Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию звуковой культуры речи «Почему ёжик не спал зимой» в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шанина Людмила Юрьевна

Развитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию звуковой культуры речи «Почему ёжик не спал зимой»                             в старшей группе                                           


Цели:                                                                                                                                                                                                       - обобщать представления детей о временах года                                                                                       - упражнять - упражнять в правильном произношении звука [ж],                                                                                                                                                      - развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление.                                                                                                                  - показать правильную артикуляцию [ж]                                        

-уточнить представление детей о смене времен года

-работать над правильным дыханием

-развивать артикуляционную моторику
-
обучать звуковой культуре речи: развивать умение правильно произносить                                                                                                звук [ж],                                              


Оборудование:  игрушка ёжик, картинки с изображением летних и зимних пейзажей,                                                               вертушки, игрушки в названии которых есть звук [ж] и др. звуки, зеркала.


Предварительная работа

Чтение М. Мейстер

(Ёжик потянулся в теплом зимнем домике и проснулся. Или сначала проснулся, а                          потом потянулся. Ежику никак не удавалось уловить, что вначале, а что потом. Он засопел,                   собираясь с мыслями, несколько раз свернулся и развернулся клубочком, а потом привычно                          отправился в кладовые, чтобы чего-нибудь покушать…..)


1. Организационный момент                                                                                                                                                  - Ребята, я приготовила картинки, но кто-то их все перепутал.                                                  (Раздается (слышится плач, появляется ёжик)

- Это кто? Здравствуй ёжик. Как ты очутился в зиме? Ребята, что ежи делают зимой?                                   (Ответы детей)

Ёжик: Я хотел зиму посмотреть, поэтому и не лег спать. Я так сильно замерз.

- А почему ёжик замерз? (Ответы детей). Мы тебе поможем про зиму узнать.                          У нас на ковре лежат картинки. Ты их перепутал? Ребята, их надо разобрать. Каждый возьмите                                      по одной картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето-                     туда                            лето, где солнышко.

  1. - Однажды ежик пошел в лес, но там поднялся сильный ветер (упражнение с                                       ветрячками на выработку воздушной струи). Ходил Ежик, ходил и встретил в лесу                                                              Веселого  язычка …

2. Артикуляционная гимнастика

Шли ежик и Язычок по лесу  (упражнение «Качели» - движения языка вверх-вниз),

Подошли они к опушке ровной-ровной (упражнение «Блинчик»),

На опушке росло большое дерево (упражнение «Иголочка»),

А в лесу был ветер и дерево качалось (упражнение «Маляр» - движение вперед-назад                                   по                                   по твёрдому небу),

Пришли они к Веселому Язычку в гости и сели чай пить из красивой чашки                                                (упр-е «Чашечка»).

 

- Молодцы! Ребята! Я прочитаю вам стишок, а вы скажите, какой звук часто в нем                                                    встречается:

 Шьет своим ежатам ежик

Восемь кожаных сапожек,

Каждому на ножки –

Ежиные сапожки.

(ответы детей – звук Ж).

 - Правильно! А теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как же правильно                                                                нужно произносить звук Ж.                                                                                                                                                                  


3. Развитие артикуляционной моторики                                                                                                                                                                            Откройте ротики и произнесите звук Ж. Где находится                                                                язычок? (за верхними зубками, «чашечкой» прижимается к твёрдому небу)

Педагог: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки.                                                Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж].

Чистоговорка:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Жу-жу-жу – молочка дадим ежу,

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу,
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,

Жи-жи-жи – мне ежаток покажи

 

4.Физминутка

 Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.







5. Д/и «Доскажи словечко»

 

Лежебока рыжий кот                                        И бежит Айболит к бегемотикам,

Отлежал себе……(живот)                                И хлопает их по ……….(животикам)

 

Вяжет мама длинный шарф,                             А рядом бегемотики

Потому что сын…….(жираф)                           Схватились за ………(животики)


6. Д/игра «Хлопни в ладоши»

- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [ж] : жук, клубок, желудь, очки,                                                                                          носки, жаба, подснежник, медвежонок, журнал,  живот, ножницы, крыжовник, шапка,                                                                         душ.                                                                                                                                                                                                       - Хлопни в ладоши, если услышишь в начале (конце, середине) слова звук [ж].


7. Д/и «Чудесный мешочек»

- Ребята, давайте подарим ёжику игрушки со словами, в которых слышится звук [ж].                                                          Доставайте  игрушки   из мешочка, и если в названии игрушки слышится звук Ж,                                                                        ставьте рядом с ежиком.


8. Итог занятия                                                                                                                                                                                                  - Ребята! Помогли мы сегодня с вами Ежику? А с каким сегодня звуком мы                                                                       познакомились? Ежик нам очень благодарен за помощь и решил вам подарить                                                                        картинки со своим изображением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Организованная образовательная деятельность по развитию звуковой культуре речи у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ООДВ старшей группеЗвуковая культура речи: звук [о].Цель: Развитие фонематического слуха воспитанников.Программные задачи:1. Упражнять в  правильном произношении звука в слогах, словах, ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи «Путешествие на ферму»

Задачи:Учить детей правильно и отчетливо произносить звук «к», упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний.Способствовать развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания.Ф...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: «Звуки И – Ы».

г. НевинномысскКонспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. Приоритетная образовательная обл...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи во 2 младшей группе) Тема: « Ёжик в гостях у ребят».

• упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи; • развивать воображение; • воспитыв...