Занятие по развитию речи по сказке В.Сутеева в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Грабовец Нина Васильевна

Уточнение предстаавления детей об авторских и русских народных сказках. Умение разгадывать загадки.  Восприятие детьми содержания сказок и анализ поступков их героев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтение и беседа по сказке В. Сутеева                       «Палочка-выручалочка».

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цели: уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети здороваются с гостями.

- Посмотрите, ребята, на нашу выставку рисунков и книг и скажите, о чем мы будем с вами сегодня говорить. (О сказках).

Стихотворение детей:            В мире много сказок

                                                 Грустных и смешных,

                                                Не прожить на свете нам

                                                Без любимых книг.

- Да, к нам в гости сегодня придет сказка… Да не одна.

- Вы любите сказки?

- Какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Какие знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Итак, сейчас мы познакомимся с авторской сказкой «Палочка-выручалочка». Автор ее – В.Сутеев (портрет), (выставка книг и рисунков). Этот писатель сам иллюстрировал свои произведения (что такое иллюстрировал?). А также он писал сценарии к мультфильмам. Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Послушайте сказку.

Вопросы:

- Понравилось ли произведение?

- Что понравилось (не понравилось)?

- Кто главные герои в сказке?

- Какой ежик? (Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, скромный, сообразительный).

- Какой заяц? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный.)

-  Изменился ли заяц после того, как Ежик его выручил?

- Может ли простая палочка стать выручалочкой?

- От чего это зависит?

- В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

- Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное? (Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!).

- Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).

Стихотворение детей:

                                        Мой добрый друг, пожалуйста,

                                        Добро совершать не бойся.

                                        Помог кому-то и радуйся,

                                        Награды не надо большей.

Физминутка.

                        В ладоши громко хлопните,

                        Нагой по полу топните,

                        Нагнитесь, распрямитесь,

                        Как струнки потянитесь,

                        Теперь доброжелательно

                        Друг другу улыбнитесь.

                        Должны вы сесть, глаза закрыть.

                        И обо всем на миг забыть.

- Отдохнули? Трудностей не боимся? Молодцы.

- Ну а теперь «подкрепимся».

- Да, да! У нас «салат из сказок».

- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

- Понравилась вам сказка? А вы ее узнали?

- Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке.

- Из каких известных сказок они к нам пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше».

- Очень хорошо, ребята. Помогли разобраться в запутанной  «новой сказке».

        В гости к нам пришел Буратино. Он хочет с вами поиграть (кукла).

- Ребята, а знаете ли вы, что можно разговаривать без языка?

Отгадайте загадку:

- У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех. Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).

- Вот и попробуем поговорить при помощи пальцев, мимики и жестов, но без языка.

        Грозит указательным пальцем.

- Кто у вас дома часто делает так?

- Что он хочет этим сказать?

- А что я хочу сказать (Манит кого-то указательным пальцем).

- Что обозначают эти жесты? (Палец – к губам. Грозит кулаком).

- А как можно показать пальцами, что у нас все хорошо?

- Спасибо, Буратино!

        - Да, ребята, сказочные герои все могут! И даже плохие, злые, вредные персонажи, читая сказки, очень хотят стать добрыми и дружить с вами.

        - Вот послушайте.

        Дети:

  1. Вы помните, ребята, была я злой когда-то,

Но с вами подружилась, и что произошло?

Я стала очень доброй, застенчивой и модной,

И вам теперь, родные, спасибо говорю!

 (Баба Яга).

2)  А я была грязнуля, сбежали все кастрюли,

        Тарелки и стаканы, и самовар ушел.

Теперь я аккуратна, опрятна и приятна,

Все чистотой сияет, ребята, вам поклон!

(Федора).

  1. Я - вредная старушка, есть у меня подружка,

Она мне помогает, но это все не то.

Хочу дружить я с вами,

Исправлюсь – обещаю,

И буду делать людям всегда только добро.

                                                (Шапокляк).

  1. Живу один в болоте, поговорить охота,

Но квакают лягушки, о чем и не пойму.

Хочу найти я друга, Алешу или Люду,

Меня к себе возьмите, очень вас прошу!

                                                (Водяной).

- Молодцы ребята. Как светло, радостно, весело стало у нас в группе от сказок и ваших улыбок. Даже злые герои  кажутся (или превратились) нам добрыми.

        Сказок много есть на свете,

        Все их очень любят дети.

        А чему нас учат сказки,

        Отвечайте без подсказки.

Итог.

Ответы:

- Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми и т.д.

Воспитатель:

        Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

        Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

        И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Три медведя» во второй младшей группе детского сада

Рассказывание детям русской народной сказки "Три медведя"Учить  детей отвечать на вопросы воспитателя, выразительно и ритмично рассказывать потешки о коте, петь колыбельную песню, проговаривать з...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»

Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Занятие по развитию речи и лепке во 2й младшей группе детского сада "В гости к бабушке. Горошек для петушка" Воспитатель Марьина Г.М.

занятие по развитию речи и лепке во второй младшей группе детского сада с использованием народной игрушки и упражнений пальчиковой гимнастики . Воспитатель МБДОУ № 26 г.Нижнего Новгорода Марьина Г.М....

Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в 1 младшей группе детского сада

Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в 1 младшей группе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи " Кукла Маша" в первой младшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кукла Маша»Программное содержание:Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их;Учить действов...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему "Фрукты" в старшей группе детского сада

Данный конспект поможет логопедам и воспитателям в интересной и игровой форме закрепить знания детей о фруктах, развить речь и увеличить словарный запас детей....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе детского сада.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе детского сада....