Использование личностно-ориентированного подхода при проведении коррекционного занятия в группе комбинированной направленности.
статья по развитию речи (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

       На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической науке уже давно закрепилось  понятие «личностно-ориентированное образование и развитие». Личностная направленность подразумевает умение педагога увидеть в каждом ребенке уникальную личность, создавать условия для  самопроявления и  развития воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Использование личностно-ориентированного подхода   при проведении коррекционного часа с детьми, имеющими нарушения речи. 

       На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической науке уже давно закрепилось  понятие «личностно-ориентированное образование и развитие». Личностная направленность подразумевает умение педагога увидеть в каждом ребенке уникальную личность, создавать условия для  самопроявления и самореализации этой личности.

    Приходя в детский сад, дети с особыми образовательными  потребностями, как правило, стеснительны, неуверенны, медлительны или, наоборот, гиперактивны. В новом коллективе, в котором такие дети оказываются, они не всегда умеют уступать друг другу, не считаются с желаниями других детей, часто ссорятся, могут драться, с неохотой выполняют трудовые поручения, редко доводят начатое дело до конца.

  Именно знание индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает воспитателю найти более целесообразный подход к нему

   К главным достоинствам личностно ориентированного подхода относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию его личности; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.  

       Исследователи выделяют основные принципы личностно-ориентированного занятия, к ним относятся:

- стимулирование детей к использованию  разных способов выполнения задания,  не боясь ошибиться;

 - поощрение стремления предлагать свои способы выполнения задания;  

 - применение заданий, позволяющих детям самостоятельно выбирать тип, вид и форму работы;

 - создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам выполнения работы,

-  обсуждение с детьми в конце занятия не только того, «что узнали, чему научились», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.

  В этих условиях меняется роль педагога. Теперь приходится выступать не только как передатчик знаний, но и как организатор, координатор деятельности.

 .

   В ходе всей работы нужно опираться на субъективный опыт детей при изучении новой темы, проводить обобщение его, систематизацию. Результатом же личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком станут особые взаимоотношения, имеющие двусторонний устойчивый характер. Дети с особыми образовательными потребностями  будут чувствовать себя комфортно, станут более раскрепощенными, будут проявлять инициативу в общении с педагогами, стремиться разделить свою радость и огорчения, станут приветливы, доброжелательны и инициативны. Таким образом, у детей сформируются все условия не только для успешной дальнейшей учебной деятельности, но и самосовершенствования.      

   В комбинированной  группе   особенно важно насколько тесно сотрудничают  учитель-логопед и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителя-логопеда. Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другим видом деятельности. Это занятие проводится ежедневно, во второй половине дня.

  Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми – обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

                     

  Сегодня вашему вниманию будет представлено коррекционное групповое занятие, проведённое мною  по лексической теме «Зимующие птицы».

   Коррекционный час имеет чёткую структуру, которая включает  такие обязательные этапы как артикуляционная гимнастика и  упражнения на развитие речевого дыхания.

  Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале занятия. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям.

  При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен точно следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

 

   Обязательная пальчиковая гимнастика. Несмотря на кажущуюся простоту того вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных  движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом ( овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем)

Далее следуют упражнения и игры на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, ПРОЙДЕННОГО НА ПОДГРУППОВЫХ логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционноцй работы специалиста.

На  занятии, которое будет сейчас демонстрироваться, это:

 - упражнение на закрепление навыка определять место звука в слове;

 - упражнение «Снегопад». Необходимо классифицировать по функциональным признакам, это развивает мышление.

 - работа по картинке-загадке «Дикие птицы». Развитие зрительного внимания и восприятия.

 И, наконец, обязательная рефлексия и подведение итогов.

 По окончании группового занятия детям предлагаются индивидуальные задания, учитывающие лексическую тему недели и личные предпочтения воспитанников: раскраски «Птицы», книги с яркими иллюстрациями, дидактические настольные игры.

 Дети выбирают интересное для себя занятие, а воспитатель начинает индивидуальную работу с тем ребёнком, кого учитель-логопед назначил в этот день на  повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...

Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности...

Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....

Технологическая карта коррекционного занятия в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование представления детей по лексической теме «Посуда»; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи....