Использование личностно-ориентированного подхода при проведении коррекционного занятия в группе комбинированной направленности.
статья по развитию речи (старшая группа)
На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической науке уже давно закрепилось понятие «личностно-ориентированное образование и развитие». Личностная направленность подразумевает умение педагога увидеть в каждом ребенке уникальную личность, создавать условия для самопроявления и развития воспитанника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование личностно-ориентированного подхода при проведении коррекционного часа с детьми, имеющими нарушения речи.
На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической науке уже давно закрепилось понятие «личностно-ориентированное образование и развитие». Личностная направленность подразумевает умение педагога увидеть в каждом ребенке уникальную личность, создавать условия для самопроявления и самореализации этой личности.
Приходя в детский сад, дети с особыми образовательными потребностями, как правило, стеснительны, неуверенны, медлительны или, наоборот, гиперактивны. В новом коллективе, в котором такие дети оказываются, они не всегда умеют уступать друг другу, не считаются с желаниями других детей, часто ссорятся, могут драться, с неохотой выполняют трудовые поручения, редко доводят начатое дело до конца.
Именно знание индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает воспитателю найти более целесообразный подход к нему
К главным достоинствам личностно ориентированного подхода относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию его личности; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.
Исследователи выделяют основные принципы личностно-ориентированного занятия, к ним относятся:
- стимулирование детей к использованию разных способов выполнения задания, не боясь ошибиться;
- поощрение стремления предлагать свои способы выполнения задания;
- применение заданий, позволяющих детям самостоятельно выбирать тип, вид и форму работы;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам выполнения работы,
- обсуждение с детьми в конце занятия не только того, «что узнали, чему научились», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.
В этих условиях меняется роль педагога. Теперь приходится выступать не только как передатчик знаний, но и как организатор, координатор деятельности.
.
В ходе всей работы нужно опираться на субъективный опыт детей при изучении новой темы, проводить обобщение его, систематизацию. Результатом же личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком станут особые взаимоотношения, имеющие двусторонний устойчивый характер. Дети с особыми образовательными потребностями будут чувствовать себя комфортно, станут более раскрепощенными, будут проявлять инициативу в общении с педагогами, стремиться разделить свою радость и огорчения, станут приветливы, доброжелательны и инициативны. Таким образом, у детей сформируются все условия не только для успешной дальнейшей учебной деятельности, но и самосовершенствования.
В комбинированной группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителя-логопеда. Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другим видом деятельности. Это занятие проводится ежедневно, во второй половине дня.
Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми – обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.
Сегодня вашему вниманию будет представлено коррекционное групповое занятие, проведённое мною по лексической теме «Зимующие птицы».
Коррекционный час имеет чёткую структуру, которая включает такие обязательные этапы как артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале занятия. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям.
При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен точно следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)
Обязательная пальчиковая гимнастика. Несмотря на кажущуюся простоту того вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом ( овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем)
Далее следуют упражнения и игры на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, ПРОЙДЕННОГО НА ПОДГРУППОВЫХ логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционноцй работы специалиста.
На занятии, которое будет сейчас демонстрироваться, это:
- упражнение на закрепление навыка определять место звука в слове;
- упражнение «Снегопад». Необходимо классифицировать по функциональным признакам, это развивает мышление.
- работа по картинке-загадке «Дикие птицы». Развитие зрительного внимания и восприятия.
И, наконец, обязательная рефлексия и подведение итогов.
По окончании группового занятия детям предлагаются индивидуальные задания, учитывающие лексическую тему недели и личные предпочтения воспитанников: раскраски «Птицы», книги с яркими иллюстрациями, дидактические настольные игры.
Дети выбирают интересное для себя занятие, а воспитатель начинает индивидуальную работу с тем ребёнком, кого учитель-логопед назначил в этот день на повторение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"
Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...
Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по аппликации (из резаных цветных ниток) с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: «Подарки для ветеранов»
Подарок для ветерана из резаных цветных ниток....
Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности
Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности...
Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....
Технологическая карта коррекционного занятия в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР 5-6 лет.
Цель занятия: Формирование представления детей по лексической теме «Посуда»; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи....