КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели занятия:
- автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие;
- познакомить детей с буквой Ж;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zh.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж».
Цели занятия:
- автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие;
- познакомить детей с буквой Ж;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.
Оборудование:
- магнитная доска;
- телефон, указка;
- картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;
- фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;
- колокольчик – символ звонкого согласного звука;
- иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;
- картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;
- слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт.;
- записка от зверей с загадками;
- маленькая картинка или игрушка жук;
- конверты по группе со счётными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный этап.
Дети стоят вокруг педагога.
- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.
Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.
На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.
- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.
Загадки:
Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,
Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,
Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,
Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это - … (ёжик)
Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,
Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,
Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,
Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).
По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.
-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
На доске картинка жука.
- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?
Педагог держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
- Закрепление звука.
-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?
Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.
Игра «Живые звуки».
Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.
-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?
Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-А Артем будет новым звуком. Каким?
Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.
-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
Повторение потешек со солгами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
- Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж.
Игра «Найди конверт».
Каждый конверт лежит в условленном месте.
-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.
Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.
Дети садятся, открываю конверты.
Подчеркните в тексте букву Ж и обведите в кружочек букву А.
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Физминутка.
- Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали. Раз – два – три.
Ручками похлопали. Раз – два – три.
Покружились, повертелись
И на коврик все уселись.
- Закрепление звука в словах.
-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.
Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.
Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.
-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ЖИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).
А где мы слышим звук Ж?
Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.
Т.о. разбираются все слова.
- Закрепление звука в предложениях.
Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.
От, ежонок, мамы, убежал.
Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.
-В каких словах здесь слышится звук Ж?
Страха, мышка, от, задрожала.
Замок, заржавел, железный.
- Итог занятия.
-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.
Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.
2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.
Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить ХОЧУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки [Н] - [Нʼ]. Буква Н. Помогаем Нине и Наташе».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".
Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образов...
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.
Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
Занняте по обучению грамоте....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»
Цель: Формировать у детей умение составлять рассказы с элементами творчества....