Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие было представленно на методическом объединении учителей-логопедов Кольского района Мурманской области и получило высокую оценку педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
videopismo_o_zime.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Задачи:
1) Активизировать словарь признаков по теме «Зима»;
2) Совершенствовать умение образовывать:
- однокоренные слова,
- прилагательные от глаголов с помощью суффикса –ищ,
- сложные слова;
3) Продолжать формировать просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, мыслительные процессы;
4)Развивать умение использовать интонационную выразительность на примере стихотворного текста;
5) Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям другой национальности.
Ход занятия.
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей, поздоровайтесь с ними и пожелайте им хорошего дня и отличного настроения.
Дети здороваются с гостями.
Учитель-логопед: У нас сегодня необычное занятие, потому что я вчера по электронной почте из Африки получила письмо и фотографию. Мне его сегодня перевели на русский язык, посмотрите, вот эта фотография и послушайте письмо.
«Здравствуйте дети! Пишут вам ваши друзья из Африки. Недавно мы узнали, что у вас наступила зима. В Африке круглый год лето. И что такое зима, мы не знаем. Интересно, какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите нам про зиму и, если можно, пришлите немного снега»
Учитель-логопед: Ну, что, ребята, расскажем африканским мальчикам и девочкам о зиме? Тем более мы живём в России и знаем не понаслышке, что такое зима! Как можно помочь детям узнать о зиме?
Ответы детей.(Можно послать фотографии, написать письмо, пригласить к нам в гости, сделать подарок своими руками)
Учитель-логопед: Ребята, я предлагаю сделать видеозапись и отправить её в Африку. Все согласны?Перед тем, как мы сделаем запись, напоминаю вам наше главное правило:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно! Повторите!
Дети хором проговаривают правило.
Учитель-логопед:Все готовы? Запись начинается!
- Ребята, давайте для начала подумаем, что же такое зима и ответим на вопрос Зима – это что?
Дети отвечают: мороз, снег, лед, снежинки, спящие деревья, сугробы, ледяные дорожки, санки, валенки, изморозь, пурга, вьюга, зимующие птицы, спячка и т.д.
Учитель-логопед: Ребята, вы говорили, что зима – это снег. Африканские друзья у нас попросили снега, смотрите вот он.
Учитель-логопед показывает на подносе настоящий снег.
- Потрогайте снег пальчиком и скажите, какой он?
(Холодный, белый, мягкий, мокрый, чистый, рыхлый, пушистый, гладкий, скользкий.)
Учитель-логопед: А еще, если снег искрится на солнышке, значит он искрящийся.
Снег сверкает - сверкающий.
Снег хрустит - хрустящий.
Снег скрипит – скрипящий
Снег серебрится - серебрящийся.
Снег тает – тающий.
Снег рассыпается – рассыпающийся.
Учитель-логопед: Ребята, мы снег потрогали, у нас ручки замерзли, давайте их погреем.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются,
Губки улыбаются.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Учитель-логопед: Ребята, а еще вы говорили, что зима – это голые деревья. Растут ли деревья зимой? Зимой деревья не растут, но я вам хочу показать одно необычное дерево, на котором могут круглый год, расти листья, но листья необычные. Листочки – это родственные слова. Родственные слова поможете подобрать вы. Посмотрите на рисунок и назовите картинки, название которых похоже на слово снег.
Дети выполняют задание.
Учитель-логопед : Теперь берите эти картинки и вешайте на дерево. Давайте теперь проговорим слова, которые образовались от слова снег.
(Снеговик, снегокат, снегирь, снегурочка, снежинка, снежок, сегопад)
Учитель-логопед: Вот какое красивое дерево у нас получилось! А теперь давайте согреем наши спинки и сделаем массаж.
Дети встают друг за другом паровозиком.
Идет по спинке холодок (постукивают пальчиками по спине друг друга)
Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз)
Дует зимний ветерок (гладят ладонями)
Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз)
Сделаю тебе массаж (растирают ребрами ладоней)
Аш-аш-аш (стучат ладонями)
Тебя согрею, друг ты наш (поколачивают кулачками)
Аш-аш-аш (стучат ладонями)
Учитель-логопед: Ребята, а еще вы говорили, что зима – это зимующие птицы. Вот они, Давайте возьмем по одному изображению птицы, и расскажем какие они, используя сложные слова.
Снегирь (какой?) – красногрудый и т.д.
Сорока – длиннохвостая, белобокая и т.д.
Синица – желтогрудая и т.д.
Дятел – красноголовый, желтоклювый и т.д.
Ворона – черноголовая и т.д.
Сова – большеголовая, пестрокрылая и т.д.
Учитель-логопед: Вот какие красивые птицы живут в наших краях зимой! А кто еще живет в лесу зимой? (дикие животные) Животные сами о себе расскажут.
Дети надевают маски и исполняют сценку.
Учитель-логопед: Нешуточный мороз в лесу лютует.
А как же звери там зимуют?
Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.
Ежик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю, как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Белка: Я, Бельченок, к зиме старался:
Менял шубку, запасался,
Дупло листвою утеплил,
Ничего я не забыл.
Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял,
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать –
Рыщу, охочусь, не устану.
Зимой мне трудно пищу добывать.
Лиса: Обо мне кругом судачат,
Что люблю я всех дурачить,
Что в лесу среди зверей
Не найти меня хитрей.
Только я не виновата,
Что немного плутовата,
Что чуть-чуть бесстыжая,
Да ещё и рыжая.
Учитель-логопед: Молодцы ребята, а вдруг африканские дети решат, что зима это плохо, как вы думаете, почему они могут так подумать?
Ответы детей
Учитель-логопед: А теперь подумайте и скажите, почему зима это хорошо?
Ответы детей
Учитель-логопед:Молодцы! Вот теперь дети из Африки знают, что зимой бывает, не только плохо, но хорошо и весело!
Учитель-логопед: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что случилось со снегом?
Дети: Он тает.
Учитель-логопед:А что же мы пошлем африканским детям? Они снег просили, а он тает.
Ответы детей. (Сфотографируем, нарисуем).
Учитель-логопед: Не переживайте, посмотрите, у нас есть волшебные снежинки, положите их в посылку, давайте еще положим в посылку картинки с изображение зимующих птиц и маски диких животных, ну и конечно наше видеописьмо.
Учитель-логопед берет диск и кладет его в посылку.
Учитель-логопед: Ну вот, посылка готова. Ребята, вы сегодня не только рассказали детям Африки, но и сами вспомнили очень много о нашей русской зиме. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Ответы детей
Учитель-логопед: А сейчас я пойду, отправлю эту посылку детям Африки! А вы попрощайтесь с нашими гостями и отправляйтесь в группу, там вас ждет сюрприз! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму» в подготовительной группе. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Царица Зима!»
Конспект подгруппового занятия разработан для детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....