"Развитие лексико-грамматических средств языка в старшей группе"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Середа Лариса Валерьевна

Методическая разработка :Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по грамматической теме "согласование имен существительных с прилагательными, глаголами и числительными 2 и 5". Лексическая тема "Мамин праздник. Женские профессии."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgrup._zanyatie_onr.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе

Лексическая тема: Мамин праздник. Женские профессии.

Грамматическая тема: Согласование имен существительных с прилагательными, глаголами и числительными 2 и 5.

Цель:  закрепить знания о женских профессиях.

Задачи:

- расширение словарного запаса по лексической теме;

- совершенствование навыка согласования имен существительных с

числительными 2 и 5;

- совершенствование навыка согласования имен существительных с

глаголами;

- развитие навыка составления предложений;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие слухового внимания;

- совершенствование навыка координации речи с движением;

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки по теме «Женские профессии».

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I.Организационный момент:

+ «Здравствуйте, Дети! Сейчас сядут на свое место те из вас, кто скажет мне полным предложением, кем работает его мама.

«Моя мама работает... ».

Дети дают полные

ответы.

II. Сообщение темы занятия.

«Послушайте внимательно отрывок из стихотворения С. Михалкова».

А в-четвертых наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется пилот. —

С лесенки ответил Вова:

- Мама - лётчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама — милиционер.

Ау Толи и у Веры

Обе мамы — инженеры.

А у Лёвы мама повар.

Мама — лётчик?

Что ж такого?

- Всех важней, сказала Ната, -

Мама -— вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты —

Это очень хорошо.

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.»

+ Ребята, о чем  говориться в стихотворении?

Отвечайте полным предложением.

«В стихотворении говориться о…».

+ (перечисляю озвученные детьми профессии) – как это одним словом можно назвать?

+ Кто запомнил все профессии из стихотворения?

+ О чем мы с вами будем говорить сегодня?

Сегодня мы с вами будем говорить

о женских профессиях и о мамах.

- В стихотворении говориться о маме.

-В стихотворении говориться о (перечисляют профессии, озвученные в

стихотворении).

- Это профессии.

-Дети перечисляют профессии, озвученные в

стихотворении.

- Будем говорить о профессиях.

III. Основная часть.

1.Совершенствование навыка согласования

имен сущ. с глаголами.

2.Расширение словарного запаса

лексической теме «Женские профессии».

3.Развитие зрительного внимания, памяти.

+ Ребята, давайте поиграем в игру «Кто что делает?». На этой картинке кто изображен?

+ Что делает учительница?

Даем полный ответ.

Кого учит учительница?

Аналогичная работа проводится:

- Что делает повар?

- Что делает врач?

- Что делает продавец?

- Что делает портниха?

- Что делает парикмахер?

- Что делает воспитатель?

(при затруднении в актуализации профессиональных действий, помогаю детям)

Игра «Кому, что нужно для работы?»

+ Посмотрите внимательно на эти картинки:

Кастрюля, сковорода. Для какой профессии

необходимы эти предметы? Что еще нужно

повару для работы?»

Аналогичная работа

следующими картинками:

- Тетрадь, книга, линейка.

- Иголка, пуговица. |

- Вата, шприц.

- Деньги, касса.

(вывешиваю предметы, которые назовут дети)

Игра «Что изменилось? Чего не стало?». Выставляю картинки:

тетрадь, линейка, иголка, пуговица, шприц.

Игра повторяется 4  раза.

- Учительница.

- Учительница учит.

- Учительница учит детей.

Повар готовит (варит).

Врач лечит людей.

Продавец продает.

Портниха шьет.

Парикмахер

постригает.

Воспитатель

воспитывает

(занимается, играет)с

детьми.

- Повару./ Для работы повару нужны кастрюля,сковорода.

-…(актуализация детьми слов по теме «Посуда и бытовые приборы»)

- Для работы учителю нужны тетрадь, книга, линейка.

-…(актуализация детьми слов по теме «учебные принадлежности»)

- Для работы портнихе нужны иголка и

пуговица.

-…(актуализация детьми слов по теме «Ткани, швейные принадлежности»)

Врачу для работы

нужны шприц и вата.

-…(актуализация детьми слов по теме «Больница»)

Кассиру для работы

нужны деньги, касса.

-…(актуализация детьми слов по теме «Магазин»)

.

Дети выполняют задание.

4.Динамическая пауза.

+ Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхая,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

Дети проговаривают

стихотворение ви

выполняют

соответствующие

движения.

5.Совершенствование навыка согласования

имен сущ. с числительными 2 и 5.

6.Развитие навыка составления предложений.

Игра в лото «Два и пять».

+ Я принесла с собой лото. Сегодня ведущим будет один из вас. Выбрать поможет нам считалочка.

+ (имя), возьми карточки, раздай их ребятам.

Материал:

- Продавец (2... 5...)

- Воспитатель (2... 5...)

- Карандаш (2... 5...)

- Иголка (2... 5...)

- Пуговица (2... 5...)

- Кастрюля (2... 5...)

+ Ребята, Незнайка нарисовал картины и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки. показать.

+ Врач учит детей правильно писать, читать и

считать. Правильно?

Повар дает Паше лекарство от кашля.

Продавец сварил овсяную кашу.

Учитель сделал моей маме новую прическу.

+ Незнайка вас благодарит : Спасибо за помощь ребята!»

Дети, проговорив считалочку, выбирают ведущего.

Ведущий называет предмет с карточки, остальные находят у себя картинку, определяют количество предметов, называют словосочетание «числ. +сущ.», закрывают картинку фишкой.

Дети дают ответы:

2 продавца, 5

продавцов.

2 воспитателя, 5

воспитателей.

2 карандаша, 5

карандашей.

2 иголки, 5 иголок.

2 пуговицы, 5 пуговиц.

2 кастрюли, 5

кастрюль.

- Учитель учит детей

правильно писать,

читать и считать.

- Врач дает Паше

лекарство от кашля.

Повар сварил овсяную

- кашу.

- Парикмахер сделал

моей маме новую

прическу.

(после правильного ответа, ребенок прикрепляет нужную картинку с профессией.)

IV.Подведение итогов занятия

+ Ребята, расскажите Незнайке, чем вы занимались на занятии?

+ Вы все сегодня были активными. Молодцы! До свидания.

Дети отвечают на вопрос

.

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических форм и связной речи.( старшая группа) «Космическая история»

Цель: создать  условия для актуализации, систематизации представлений детей о космосе в процессе речевого развития.Задачи:Коррекционно-образовательные:• Расширять представления о космическом...