календарный план Тема недели: « Такие разные звуки »
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Бережнова Наталья Анатольевна

Цель :Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”

 

 

Задачи:

  • Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
  • Расширить словарный запас
  • Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-_8_aprelya.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: « Такие разные звуки    »

Цель :Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”

Задачи: 

  • Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
  • Расширить словарный запас
  • Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру . 

Работа с родителями:

1.Методические рекомендации по теме

2. Беседа Игры на развитие фонематического звука дома

3. Создание папки Рекомендации логопеда

Итоговое мероприятие: открытый показ театрализованной деятельности – музыкальная сказка «Репка»

Понедельник

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 половина дня

  • Какие звуки речи мы знаем?
  • Как произносятся гласные звуки?
  • С помощью чего произносятся согласные?
  • Чем звуки отличаются от букв?

Согласование частей речи

Цели: закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, качества; развивать умения у детей согласовывать имена существительные, прилагательные в роде; закреплять правильное произношение звуков р (рь); четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуком р.

Ушакова, Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» с. 85

"Кто летает"

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.


 Игра Раскрась рисунок

НОД по плану физ работника Петренко Г.Ю.

Прогулка

  1. Знакомимся с перелетными птицами.

Цель - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. Найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Стихи по теме:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев

О чем поют воробышки
В последний день зимы?
— Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов

Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Смастерить из песка вазу для цветов.

Подвижная игра "Птички, раз! Птички, два!"

Цель - научить детей выполнять движения, счету. Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз!
Выставляют вперед одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу. 
Скок, скок, скок!
Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку. 
Птички, два!
 Поднимают другую руку. 
Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз. 

Птички, два! Закрывают другой глаз. 
Все, улетели!
Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

2 половина дня

Д/и "Подбери овощи и фрукты по цвету"

Цель: развитие сенсорики

Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету


" Что из чего сделано?"
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе
Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …


Дружат наши пальчики –

Девочки и мальчики.

Этот пальчик – на баяне,

А другой – на барабане,

Третий – заиграл в трубу,

А четвертый – бу-бу-бу.

Чтоб от братьев не отстать,

Пятый пальчик стал плясать.

 

Конструирование по интересам

«У медведя во бору»             

Цель игры: обучение  бегу, развитие быстроты и ловкости.

Индивидуальная работа

 Дидактическая игра «Так бывает или нет»

        Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения


С/р игра Кафе

Вырежи из бумаги квадратики разные по размеру

«ЛОШАДКИ» (бег)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Самостоятельная работа

Игры с машинками, куклами

Рассказывание сказки" Репка"

Поливаем цветы

Рассматривание книг

«Кегли» ( катание шара)
Задачи: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.

Вторник

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 половина дня

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

.


 Скороговорка

"Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница!
(А. Капронова)

С/р игра Парикмахерская

Цель формировать умение общаться в процессе игры

НОД по плану муз рук Примак Т.В.

Тема: «Кораблик» Н. Н. Леонова с.166

Цели: обобщение знаний о профессиях, создание художественного облика кораблика

Подбрось-поймай» (игра с бросанием и ловлей мяча)
Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх

Прогулка

  1. Пришла весна
  2. Цель - дать представление о ранней весне, о том, каюте изменения произошли с солнцем.

Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. С детьми ведутся наблюдения за увеличением продолжительности дня, отмечается, что день становится длиннее.


Дидактические игры

"Когда это бывает?" — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.

Цель - закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Рисование на песке.

Подвижные игры

"Пустое место". Цель - развить быстроту, ловкость. 

Ход игры: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший — водит.

2 половина дня

  • Дидактическая игра «Закончи предложение»

        Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.

        Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

Д/и Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предметов

Беседа "Правила поведения на дороге"

Чтение сказки " Три медведя"

«Караси и рыбак

Цель игры: Обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Знаешь ли ты ...»

        Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Составь рассказ о своем любимом времени года

Помогаем сервировать стол

Наклеиваем различные фигуры на лист бумаги

П/и" Допрыгай до предмета"

Самостоятельная работа

Игры с пазлами и мозаикой

Самостоятельные игры

Наводим порядок на полочке с куклами

Рисование на свободную тему

      «Лохматый пес»        Январь 4 неделя

Цель игры: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Среда

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 половина дня

Тема: «Слушай звуки, будь здоров! Сколько рогов у двух коров?»

Цель: развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления; умения делать логические выводы.

З.А. Михайлова с.  57

  1. Чистоговорки.

Ко-ко-ко – выпей молоко.                      Бок-бок-бок – круглый бок.

Но-но-но – посмотри в окно.                 Бок-бок-бок – колобок.

Но-но-но – там темно.

Ом-ом-ом – новый дом.

Мок-мок-мок – там замок.

Наш город.

Что ты знаешь о своем городе?

Название улиц города?

"Птички клюют зернышки из блюдечка"

Цели: закреплять умение у детей лепить знакомые предметы, пользуясь изученными приемами: раскатывание, оттягивание, соединение частей; развивать воображение; воспитывать самостоятельность.

Комарова с.77

      «Поезд»                   

Цель игры: Учить детей ходить и бегать друг за другом. Сначала держась друг за друга , затем не держась;  

Прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАБУХАНИЕМ ПОЧЕК НА ДЕРЕВЬЯХ
ЦЕЛИ:   учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Во время прогулки обратить внимание детей на то, что почки на деревьях стали набухать т.е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно их потрогать понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

"Собери из веточек веник".

Поделки из песка

"По местам!"

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве.

2 половина дня

Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

        Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.

        Ход игры: Расскажите, что бывает:

        зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

        широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.


 ягодки

 С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаете с него воображаемую ягодку).
         И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
         Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой тоже сложенной ладошкой).
        Я попробую немножко.
        Я поем еще чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
        Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

Рисуем фрукты

 «ПТИЧКИ И КОШКА» (бег)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Индивидуальная работа

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, что произносит человек? (звуки)

Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.

 

Заборчик.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Заборчик можно убирать.

 Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

  1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

С/р игра Кафе

ИГРА «ПОЕЗД» муз.ЛЬВОВА-КОМПАНЕЙЦА.

- Мы едем-едем-едем в далекие края,

Хорошие соседи, веселые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

А в песенке поется, как дружно мы живем

«Солнышко и дождик»

Цель игры: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Самостоятельная работа

Д/и "Назови гриб"

Игры с пазлами ,пирамидкой

  1. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н.Нищевой

Посчитаем в первый раз,         (Попеременные хлопки и удары кулаками)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки         (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,           по одному пальцу начиная с большого.)

Да еще ботинки

Галеньки.

Колыбельные песенки

Бубен

Цель игры: Развитие быстроты, ловкости, реакции.

Четверг

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 половина дня

Дети называют имя того ребенка, у которого наиболее выражено то или иное позитивное (хорошее) качество, названное взрослым. Например: самый умный, самый ловкий,
самый вежливый, самый любознательный, самый трудолюбивый, самый веселый, самый дружный и т. п.

Тема: «Слушай звуки, будь здоров! Сколько рогов у двух коров?»

Цель: развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления; умения делать логические выводы.

З.А. Михайлова с.  57

Пальчиковая гимнастика

"КОТИК"
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать поглаживающие движения ладонью, как будто гладим кошку.

НОД по  плану муз руководителя Приймак Т.В.

«Дед Мазай и зайцы»

Бондаренко с.92

"Парк аттракционов»           

Цель игры:  развитие ловкости и реакции.

Прогулка

Наблюдение за солнышком: ярко светит, пригревает, от этого растёт травка, радуются птички, распускаются почки – вызвать радостное весеннее настроение, формировать представления о весенних признаках.

Беседа Чем отличается весна ,зима лето,

Осень?

Почему нам нравится весна?

 Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игр

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Рисунки на песке

«Веснянка»

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.


2 половина дня

Дидактическая игра «Какого цвета?» - закреплять знания основных цветов.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Дружат наши пальчики –

Девочки и мальчики.

Этот пальчик – на баяне,

А другой – на барабане,

Третий – заиграл в трубу,

А четвертый – бу-бу-бу.

Чтоб от братьев не отстать,

Пятый пальчик стал плясать.

Любимые мультфильмы

П/и "Найди свой домик"

Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, фла­жок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.

Индивидуальная работа

игра с мячом в  игру «Съедобное и несъедобное».

Назови времена года и их признаки

С/р игра "Путешествуем по городам""

Рассматриванием книг

Подвижные игры: «У медведя во бору».

Самостоятельная работа

Дидактическая игра «Овощной магазин» - учить различать овощи, называть их правильно

Настольные игры

Складываем кубики на полочке

Игры с природным материалом

П/и "Летает - не летает"

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт.

Пятница

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 половина дня

«Профессии»

Цель: соотносить существительные с глаголом.

К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо про­износить многосложные слова громко.

Наводим порядок на полочках с кубиками

Весёлые стихотворения

Цели: учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально – оценочную лексику.

Ушакова, Гавриш «Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет» с. 79

НОД по плану руководителя физ. Культуры Петренко Г.Ю.

Прогулка

Наблюдение за голубями

Цели:

  • расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

«Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от  мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Гараж из песка

«ПТИЧКИ И КОШКА» (бег)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

2 половина дня

"Угадай, чей голосок"

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

"Буквы вокруг меня"

Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.

Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.
Например: А - арбуз, Б - банка, В - вешалка, Г - гард

Беседа о птицах (весной)
Тема: Птицы весной.
Цель: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период:  изменение их поведения- греются на солнце, на деревьях, чирикают. Выводят птенцов.

Рисование на свободную тему

"Пузырь"  
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Индивидуальная работа

«Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

Д/и "Назови времена года"

"УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ": Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т. п.), анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации,к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу»

Конструирование по интересам

Развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Самостоятельная работа

Игры с куклами ,пирамидкой.

Д/и "Назови цвет"

Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.

Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей.

Игры с природным материалом

«Кегли» ( катание шара)
Задачи: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план.Тема неделе "Профессия"

Закрепить знанея детей о профессии людей,вызывать интерес к труду взрослых....

Календарный план, тема недели "Здравствуй, Детский сад!"

Календарный план, тема недели "Здравствуй, детский сад!"...

Календарный план Тема недели: «Народные умельцы»

Цель: Развивать знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного бытаИтоговое мероприятие : Выставка работ по прикладному искусству...

Календарный план. Тема недели: «Здравствуй, детский сад! (о хороших привычках и манерах поведения)»

Тема недели: «Здравствуй, детский сад! (о хороших привычках и манерах поведения)»Цель: Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад, встречи со сверстниками. Способствовать формиро...

Тема занятия: «Такие разные звуки»(конспект)

Конспект НОД для детей второй младшей группы...

Календарный план. тема недели: "Мой край Белогорье"

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает ...