КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Карасаева Кунтуган Дунсенгуловна

Цели занятия:

         - автоматизировать звук Ж в  словах и предложениях ;

         - развивать фонематическое восприятие;

         -  познакомить детей с буквой Ж;

         - продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

         -упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

         - воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zh.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

                                                        НА ТЕМУ:  «ЗВУК И БУКВА Ж».

Цели занятия:

        - автоматизировать звук Ж в  словах и предложениях ;

        - развивать фонематическое восприятие;

        -  познакомить детей с буквой Ж;

        - продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

        -упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

        - воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

Оборудование:

        - магнитная доска;

        - телефон, указка;

        - картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;

        - фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

        - колокольчик – символ звонкого согласного звука;

        - иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

        - картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;

        - слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт.;

        - записка от зверей с загадками;

        - маленькая картинка или игрушка жук;

        - конверты по группе со счётными палочками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Загадки:

Ночью ходит, днём он спит,                 Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит.                        Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем,                         Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий.                        Вдвое сложиться …(жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это - … (ёжик)

Они на холоде лежат,                                 Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат.                        Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи,                         Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи).                        А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж.  Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

  1. Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети  называют эти звуки.

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Артем будет новым звуком. Каким?

Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со солгами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).

Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж!

                (С. Маршак)

Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж.

Игра «Найди конверт».

Каждый конверт лежит в условленном месте.

-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.

Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.

Дети садятся, открываю конверты.

Подчеркните в тексте букву Ж и обведите в кружочек букву А.

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Физминутка.

- Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали. Раз – два – три.

Ручками похлопали. Раз – два – три.

Покружились, повертелись

И на коврик все уселись.

  1. Закрепление звука в словах.

-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.

-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ЖИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

А где мы слышим звук Ж?

Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

Т.о. разбираются все слова.

  1. Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

-В каких словах здесь слышится звук Ж?

Страха, мышка, от, задрожала.

Замок, заржавел, железный.

  1. Итог занятия.

-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".

 Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образов...

НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.

Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»

Цель: Формировать  у детей умение  составлять  рассказы с элементами творчества....