Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
статья по логопедии

Сорокина Наталья Михайловна

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_logopeda.docx141.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы в  группах комбинированной направленности.

Направлением деятельности специалистов и воспитателей в группе комбинированной направленности  является осуществление  коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы с детьми с ТНР, то есть,     обеспечение развития и коррекции нарушений развития, в рамках реализации  адаптированной программы.

Коррекционная работа, проводимая мною  осуществляется в процессе реализации АООП МБОУ СОШ № 162 .

Основными задачами коррекционной работы являются:

 формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

        коррекция звукопроизношения

  • преодоление нарушений слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование грамматического строя речи и связной речи;
  • обучение грамоте.

Cогласно моему опыту основой успешной работы логопеда является четкая организация коррекционного процесса.  Она  обеспечивается следующими направлениями работы  :

 1. Своевременным обследованием детей  и выявлением воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;

 Работу по выявлению детей с ТНР мы проводим с помощью алгоритма.

Алгоритм выявления детей с тяжелыми нарушениями речи

1.Документально фиксируем согласие родителей (законных представителей) на проведение комплексного обследования учителем-логопедом.

2. Обследование  специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели)  детей.

3. Проведение заседания консилиума и принятие

решения о необходимости направления ребенка для прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) .

4. Подготовка и формирование пакета документов для прохождения ТПМПК (логопедическая характеристика, характеристика психолога, педагогическая характеристика, заключения медицинских специалистов.)

5. Сопровождение ребенка специалистом при прохождении ТПМПК ( при необходимости)

 6. Получение заключения ТПМПК с рекомендациями по созданию условий.

Следующее направление - это планирование коррекционно –развивающей работы, ведение документации, контроль за реализацией коррекционной работы и ее эффективности.

На основании рекомендаций ТПМПК и обследования детей в учреждении мною  заполняются речевые карты детей, совместно со специалистами ПМПк   разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и адаптированная образовательная программа .

 Всеми участниками коррекционного процесса ведется контроль за реализацией индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка и динамикой его развития.

Результаты заносятся в дневник динамического наблюдения, с периодичностью 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май).

Следующее направление  это организация  работы по коррекции речи

Коррекционная работа реализуется в формах организованной образовательной деятельности - это фронтальные занятия, которые разрабатываются в соответствии с комплексно-тематическим  планированием и проводятся в соответствии сеткой занятий (ООД).

Мною проводятся два фронтальных занятия в неделю: одно занятие на развитие фонетико-фонематической стороны речи и занятие на развитие лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи. Занятия разработаны с учетом лексической темы недели. В структуру занятий включены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, дыхания и голоса, артикуляционной моторики. Единый сюжет и использование интересного, занимательного материала позволяет уточнить и расширить словарный запас, сформировать практические навыки словообразования и словоизменения, умения составлять простые и сложные предложения. Занятия проводятся в игровой форме.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. 

В своей работе я активно использую информационно-коммуникационные технологии, применяя в индивидуальной и подгрупповой работе игры с сайта мерсибо

 . Они используются для обследования звукопроизношения (игра Попугай), при постановке звуков, для формирования базового артикуляционного уклада, при активизации речи неговорящих детей (прочитать- соотнести слово и предмет, обсудить наполнение слова),развития грамматического строя речи, звукового анализа и синтеза. Игры-бродилки можно использовать для автоматизации звуков. Во многих играх есть настройки, где можно выбрать задания по уровню развития ребенка.

К достоинствам можно отнести малую продолжительность по времени, возможность печати игровых заданий .Они являются мотивационным приемом и стимулом для деятельности ребенка.

Вы можете  познакомится с играми после выступлений.

4 Следующие направление  заключается в  организации взаимодействия со специалистами в осуществлении коррекционно-образовательной работы

   

Ключевым фактором эффективности является взаимодействие всех участников коррекционного педагогического процесса. Для успешного взаимодействия со специалистами необходимо предъявлять единые требования к ребенку с речевыми нарушениями. При этом:

  • учитывается структура нарушения;
  • при проведении коллективной деятельности учитываются индивидуальные особенности ребенка;
  • закрепляются знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и педагогов лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, педагогами и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к детям с ТНР в процессе воспитания у них правильной речи.


В совместной работе со специалистами    мы используем следующие формы и виды взаимодействия

— совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда со специалистами на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;

- создание коррекционно-развивающей среды;

— ведение тетради взаимодействия;

— совместный подбор методической литературы, пособий;

— составление картотек речевых игр,

-совместная разработка и проведение занятий;

-взаимный обмен  информацией в течение всего учебного года;

- консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, мастер-классы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности;

— выступление специалистов с целью обобщения   и распространения опыта коррекционной работы на педагогических советах.

Для эффективного процесса обучения необходимо обеспечить взаимодействие логопеда и воспитателя ,которое начинается задолго до начала учебного года и заключается в разработке методического обеспечения реализации программы,

 Это:

 составление календарно-тематического планирования для реализации программ ООП ДО АООП для детей с ТНР и подбор методической литературы используемой воспитателями  для проведения коррекционной работы. Это работа по  повышению компетентности воспитателей, которая осуществляется  через  проведение обучающих семинаров – практикумов, консультаций  и других форм работы в течение года.

Мною проведены консультации

 «Выполнение артикуляционной гимнастики», «Обучение правильному дыханию», «Проведение коррекционного часа и логопедических пятиминуток по автоматизации звука» и многие другие

Взаимодействие с воспитателями в течение года осуществляется через:

  1. Тетрадь взаимосвязи, в  которой описывается   коррекционно-развивающей работа групповая и индивидуальная работа на неделю в соответствии с лексической темой. 
  2. Звуковой экран, в котором отображаются  этапы работы над звуками речи  каждого ребенка. Он служит для воспитателя основой для построения индивидуальной работы с ребенком по  автоматизации звуков.
  3. Папка ребенка, где фиксируются  задания для организации индивидуальной работы с ребенком.   

 Работа воспитателя по коррекции речевого развития детей по заданию логопеда осуществляется во время коррекционного часа и индивидуальной работы.

Коррекционный час проводится ежедневно во 2 половину дня; в состав которого входят/: артикуляционная гимнастика, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, д.игры на развитие речи по лексической теме, а также игры на развитие мелкой моторики.        

        Задача логопеда не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.  В течение года я  наблюдаю за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализируя те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата.                    

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется на основании:

-перспективного планирования коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта.

Для организации взаимодействия с музыкальным руководителем используется разработанная форма,  в которой фиксируются Виды деятельности музыкального руководителя по коррекции речи, задачи, рекомендации логопеда и коррекционно-развивающей  работе на музыкальных и индивидуальных занятиях.

Используемая форма не занимает много времени и удобна в применении, данная форма присутствует у вас в раздаточном материале

Хочется отметить что, в группах комбинированной направленности при организации образовательно-коррекционного процесса возросла роль младшего воспитателя.  Младший воспитатель является активным участником коррекционного процесса. Во время проведения воспитателем коррекционного часа именно младший воспитатель организует совместную подгрупповую деятельность с детьми группы: ознакомление с художественной литературой, конструирование, организация творческой мастерской, просмотр презентаций, мультфильмов.

        Одним из условий повышения эффективности коррекционной  является осуществление систематической работы с родителями, и их включении  в коррекционную деятельность. Работа с родителями строится на сотрудничестве, где родитель является равноправным партнером по коррекционному процессу.

Мною проводиться просветительская деятельность  в различных формах:  выступления на родительских собраниях,  индивидуальные консультации,  занятия-практикумы,  организация совместной работы взрослых и детей, беседы по поводу успехов воспитанников.

Информационная поддержка осуществляется с помощью «логопедического уголка». Там выставляется лексическая тема на неделю, задания, которые можно выполнять с ребенком дома, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики, справочный  материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет

Индивидуальные консультации для родителей я провожу для разъяснения индивидуальных особенностей ребенка и организации работы с ним. Исходя из принципа комплексности, направляю родителей для консультаций к различным специалистам (врачам, психологам)

Так же работает консультативный пункт для родителей, чьи дети не зачислены в группу комбинированной направленности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...

Организация работы группы комбинированной направленности.

Доклад для конференции об организации работы группы комбинированной направленности в ДОУ общеразвивающего вида....

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...

Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ....