Хлопают).

-Вот, вот, вот! (Показывают ушки)

Воспитатель: А теперь давайте назовём ласково наших животных.

Д/И «Назови ласково» (в кругу с мячом)

У лисы рыжая голова – у лисенка рыженькая головка.

У волка острые зубы –

У зайца короткий хвост –

У белки черные глаза –

У ежа колючая спинка –

У медведя косолапые лапы -

Воспитатель: Животные в лесу спрятались кто куда. Давайте их найдем.

Д/И « Где спрятались животные?»

Дети подходят к столу, берут по две карточки с нарисованными предлогами: из,за; садятся на стульчики. Воспитатель показывает картинки.

Воспитатель: поднимите схему короткого слова - за.

Воспитатель: Какая схема подходит для короткого слова – из? Покажите.

Воспитатель: Откуда выглядывает белка?

Дети: Белка выглядывает из дупла.

Еж выглядывает ….. (из норы)

Лиса притаилась ……за пнем;

Медведь спрятался……за деревом;

Волк наблюдает ….(за кустами);

Заяц выглядывает …… (из травы).

Воспитатель предлагает детям сесть на ковре и спрашивает: Ребята, у диких животных есть свои лакомства, какие же, как для вас конфеты. О каких лакомствах думают животные в своих домиках?

Д/И «О чем думают животные?»

Медведь в берлоге думает о ….мёде (ягодах, рыбе, желудях)

Еж в норе думает о ….гусенице (дождевом черве, мышке, насекомых)

Белка в дупле думает о …грибе (орехе, ягодах, шишке)

Лиса в норе думает о …гусе (зайце, куропатке)

Заяц под кустом думает о …морковке (капусте, одуванчике)

Волк под деревом думает об …..утке (олене, кабане, куропатке)

3. Итог занятия.

Игра с мячом

Воспитатель предлагает проверить память детей, и назвать какие дикие животные были изображены на картинках в начале занятия. Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Бросая ребенку мяч, он называет диких животных, что отрабатывались на занятии. (В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).

Вопросы:

  • Что сегодня было интересного на занятии?
  • Какая игра вам больше всего понравилась?
  • С каким заданием вы справились лучше других?

Подведение итогов.

Итог занятия.

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Что вам понравилось больше всего?

У меня хорошее настроение. Вот такое (показывает карточку).

А у вас, какое? (Дети показывают карточки с изображением своего эмоционального состояния.)

Воспитатель и дети хлопают друг другу, благодарят за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"

Цели: - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;- учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных с названием ...

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой». Дошкольники 3 года обучения 1 вид.

Занятие предназначено для глухих детей 3 года обучения. Проходит в игровой форме, дети «отправляются в зимний лес», где встречают диких животных… На протяжении всего занятия используются элемент...

Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...

конспект НОД по развитию речи "Дикие животные"

В конспекте представлена обобщающая работа по теме "Дикие животные": закрепление лексики, грамматические категории (притяжательные прилагательные, детёныши животных), рассказ-описание о животном....

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи тема "Дикие животные"...

Конспект ООД по развитию речи «Дикие животные весной».

Развивать речевую активность детей; умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки; развитие общей моторики....

конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"

Занятие по развитию речи " Дикие животные"....