Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
статья по логопедии
В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_logopeda.docx | 141.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности.
Направлением деятельности специалистов и воспитателей в группе комбинированной направленности является осуществление коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы с детьми с ТНР, то есть, обеспечение развития и коррекции нарушений развития, в рамках реализации адаптированной программы.
Коррекционная работа, проводимая мною осуществляется в процессе реализации АООП МБОУ СОШ № 162 .
Основными задачами коррекционной работы являются:
формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
коррекция звукопроизношения
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование грамматического строя речи и связной речи;
- обучение грамоте.
Cогласно моему опыту основой успешной работы логопеда является четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается следующими направлениями работы :
1. Своевременным обследованием детей и выявлением воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;
Работу по выявлению детей с ТНР мы проводим с помощью алгоритма.
Алгоритм выявления детей с тяжелыми нарушениями речи
1.Документально фиксируем согласие родителей (законных представителей) на проведение комплексного обследования учителем-логопедом.
2. Обследование специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели) детей.
3. Проведение заседания консилиума и принятие
решения о необходимости направления ребенка для прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) .
4. Подготовка и формирование пакета документов для прохождения ТПМПК (логопедическая характеристика, характеристика психолога, педагогическая характеристика, заключения медицинских специалистов.)
5. Сопровождение ребенка специалистом при прохождении ТПМПК ( при необходимости)
6. Получение заключения ТПМПК с рекомендациями по созданию условий.
Следующее направление - это планирование коррекционно –развивающей работы, ведение документации, контроль за реализацией коррекционной работы и ее эффективности.
На основании рекомендаций ТПМПК и обследования детей в учреждении мною заполняются речевые карты детей, совместно со специалистами ПМПк разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и адаптированная образовательная программа .
Всеми участниками коррекционного процесса ведется контроль за реализацией индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка и динамикой его развития.
Результаты заносятся в дневник динамического наблюдения, с периодичностью 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май).
Следующее направление это организация работы по коррекции речи
Коррекционная работа реализуется в формах организованной образовательной деятельности - это фронтальные занятия, которые разрабатываются в соответствии с комплексно-тематическим планированием и проводятся в соответствии сеткой занятий (ООД).
Мною проводятся два фронтальных занятия в неделю: одно занятие на развитие фонетико-фонематической стороны речи и занятие на развитие лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи. Занятия разработаны с учетом лексической темы недели. В структуру занятий включены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, дыхания и голоса, артикуляционной моторики. Единый сюжет и использование интересного, занимательного материала позволяет уточнить и расширить словарный запас, сформировать практические навыки словообразования и словоизменения, умения составлять простые и сложные предложения. Занятия проводятся в игровой форме.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи.
В своей работе я активно использую информационно-коммуникационные технологии, применяя в индивидуальной и подгрупповой работе игры с сайта мерсибо
. Они используются для обследования звукопроизношения (игра Попугай), при постановке звуков, для формирования базового артикуляционного уклада, при активизации речи неговорящих детей (прочитать- соотнести слово и предмет, обсудить наполнение слова),развития грамматического строя речи, звукового анализа и синтеза. Игры-бродилки можно использовать для автоматизации звуков. Во многих играх есть настройки, где можно выбрать задания по уровню развития ребенка.
К достоинствам можно отнести малую продолжительность по времени, возможность печати игровых заданий .Они являются мотивационным приемом и стимулом для деятельности ребенка.
Вы можете познакомится с играми после выступлений.
4 Следующие направление заключается в организации взаимодействия со специалистами в осуществлении коррекционно-образовательной работы
Ключевым фактором эффективности является взаимодействие всех участников коррекционного педагогического процесса. Для успешного взаимодействия со специалистами необходимо предъявлять единые требования к ребенку с речевыми нарушениями. При этом:
- учитывается структура нарушения;
- при проведении коллективной деятельности учитываются индивидуальные особенности ребенка;
- закрепляются знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и педагогов лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, педагогами и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к детям с ТНР в процессе воспитания у них правильной речи.
В совместной работе со специалистами мы используем следующие формы и виды взаимодействия
— совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда со специалистами на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
- создание коррекционно-развивающей среды;
— ведение тетради взаимодействия;
— совместный подбор методической литературы, пособий;
— составление картотек речевых игр,
-совместная разработка и проведение занятий;
-взаимный обмен информацией в течение всего учебного года;
- консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, мастер-классы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности;
— выступление специалистов с целью обобщения и распространения опыта коррекционной работы на педагогических советах.
Для эффективного процесса обучения необходимо обеспечить взаимодействие логопеда и воспитателя ,которое начинается задолго до начала учебного года и заключается в разработке методического обеспечения реализации программы,
Это:
составление календарно-тематического планирования для реализации программ ООП ДО АООП для детей с ТНР и подбор методической литературы используемой воспитателями для проведения коррекционной работы. Это работа по повышению компетентности воспитателей, которая осуществляется через проведение обучающих семинаров – практикумов, консультаций и других форм работы в течение года.
Мною проведены консультации
«Выполнение артикуляционной гимнастики», «Обучение правильному дыханию», «Проведение коррекционного часа и логопедических пятиминуток по автоматизации звука» и многие другие
Взаимодействие с воспитателями в течение года осуществляется через:
- Тетрадь взаимосвязи, в которой описывается коррекционно-развивающей работа групповая и индивидуальная работа на неделю в соответствии с лексической темой.
- Звуковой экран, в котором отображаются этапы работы над звуками речи каждого ребенка. Он служит для воспитателя основой для построения индивидуальной работы с ребенком по автоматизации звуков.
- Папка ребенка, где фиксируются задания для организации индивидуальной работы с ребенком.
Работа воспитателя по коррекции речевого развития детей по заданию логопеда осуществляется во время коррекционного часа и индивидуальной работы.
Коррекционный час проводится ежедневно во 2 половину дня; в состав которого входят/: артикуляционная гимнастика, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, д.игры на развитие речи по лексической теме, а также игры на развитие мелкой моторики.
Задача логопеда не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. В течение года я наблюдаю за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализируя те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется на основании:
-перспективного планирования коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта.
Для организации взаимодействия с музыкальным руководителем используется разработанная форма, в которой фиксируются Виды деятельности музыкального руководителя по коррекции речи, задачи, рекомендации логопеда и коррекционно-развивающей работе на музыкальных и индивидуальных занятиях.
Используемая форма не занимает много времени и удобна в применении, данная форма присутствует у вас в раздаточном материале
Хочется отметить что, в группах комбинированной направленности при организации образовательно-коррекционного процесса возросла роль младшего воспитателя. Младший воспитатель является активным участником коррекционного процесса. Во время проведения воспитателем коррекционного часа именно младший воспитатель организует совместную подгрупповую деятельность с детьми группы: ознакомление с художественной литературой, конструирование, организация творческой мастерской, просмотр презентаций, мультфильмов.
Одним из условий повышения эффективности коррекционной является осуществление систематической работы с родителями, и их включении в коррекционную деятельность. Работа с родителями строится на сотрудничестве, где родитель является равноправным партнером по коррекционному процессу.
Мною проводиться просветительская деятельность в различных формах: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, занятия-практикумы, организация совместной работы взрослых и детей, беседы по поводу успехов воспитанников.
Информационная поддержка осуществляется с помощью «логопедического уголка». Там выставляется лексическая тема на неделю, задания, которые можно выполнять с ребенком дома, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики, справочный материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет
Индивидуальные консультации для родителей я провожу для разъяснения индивидуальных особенностей ребенка и организации работы с ним. Исходя из принципа комплексности, направляю родителей для консультаций к различным специалистам (врачам, психологам)
Так же работает консультативный пункт для родителей, чьи дети не зачислены в группу комбинированной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...
Организация работы группы комбинированной направленности.
Доклад для конференции об организации работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида....
Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»
В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности с детьми с ОНР
Планирование деятельности логопеда...
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...
Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ....