Занятие по развитию речи "Пересказ сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»
план-конспект занятия по развитию речи

Ермолаева Елена Александровна

Закрепить знания детей о русских народных сказках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Пересказ сказки «Заяц – хвастун»  и присказки «Начинаются наши сказки».

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках

Задачи:

Образовательные: Помочь детям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Познакомить с присказкой «Начинаются наши сказки».

Развивающие:Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.

Воспитательные:  Воспитывать   умение понимать учебную задачу и решать ее.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация, хрестоматия для детей 5-6 лет

Ход занятия:

Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель: Любите ли вы сказки? (ответы детей), а почему вы их любите?

 Знаете, дети, какая случилась беда! В сказочном лесу заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда они. Но как мы сможем помочь сказочным героям? (ответы детей) И как попасть в сказочный лес? (ответы детей) Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова, но прежде чем мы это сделаем, давайте разомнем наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка:

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери… (Приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре – самолете (удерживать широкий язык на нижней губе)

На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка чашечкой)

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке - Горбунке (поцокать язычком)

Можно в сказку влететь на Жар - Птице (язык двигается вверх- вниз)

Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

А можно поехать на паровозике.

Дыхательное упражнение

«Паровозик»

II. Основная часть

Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Дети вспоминают и называют сказки

Воспитатель«Сказки просят, а сейчас вы друзья узнайте нас».

Воспитатель загадывает детям загадки о сказках.

1. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (колобок)

2. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3. Мышка дом себе нашла,мышка добрая была: в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)

4. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (снегурочка)

5. Ах ты Петя простота,сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)

6. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)

7. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)

8. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра (по щучьему веленью)

Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки (Жил-был, жили-были). Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку,например: тут и сказке конец кто дослушал молодец.

Приглашает детей на физкультминутку.

Колобок, колобок, Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.

Колобок — румяный бок.

По дорожке покатился, Бегут на носочках, держа руки на поясе.

И назад не воротился. Встав лицом в круг,

Встретил мишку, волка, зайку, изображают медведя, волка, зайца.

Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке

У лисы спел на носу, Пляшут вприсядку

Больше нет его в лесу. Разводят руками.

После физкультминутки воспитатель продолжает беседу: А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату из сказки, а дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом -ищ.

Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает сказку. Перед рассказыванием педагог читает присказку:

Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.

На море океане, на острове Буяне, там березонька стоит, на ней люлечка висит

В люльке зайка крепко спит. Рядом бабушка сидит зайке сказки говорит

Сказки старинные не короткие не длинные

Про кошку. Про ложку, про лису и про быка

Про кривого петуха, про гусей, про лебедей

Про смышленых зверей.

Это присказка не сказка, сказка будет впереди. 

Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвастуразыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа по содержанию.

  • Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
  • Где жил заяц? (в лесу)
  • Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
  • Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
  • Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)

Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)

  • Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
  • Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
  • Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
  • Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел.Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
  • Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)

-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).

- И как мы с вами всегда говорим«Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».

Воспитатель рассказывает русскую, народную сказку «Заяц-хвастун» в обр. О. Капицы.

«Так какой же был заяц в сказке?», – подводит итог воспитатель. «Он действительно был великан?». Воспитатель просит охарактеризовать зайца (сначала был хвастун и трусишка,)Увидев ворону, он испугался, потом проявил себя как настоящий храбрец. Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы.

III.Заключительная часть

Воспитатель:

-Где мы сегодня с вами были?

- У вас все получилось или были трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие Тема: Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Помочь составить план пересказа сказки. Развивать умение пересказывать сказку, придерживаясь намеченного плана.Материал: книга со сказкой  «Заяц – хвастун»,  блюдца и...

план-конспект по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» "

План-конспектТема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Разработка конспекта занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хвастун" Это занятие помогает развить словарный запас ребенка, знакомит его с новым литературным произведением, ра...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказк...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки". Текст сказки прилагается....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши ...