занятие по развитию речи "Путешествие в сказку".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аксененко Светлана Викторовна

занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организации совместной непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие в сказку».

Аксененко С.В.

воспитатель

МК ДОУ Павловский д/с №11

2016

 

Конспект

организации совместной непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «Путешествие в сказку».

Возрастная группа: старшая.

Форма организации: групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная.

 Цель образовательной деятельности: формирование познавательных действий, становление сознания.

Задачи:

Совершенствовать речь детей через включение в коллективное обсуждение вопросов, высказывание своего суждения через взаимодействие в группах.

Учить слушать, анализировать, сравнивать, видеть общее и различие, определять порядок действий.

Развивать и поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности.

Совершенствовать развитие творческих способностей детей в передаче образа средствами выразительности (мимики, жестов, интонации, позы).

Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Приобщать детей к миру духовной красоты. 

Предварительная работа: беседа с детьми о комнатных растениях; чтение сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; этюды на выразительность жеста, выражение эмоций, воспроизведение черт характера.

Средства:

  • наглядные -  схема посадки комнатного растения, мнемотаблицы;
  • мультимедийные –  «живая» мнемотаблица;
  • литературные -  сказка Толстого «Золотой ключик»;
  • музыкальные –  мелодии из к/ф «Приключения Буратино»
  • оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель.  

Ход деятельности:

Этап, задачи этапа

  Содержание деятельности  

Деятельность  педагога

Деятельность воспитанни-

ков

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Резуль-

тат

Вводно-организа-  

ционный   

Формиро

вание интереса к содержа-

нию НОД; раскрытие образова-

тельной задачи; формиро-

вание умения слушать и руковод-

ствоваться указа-

ниями взрослого.

l. В группу заходят дети с воспитателем, здороваются с присутствующими гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня занятие с вами должна проводить Светлана Викторовна, но что-то она задерживается, вы присядьте и подождите её.

Под музыку выходят Лиса Алиса и Кот Базилио.

Лиса Алиса: Здравствуйте!

Вы нас узнали?

А ваша Светлана Викторовна попала к нам в сказку, и мы её не отпустим.

Нет, ну если вы, конечно, хотите, чтобы она к вам пришла…

Хотите?

Тогда вы пройдете со мной через Страну Дураков, выполните все мои задания и заберете свою воспитательницу.

А ты, Базилио, иди сторожи Светлану Викторовну, чтобы раньше времени не убежала.

Приветствие, установление зрительного контакта, создание проблемной ситуации, требующей разрешения.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Прием «яркое пятно».

Психологическая готов-

ность, внутренняя мотива-

ция на деятельность.

Актуали-

зация

Актуализация имеющих-

ся знаний, представ-

лений. Создание ситуации, в которой возникает необходи-

мость в получении новых представ-

лений, умений.

ll. Путешествие на Поле Чудес.

Лиса Алиса: В нашей Стране Дураков есть волшебное Поле Чудес.

Кто со мной пойдет?

А Поле Чудес за горами, за лесами, за крутыми виражами.

«Полоса препятствий»

Дети должны перешагнуть через кочки,

пройти «змейкой» между ёлок,

пролезть через туннель.

Лиса Алиса: Ну вот мы и пришли. Если на Поле Чудес посадить денежное дерево, то на нём всегда будут расти монетки, которые мы с Базилио сможем срывать каждый день.

Но чтобы они росли, нужно не только правильно посадить, но и правильно за ним ухаживать.

 Посмотрите, что на столе и подумайте, что с этим можно делать?

Дети: Земля, плошка, отросток, совок, схема. Мы будем сажать цветок.

Лиса Алиса: Кто знает, что это за схема? (алгоритм посадки комнатного растения).

Опираясь на схему, расскажите, как будете сажать растение? (ответы детей).

Лиса Алиса анализирует ответы детей и выбирает несколько человек для посадки денежного дерева.

А все остальные идут со мной составлять схему ухода за денежным деревом.

Выбирайте карточки с правильными условными обозначениями и вставляйте в кармашки.

Можно за помощью обратиться к энциклопедии комнатных растений.

Итог: дети двух подгрупп рассказывают, что они сделали (как сажали цветок и что изображено на схеме).

Лиса Алиса:  ( обращает внимание детей на оставшуюся карточку с вопросительным знаком ).

Что обозначает эта карточка? Вопросительный знак хочет еще что-то спросить о растении. Что еще вы можете рассказать о денежном дереве? Есть ли у денежного дерева другие названия? (толстянка, крассула).

Ребята, вы посадили такое красивое дерево, это просто чудо.

Направление деятельности воспитанников. Проблемный вопрос.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся знаниях. Сажают денежное дерево, составляют схему ухода за растением.

Беседа, решение проблемной ситуации, свободное общение на разные темы. Подгрупповая форма работы.

Воспро-

изведе-

ние инфор-мации, необхо-димой для закреп-ления имею-щихся знаний.

Расшире-

ние имею-щихся представ-

лений.

Закрепле-

ние, расшире-ние, обобще-ние, системати-зация определенного объема знаний и представ-лений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, способах действия.

lll. Визит в харчевню «Трёх пескарей».

Лиса Алиса: Мы с вами хорошо поработали, можно отдохнуть. Ну что, теперь в харчевню?

А  вы знаете, что такое  харчевня ? (ответы детей).

А в каких местах можно ещё перекусить? (ответы детей).

Ой, а здесь любимое блюдо Буратино – корочки хлеба. (На столе разрезанные пополам картинки-пазлы).

Какие интересные корочки.

Возьмите по одной и найдите пару к своей корочке.

Что у вас получилось? (изображения разных сосудов).

( На обратной стороне пазлов закодирована информация, расшифровав которую дети находят свой сосуд в харчевне).

 Пить очень хочется, а в одном из сосудов должна быть водичка.

Потрясите и определите по звуку, что внутри. ( Наполнители: вода, песок, семечки, камни, вата. Если дети не могут определить по звуку, определяют на ощупь ).

 (Потом содержимое всех сосудов высыпают в ёмкость, накрывают и колдуют).

Лиса Алиса: Ну раз мы с вами в волшебной стране, давайте немного поколдуем. Произносим заклинание: крекс-пекс-фекс. (Лиса достаёт волшебный песок).

Что это?

Потрогайте его.

Какой он?

Что с ним можно делать?

Песок этот обладает волшебными свойствами, он никогда не высыхает.

А монетки из него можно сделать? (Да).

Тогда будем лепить денежки, я их очень люблю, заодно и  из харчевни выйдем. Ведь нам нужно идти дальше и выручать вашу Светлану Викторовну.

Только лепить нужно быстро, а то песок потеряет свои волшебные свойства. Время пошло (песочные часы).

А посмотрите, кого я слепила. (Черепаху).

Кто это? Кто догадался, к кому мы пойдем дальше? А как ее зовут в нашей сказке? (Тортилла).

Объяснение, организация поисковой деятельности. Проведение экспериментов. Организация взаимодействия в достижении результата.

Рассматри-

вают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, эксперимен-

тах, делают выводы. Выполняют практическую работу. Работают в парах.

Приемы активизации самостоятель-ного мышления детей. Эксперименти-рование. Наблюдение. Обсуждение. Выполнение практической работы. Групповые, парные формы организации деятельности.

Сформирован-ные представления, умения, навыки. Овладе-ние способами познавательной деятельности. Любоз-натель-ность и актив-ность.

Динами-

ческая пауза.

Смена видов деятель-

ности, предупреждение утомляе-мости.

lV. Визит к Тортилле.

Лиса Алиса: Беритесь за руки, пошли к Тортилле.

У неё есть золотой ключик, который откроет волшебную дверь, и вы увидите свою Светлану Викторовну. (Дети вместе с Лисой Алисой под музыку идут к озеру. Под песню «Романс черепахи Тортилы» выполняют действия).

Проведение физкультми-

нутки.

Выполняют движения под музыку в соответствии с текстом песни.

Игровые приемы.

Снятие напряжения, эмоцио-

нальная и физическая разряд-ка.

Разучива-ние стихотво-

рения.

Разучить стихотво-

рение, опираясь на «живую» мнемо-

таблицу.

Ну что-то я не вижу черепаху. А на камне какое-то письмо:

«Чтобы найти золотой ключик, дети должны выучить стихотворение»

Появляется Базилио.

Базилио: Ну долго вы ещё тут? Я уже устал охранять, смени меня хоть на минутку.

Лиса Алиса: Ладно, Базилио, здесь последнее задание. Выучи с ними стихотворение, а я пойду. (Лиса Алиса уходит).

Базилио: О, моё любимое стихотворение, про моего друга.  

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришел без молока,

А котята: «Ха-ха-ха!»

Давайте будем  учить вместе.

V. Работа с «живой» мнемотаблицей.

Направление деятельности воспитанников, оказание помощи в разучивании.

Разучивают стихотворение.

Заучивание.

Знаком-

ство и заучива-ние нового стихот-ворения.

Вербали-

зация

Вербализация чувств и пережива-

ний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.

Базилио: Молодцы! Ну вот и последнее задание Алисы выполнили. Держите ключ и встречайте свою Светлану Викторовну.

На экране открываются волшебные двери и появляется Светлана Викторовна.

Светлана Викторовна: Здравствуйте, ребята!

Как я рада, что мы всё-таки встретились.

Вы совершили настоящее чудо и выручили меня.

 Я обещала вам показать сказку и принести костюмы. Вот они ( вывозит костюмы героев сказки «Золотой ключик» ) Выберите себе костюм того героя, который вам больше всего нравится.

(Во время чтения стихотворения дети выполняют соответствующие действия).

С вами в сказку мы попали, и героями в ней стали.

Кого буду называть, прошу заданье выполнять.

Вот красавица Мальвина, она учила Буратино.

Подойди ко мне сейчас, сделай глубокий реверанс.

Буратино -озорник, слушаться он не привык.

Выходи сюда скорей, здесь вокруг полно друзей,

Ключик выше поднимай и по кругу пробегай.

Пьеро-поэт и музыкант, он у нас большой талант.

Покажи сердце в груди, трепещущее от любви!

Артемон  Мальвине служит, с Буратино просто дружит.

Пусть покажет нам сейчас, как он счастлив видеть нас!

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,

И, вообще, для всех людей, он отъявленный злодей.

Карабас-Барабас нам покажется сейчас.

Хоть ему никто не рад, он покажет страшный взгляд.

Папа Карло- добрый малый, Буратино смастерил,

Он купил мальчишке книжку, чтобы в школу тот ходил.

Папа Карло, появись , всем ребятам улыбнись!

Арлекин с веселой маской, нас зовет с собою в сказку.

Выходи скорей вперед, посмеши честной народ!

Вот веселая лягушка, наша добрая подружка,

Выходи сюда скорей и попрыгай веселей!

Умный маленький сверчок, он- то знает свой шесток.

Ручки  вверх, ручки вниз, и немного покружись.

В глубине пруда хранила она ключик золотой,

Тайну мальчику открыла. Позвала его с собой.

Выходи Тортилла к нам, потанцуй своим друзьям!

Вас, артисты, поздравляю, вы порадовали всех!

И, конечно, пожелаю, чтобы к вам пришел успех!

Какие вы красивые, настоящие артисты. Вы попали в театр, где происходят чудеса. Чудеса красоты, перевоплощения, необыкновенных приключений.

Доброе пожелание. Постановка творческой задачи и обеспечение ее реализации.

Принятие ребенком творческой задачи, ее реализация.

Драматизация, перевоплоще-

ние, театрализован-

ная деятельность.

Осозна-ние себя как участника творческого процес-са.

Заключи-

тельный этап. Рефлек-

сия.

Подведе-

ние итогов НОД. Формиро-

вание элементарных навыков самооцен-

ки.

Рефлексия.

Светлана Викторовна: Наше занятие подходит к концу.

Что нового вы узнали на занятии?

Что было трудно, а что легко?

Что вас удивило?

Чему вы научились?

Что было самым важным?

За что ты можешь похвалить себя, друзей?

Кому бы ты хотел сказать спасибо за помощь на занятии?

Для чего нам было нужно это занятие?

Это занятие нам было нужно для того, чтобы встретиться, подружиться, увидеть, что чудеса существуют. А еще для того, чтобы я подарила вам книгу на память о нашей встрече ( вручает книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

Подведение итогов НОД с разных точек зрения.

Высказывают-ся по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение, индивидуально-коллективная работа.

Осозна-

ние себя как участника познава-тельно-

го, творчес-кого процес-са. Сформирован-ность элемен-тарных навыков само-оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи "Старая сказка на новый лад"

Использование знакомой с раннего возраста сказки «Колобок» в новом изложении, участие любого из детей в инсценированной ситуации  в роли героя сказки поддерживает интерес детей в течение вс...

Интегрированное занятие по развитию речи .Рассказывание сказки "Курочка ряба"

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку,используя картинки фланельного театра....

Конспект комплексного занятия по развитии речи "Весенняя сказка"

учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Фо...

Занятие по развитию речи по сказке В.Сутеева в подготовительной группе детского сада

Уточнение предстаавления детей об авторских и русских народных сказках. Умение разгадывать загадки.  Восприятие детьми содержания сказок и анализ поступков их героев....

Занятие по развитию речи: Игра - сказка «Азбука пешехода»

Занятие по развитию речи: Игра - сказка «Азбука пешехода»Программное содержание: 1) Совершенствовать представления о безопасности поведении на улицах и дорогах.2) Закрепить знания о значении сигналов ...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...