Занятие по развитию речи "Пересказ сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»
план-конспект занятия по развитию речи
Закрепить знания детей о русских народных сказках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_pereskaz_skazki_zayats_-_hvastun_dlya_detey_5-6_let.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Пересказ сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки».
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках
Задачи:
Образовательные: Помочь детям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Познакомить с присказкой «Начинаются наши сказки».
Развивающие:Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.
Воспитательные: Воспитывать умение понимать учебную задачу и решать ее.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, хрестоматия для детей 5-6 лет
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
Воспитатель: Любите ли вы сказки? (ответы детей), а почему вы их любите?
Знаете, дети, какая случилась беда! В сказочном лесу заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда они. Но как мы сможем помочь сказочным героям? (ответы детей) И как попасть в сказочный лес? (ответы детей) Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова, но прежде чем мы это сделаем, давайте разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для языка:
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери… (Приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре – самолете (удерживать широкий язык на нижней губе)
На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка чашечкой)
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке - Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку влететь на Жар - Птице (язык двигается вверх- вниз)
Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
А можно поехать на паровозике.
Дыхательное упражнение
«Паровозик»
II. Основная часть
Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Дети вспоминают и называют сказки
Воспитатель: «Сказки просят, а сейчас вы друзья узнайте нас».
Воспитатель загадывает детям загадки о сказках.
1. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (колобок)
2. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3. Мышка дом себе нашла,мышка добрая была: в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)
4. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (снегурочка)
5. Ах ты Петя простота,сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)
6. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)
7. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)
8. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра (по щучьему веленью)
Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки (Жил-был, жили-были). Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку,например: тут и сказке конец кто дослушал молодец.
Приглашает детей на физкультминутку.
Колобок, колобок, Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился, Бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился. Встав лицом в круг,
Встретил мишку, волка, зайку, изображают медведя, волка, зайца.
Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке
У лисы спел на носу, Пляшут вприсядку
Больше нет его в лесу. Разводят руками.
После физкультминутки воспитатель продолжает беседу: А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату из сказки, а дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом -ищ.
Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает сказку. Перед рассказыванием педагог читает присказку:
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.
На море океане, на острове Буяне, там березонька стоит, на ней люлечка висит
В люльке зайка крепко спит. Рядом бабушка сидит зайке сказки говорит
Сказки старинные не короткие не длинные
Про кошку. Про ложку, про лису и про быка
Про кривого петуха, про гусей, про лебедей
Про смышленых зверей.
Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Рассказывание сказки «Заяц-хваста».
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвастуразыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
- Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
- Где жил заяц? (в лесу)
- Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
- Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
- Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)
Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)
- Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
- Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
- Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
- Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел.Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
- Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).
- И как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».
Воспитатель рассказывает русскую, народную сказку «Заяц-хвастун» в обр. О. Капицы.
«Так какой же был заяц в сказке?», – подводит итог воспитатель. «Он действительно был великан?». Воспитатель просит охарактеризовать зайца (сначала был хвастун и трусишка,)Увидев ворону, он испугался, потом проявил себя как настоящий храбрец. Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы.
III.Заключительная часть
Воспитатель:
-Где мы сегодня с вами были?
- У вас все получилось или были трудности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие Тема: Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Цель: Помочь составить план пересказа сказки. Развивать умение пересказывать сказку, придерживаясь намеченного плана.Материал: книга со сказкой «Заяц – хвастун», блюдца и...
план-конспект по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» "
План-конспектТема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Разработка конспекта занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хвастун" Это занятие помогает развить словарный запас ребенка, знакомит его с новым литературным произведением, ра...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказк...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки". Текст сказки прилагается....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши ...