Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Кто как готовится к зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лосева Алёна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.

Программное содержание:

- закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;

- познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время;

- дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: медведь, белка, заяц, еж;

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим»;

- развивать устную речь, внимание, память;

- прививать любовь к животным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kto_kak_gotovitsya_k_zime.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 76 общеразвивающего вида»

города Магнитгорска

Конспект занятия

 для детей средней группы

тема: «Как звери готовятся к зиме»

     

 Выполнила воспитатель:

Лосева Алёна Викторовна

г.Магнитогорск

Конспект занятия «Как звери готовятся к зиме»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.

Программное содержание:

- закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;

- познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время;

- дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: медведь, белка, заяц, еж;

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим»;

- развивать устную речь, внимание, память;

- прививать любовь к животным.

 Планируемые результаты:

- ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности и к информации, которую получает  в процессе общения;

- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

- умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

- выполняет движения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность.

Материалы и оборудование: картина с изображением осеннего леса;  картинки с изображением животных леса и их детенышей; пищи, которую употребляют животные; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель показывает картину с изображением осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).

Воспитатель: Правильно, время года – осень. Ребята, а как вы определили, что сейчас осень? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Да, ребята, на улице стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Скажите, а сколько месяцев у осени? ( ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, у осени, также как и у других времен года, три месяца. Давайте, перечислим их. (дети перечисляют месяца осени – сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ноябрь. Какой по счету ноябрь месяц осени? Первый, второй или третий?(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас на улице холодно или тепло? (ответы детей).

Воспитатель:  Какую одежду люди надевают в холодную погоду? (дети перечисляют одежду, которую люди носят в холодное время года).

Воспитатель: Чтобы не замерзнуть в холодную погоду, люди одевают на себя теплую одежду. А зверям тепло зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, каких диких животных вы знаете? (дети называют диких животных, которых знают).

Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют дикими? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Правильно, потому что эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах (воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

Игра «Найди детенышам их мам».

Воспитатель показывает картинки с изображением детенышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно:

- лиса – лисенок;

- волчица – волчонок;

- зайчиха – зайчонок;

- медведица – медвежонок;

- ежиха – ежонок;

- белка – бельчонок.

Игра «Один – много».

Дети называют детенышей во множественном числе.

- зайчонок – зайчата;

- лисенок – лисята;

- волчонок – волчата;

- медвежонок – медвежата;

- бельчонок – бельчата;

- ежонок – ежата.

Воспитатель: Скоро наступит зима. Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются. Но сначала отгадайте загадку:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

(Медведь)

Дети отгадывают загадку,  и  воспитатель выставляет картинку с изображением медведя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  как готовится медведь к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.

Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

(Ёж)

Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.

Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.

Физкультминутка.

«С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте).

Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:

Зимой беленький, а летом серенький. 
Никого не обижает, а всех сам боится. 
(Заяц)

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.

Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов.  Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку. А про кого следующая загадка:

Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.

(Белка)

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.

Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.

Описание животных по вопросам.

- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).

- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).

- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).

- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).

Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку?  (выслушиваются предположения детей).

Воспитатель:   Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).

Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.

Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.

Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей).

Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?

Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята,  вы все сегодня молодцы!

Список используемой литературы:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. З.А. Ефанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 307 с.
  3. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 190 с.
  4. Программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Программное содержание:Учить составлять число 9 из двух из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;Уточнить знания детей о различии и названии линий: прямой ломаной;Совершенствовать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Зима. Зимующие птицы" (средняя группа)

Тема: "Зима. Зимующие птицы" Тема: "Зима. Зимующие птицы"Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальная...