КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж».
Цели занятия:
- автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;
- познакомить детей с буквой Ж;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
- воспитывать умение у детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование:
- магнитная доска;
- телефон, указка;
- картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, жук;
- фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;
- колокольчик – символ звонкого согласного звука;
- иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;
- картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;
- записка от зверей с загадками;
- маленькая картинка или игрушка жук;
- конверты по группе со счётными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный этап.
Дети стоят вокруг педагога.
- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.
Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.
На доске нарисованы клетки. Воспитатель читает записку.
- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.
Загадки:
Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,
Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,
Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,
Сам он круглый и колючий. Вдвое сложится …(жираф).
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это - … (ёжик)
Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,
Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,
Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,
Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).
По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.
-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
На доске картинка жука.
- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?
Педагог держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
- Закрепление звука.
-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?
Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.
Игра «Живые звуки».
Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.
-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?
Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-А Артем будет новым звуком. Каким?
Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.
-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
Повторение потешек со слогами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
- Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
Постройте, пожалуйста, из палочек букву Ж.
Составить схему слова ЖУК, и сложить из букв слово ЖУК.
Игра «Возьми конверт».
Каждый конверт лежит на столе.
Возьмите свои конверты.
Подчеркните в тексте букву Ж и обведите в кружочек букву А.
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики. Физминутка. - Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали. Раз – два – три. Ручками похлопали. Раз – два – три. Покружились, повертелись
И на место все уселись.
- Закрепление звука в словах.
-Теперь придумайте слова со звуком Ж.
-Определим сколько слогов в этих словах
Подставим кулачок под подбородок и произнесём слов . Сколько раз толкнули кулачок?
- Закрепление звука в предложениях.
Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.
От, ежонок, мамы, убежал.
Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему предложения.
-В каких словах здесь слышится звук Ж?
Страха, мышка, от, задрожала.
Замок, заржавел, железный.
- Итог занятия.
- Что сегодня для вас было новым?
- Что запомнилось?
- Какие возникли у вас затруднения?
- Как с эти справиться?
- Какую бы оценку вы себе поставили?
Синквейн
Картинка (игрушка) ежика
1) «Слово - предмет» Кто? (Что?) Это? Ежик.
2) Два «слово - признак» Ежик какой? Колючий, серый.
3) Три «слово - действие» Фыркает, спит, сворачивается.
4) Предложение по теме: Ежик прячется в листве.
5) Ассоциация по теме: Где живет ежик? - В лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: Звук и буква «Я»
Цель занятия: дать детям понятие о звуке и букве "Я"; формировать навыки словоизменения глаголоа; развивать фонематический слух, уточнять и расширять словарь детей, учить дифференцировать носовой и ро...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Буквы и звуки С и Сь".
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему " Буквы и звуки С и Сь" в рамках "Дней открытых дверей".На занятии знакомим детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"
конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"Цели:Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мыш...
Подгрупповое занятие по совершенствованию звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О".
Подгруппове занятие на тему: "Звук и буква О" в подготовительной к школе группе....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж».
Цели занятия: - автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ; - развивать фонематическое восп...