Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пинина Вера Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Локотской детский сад № 4

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель: Пинина В. А.

Подготовительная группа  «Пчелки»

П. Локоть

2020 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: речевое развитие; (познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; социально – коммуникативное развитие);

Цель:  повышение качества речевого развития у детей;

Задачи:

Образовательные:

 -обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;

Развивающие:

-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; подобрать однокоренные слова; развивать внимание.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать внимательное отношение к богатству родного языка.

Тип занятия: комбинированный;

Форма занятия: групповая;

Продолжительность: 30 минут;

Участники: дети, воспитатель;

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет;

Оборудование и материалы: снеговик, елка, сюжетные картинки по теме «Зима», аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, бумажные снежинки.

Предварительная подготовка: наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.

Методы и приемы работы с детьми: наглядный, словесный, практический, дидактическая игра, игровой, вопросы к детям;

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

  • Сюрпризный момент;
  • Загадки;

4 мин.

Основная часть

  • Игра «Один – много»;
  • Дидактическая игра «Кто больше?»;
  • Беседа о зиме;
  • Физкультминутка. «Зимняя разогревалочка»;
  • Упражнение «Дополни слово»;
  • Дидактическая игра «Волшебные снежинки»;
  • Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
  • Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

22 мин.

Заключительная часть

  • Обобщение воспитателя;
  • Дети оценивают свои работы;

4 мин.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить.

Дети:  Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

Звучит аудиозапись «Зимнее утро». Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Воспитатель: Давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки. Сядет тот, кто отгадает мои загадки.

Шубку снежную надела,

Закружила, завертела.

Заковала речку в лед,

Встать на лыжи нас зовет. (Зима)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

Без досок, без топоров,

Через реку мост готов. (Лед)

Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала. (Снежинка)

Что за нелепый человек,

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Художник - невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех ущипнет за нос. (Мороз)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Какое время года сейчас? Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

1. Игра «Один - много».

(Снежинка - снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)

2. Дидактическая игра «Кто больше?»

- Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый).

- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).

- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).

- Горка …. какая (снежная, скользкая, крутая).

-День …. какой (короткий, морозный, зимний).

3. Беседа о зиме. (Закрепление представлений о зиме. Работа над пословицами. Расширение и активизация словаря.)

Воспитатель: Сколько зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет. Второй месяц - январь. Январь - году начало, зиме - середина. (Государь). Третий месяц - февраль. Крыша зимы (ветродуй). (Два друга - мороз, да вьюга).

Воспитатель: Зимой очень часто бывают: вьюга, пурга, метель. А что это такое?

Отгадайте мою загадку:

Стали дни короче, ночью дождик лил,

А пришел стекольщик – лужи застеклил.

Дети: Мороз

Воспитатель: Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Дети: Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.

Воспитатель: Зимой холодно, дует ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.

4. Физкультминутка. «Зимняя разогревалочка» (Массаж рук, артикуляционная гимнастика).

Если замерзают руки, начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.

(Дети растирают ладони одна о другую.)

Сначала ладошки совсем как ледышки,

Потом, как лягушки,

Потом, как подушки,

Но вот понемножку согрелись ладошки.

Горят и взаправду, не понарошку.

(Растирают ладони все быстрее.)

Я горю, как от огня,

Вот потрогайте меня.

(Вытягивают ладони вперед.)

– Все согрелись! Молодцы!

5. Упражнение «Дополни слово». (Совершенствование грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.)

Воспитатель: Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, а вы заканчивайте.

– Холод, значит зима какая? Зима холодная.

– Мороз – морозная.

– Стужа – студеная.

– Вьюга – вьюжная.

– Лед – ледяная.

– Снег – снежная.

6. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, снеговик нам принес снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Предлагаю детям выбрать по одной снежинке.

Воспитатель: Даша сколько точек у тебя на снежинке? Сколько слов будет в предложении?

Даша: Две точки. Два слова.

Воспитатель: Составь предложение из двух слов, используя слово снег.

Даша: Снег идёт.

Воспитатель: Максим, а у тебя сколько точек?».

Максим: три точки.

Воспитатель: А сколько сейчас слов будет в предложении, Максим?

Максим: Три слова.

Воспитатель: Составь предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Максим: Летит белая снежинка.

Воспитатель: Маша, сколько точек у тебя на снежинке? Сколько сейчас слов будет в предложении?

Маша: Четыре точки. В предложении будет четыре слова.

Воспитатель: Составь предложение из четырёх слов, используя слово горка.

И т.д. по количеству детей.

Воспитатель: молодцы дети!!! Снеговик посмотрел, как вы умеете составлять предложения.

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указательным и средним пальчиком)

Бабу снежную лепили, «Лепят» (Комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, «Крошат» (Хлеб всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем по ладони)

А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. («Едят ложкой» суп)

8. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Детям раздаются цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

3.Заключительная часть.

- О каком времени года мы говорили на занятии?

- Что вам понравилось на занятии?

- Дети оценивают свою деятельность;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации техникой торцевание «Открытка – 23 февраля» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия:1. Учить детей оформлять ко Дню Защитников Отечества открытку в технике торцевание.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Воспитывать патриотизм....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи на тему «Зимушка-зима».

Использование дидактических игр при формирование слоговой структуры слова...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи:Образовательная: расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы

Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на  м...