Занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Лазарева Наталья Владимировна

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatite_po_razv._rechi.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-развлечение для средней группы по развитию речи «Путешествие по сказкам».

Цель: формировать интерес к устному народному творчеству.

Задачи: воспитывать интерес к сказкам, закрепить знания о прочитанном, об особенностях персонажей, способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение внимательно слушать, закрепить умение образовывать прилагательные слова от существительных, развивать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Демонстрационный материал: Письмо, сундучок с сердцевинкой на замке, лепестки(7шт), книжки со сказками, карточки с заданиями, ткань(ручеек), мостик, доска, схема «Заюшкина избушка», 2 стола, 3 обруча, изображение сказок, изображение парных персонажей, муз. сопровождение.

Ход занятия:

Доброе утро ребята, по утрам мы делаем зарядку и нашим пальчикам она тоже нужна, давайте встанем с вами в круг и разомнем их.

«Пальчиковая гимнастика»

1,2,3,4,5 будем вместе мы играть,

Будем дружно мы играть,

Будем в сказку попадать.

Сказка здесь уже друзья,

Сказка вновь сюда пришла.

Сегодня утром к нам в сад пришло письмо, давайте посмотрим его, для кого же оно.

Письмо в детский сад №91, детям группы «Сказка». Это ведь наша группа ребята, правда? Давайте его прочитаем.

«Чтение письма»

«Дорогие ребята, пишет вам Домовенок Кузя. Я живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне очень нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. И я решил для вас сделать подарок.

Подарок мой лежит на дне, в моем волшебном сундуке. Открыть сундук поможет дети, волшебный цветик-семицветик. Как листочки соберете, подарок мой в тот час возьмете.»

Вот так загадал нам домовенок Кузя загадку. Смотрите ребята, сундук и правда стоит. И на нем волшебный замок висит.

На что похож этот замок? Ответы детей (круг).

А мне он напоминает серединку цветочка.

Скажите ребята, какая есть сказка, в которой рассказывается про волшебный цветок? Ответы детей (цветик-семицветик)

А почему его называют семицветиком?

Домовенок Кузя нам сказал собрать все лепесточки чтобы открыть замок сундучка. Мы с вами справимся с этим заданием? Вы готовы отправляться в путешествие? А на чем же мы отправимся, если у нас нет ни машины, ни автобуса, ни самолета? Пешком, правильно.

Давайте сначала поставим наш волшебный сундучок. Он будет стоять и ждать свои листочки. А мы с вами отправляемся в путь на наших ножках. А назовем мы это «Топ-топ тобус».

«Топ-топ тобус» (логоритмическое упражнение)

По лесной тропинке, в сказку мы пойдем,

Цветик-семицветик быстро соберем. (шагаем по кругу друг за другом)

Веточки березы ласково шуршат, (руки поднять вверх и покачать кистями как веточками)

Лес чудесных сказок, принимай ребят. (прохлопать под слова) 

Где ты лепесточек, найдем тебя дружочек. (смотрим вдаль, сначала в одну сторону, потом в другую)

Мы пришли цветок собрать, все загадки отгадать! (прошагать под слова, потом прохлопать).

Вот мы ребята и попали с вами в сказку. А как вы думаете, что такое сказка? Кто же пишет сказки?  Какие герои бывают в сказках? Ребята, как вы думаете, ветер, солнце, тучка, это что за герои, как мы их можем назвать одним словом? Ответы детей(природа).

Посмотрите ребята, здесь на столе побывал ветер, и он перепутал все сказки! Я сейчас зачитаю сказки, которые перепутались между собой, а вы послушайте внимательно и назовите эти сказки. Нужно разложить их каждую в свой обруч. Слушайте внимательно.

1-я карточка

«Жили были дед да баба и была у них курочка-ряба. Раз снесла яичко курочка-ряба, бабушка положила его на окошко студиться, а дед пошел тянуть репку, тянет, потянет, а вытянуть не может.»

Ну и какие здесь сказки? Правильно, здесь перепутались три сказки: Репка, Колобок и Курочка-Ряба. Посмотрите картинки, где какая сказка? Разложите каждую в свой обруч.

Молодцы, справились! И за это вы получаете первый лепесточек. Какого он цвета? Ответы детей(желтый). Давайте прикрепим его к нашей серединке.

Теперь нам нужно следующий лепесток добыть. Вот еще одна загадка, ребята, попробуете отгадать какой тут следующий лепесточек.

2-я карточка

Волны катят на просторе к берегам песчаным…Ответы детей (море). Как мы можем еще воду назвать? (речка, озеро).

Море отгадка, значит какой должен быть цвет у лепесточка? Ответы детей(синий).

А назовите мне сказку, где часто встречается море, где говорится что оно начинает бушевать, темнеет?  Правильно, сказка о Рыбаке и рыбке. Давайте встанем в круг и поиграем с вами в самую морскую игру.

П\и «Море волнуется»

Какая ты морская фигура? Ответы детей (рыбка, русалка, морской конек, звезда морская). Молодцы, за это вы получаете следующий лепесточек.

Вот мы с вами говорили про море, и посмотрите, какой красивый ручеек появился, а через него мостик. Наша задача его пройти. Но мостик не простой, волшебный, чтобы его пройти, нам нужно сказать слова наоборот. Будем с вами по очереди отвечать. Готовы?

3-я карточка Д\и «Скажи наоборот»

Большой-…, длинный-…, мягкий-…, добрый-…, грустный-…, толстый-…, чистый-…, широкий-…, быстрый-…, высокий-….

Справились! Вот мы и оказались на другом берегу и за это вы получаете следующий лепесток (фиолетовый).

4-я карточка

«И попала стрела Ивана-царевича в самое болото…»

Что это за сказка? Ребята, а можно ли эту сказку назвать зеленой? А почему? Ответы детей.

Давайте мы с вами тоже превратимся в веселых лягушат. Хотите?

Физкультминутка

«Вправо прыг, влево прыг и потерли ушки,

Мы теперь не дети, мы теперь лягушки.

На болоте две лягушки, две веселые подружки,

Умываются, чисто вытираются,

Влево, вправо наклоняются,

И обратно возвращаются.»

За такую веселую разминку вы получаете следующий лепесток (зеленый).

Пора нам следующее задание выполнять. Посмотрите, здесь схема (на доске).

5-я карточка

«Схема сказки «Заюшкина избушка»

Скажите пожалуйста, какие герои изображены на этой схеме? А теперь вспомните, в какой сказке живут все эти герои? Ответы детей (Заюшкина избушка). Кто в русских народных сказках самый рыжий герой? А как мы можем назвать рыжий цвет по-другому? Ответы детей(оранжевый)

Давайте с вами вспомним, какая лисичка была в начале сказки? Ответы детей(хитрая), покажите, как выглядит хитрая лиса? В конце этой сказки, какая стала лисичка? Что она делала? А как мы можем показать, как она убегала? Ответы детей.

«А сейчас вы разделитесь, в две команды становитесь. Будем сказки вспоминать, будем в сказку мы играть.

Д\и «Разложи героев по порядку»

Сказку Репку вспоминайте, и героям помогайте, репку нужно им достать, кто за кем, где должен встать?(1-я команда)

Эта сказка Теремок, он не низок не высок. И жильцов своих он ждет, кто за кем сюда придет.(2-я команда)»

Вот стол, где мальчики должны собрать репку, а здесь девочки должны собрать теремок. Нужно разложить героев так, как они по очереди появлялись в сказке.

Молодцы, выполнили задание, за это вы получаете следующий лепесток(оранжевый).

Пора немножко отдохнуть, давайте присядем и послушаем следующее задание. (дети садятся на стульчики).

В каждой сказке есть герои, добрые и злые. Если герой добрый, мы будем хлопать в ладоши, а если злой, то топать ножками. Готовы слушать?

6-я карточка

Любит маленьких детей, дружит с Лешим и Кикиморой и живет в избушке на курьих ножках (Баба-Яга).

Влюбился в царевну, заставил ездить сани без лошади, любит лежать на печи, ведром поймал щуку. (Емеля)

Он худой и злой, запер Василису прекрасную, смерть его на кончике иглы. (Кащей)

Он из муки, любит петь песни, на сметане мешон, на окошке стужён. (Колобок)

Молодцы ребята, отгадали всех героев и за это получаете еще один лепесток (голубой).

У нас осталось последнее задание. В каждой сказке есть герои и нужно отгадать еще одного.

7-я карточка

В имени этой девочки есть красный цвет. Ответы детей (Красная шапочка). У каждого героя есть своя пара. У Красной Шапочки какая пара? Ответы детей (волк)

Давайте мы сейчас найдем пары героев из других сказок. Сможем такое сделать?

П\и «Найди пару»

Каждый берет по одной картинке, на ней изображен герой из сказки и идем гулять по нашей полянке. Как музыка закончится, каждый должен найти свою пару и взять ее за руку.

(Музыка) Идем гулять, вспомните, какая пара должна быть у вас. Давайте теперь узнаем, какие пары у нас получились, что это за сказки? Ответы детей. Молодцы, вы всё выполнили, за это получаете последний лепесточек (красный).

Ну что, давайте посчитаем наши лепесточки (дети считают вместе). Вот мы и собрали цветик-семицветик! Вы сегодня хорошо потрудились, и теперь наш сундучок готов открыться.

Открытие сундучка (под музыку)

А в сундучке у нас книжки со сказками, подарки от Домовенка Кузи.

Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? В следующий раз, еще отправится в гости к сказкам? Ответы детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи "Старая сказка на новый лад"

Использование знакомой с раннего возраста сказки «Колобок» в новом изложении, участие любого из детей в инсценированной ситуации  в роли героя сказки поддерживает интерес детей в течение вс...

Интегрированное занятие по развитию речи .Рассказывание сказки "Курочка ряба"

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку,используя картинки фланельного театра....

Конспект комплексного занятия по развитии речи "Весенняя сказка"

учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Фо...

Занятие по развитию речи по сказке В.Сутеева в подготовительной группе детского сада

Уточнение предстаавления детей об авторских и русских народных сказках. Умение разгадывать загадки.  Восприятие детьми содержания сказок и анализ поступков их героев....

Занятие по развитию речи: Игра - сказка «Азбука пешехода»

Занятие по развитию речи: Игра - сказка «Азбука пешехода»Программное содержание: 1) Совершенствовать представления о безопасности поведении на улицах и дорогах.2) Закрепить знания о значении сигналов ...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...