Конспект занятия "Составление описательных рассказов в старшей группе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сычева Ксения Александровна

Занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_starshaya_gr.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цель :  Составление   описательных   рассказов.

Образовательные    задачи :

Закрепить   знания  детей   о   диких  животных;  расширять  знания  детей  о  наводках  диких  животных ,  об  особенностях  их  внешнего  вида; учить  детей  понимать  животных;  развивать  логическое  мышление  ,  фантазию , активизировать  внимание  и  память  детей.

Развивающие     задачи :

Формировать  умение  связно  и  последовательностью  составлять  описательный   рассказ  по  плану;  учить детей  давать  полные   ответы  на   вопросы;  обогащать  словарный  запас ,  развивать связную  речь  детей.

Воспитательные   задачи :

Учить  детей  доброте , вызывать  активное  сочувствие  к  тому ,  кто  в  нём  нуждается (животные),  желание  помочь  им ;  развивать  способность  радоваться ,  получать  удовольствие  от  возможности  оказать  посильную  помощь  тому ,  кто  в  ней  нуждается. Воспитывать любовь  к  природе.

ХОД НОД:

Воспитатель:  Завожу детей в музыкальный зал.

Телеграмма (На экране)

Воспитатель:Скажите, кто живёт в лесу?

Дети: перечисляют животных, которые живут в наших лесах.

Воспитатель: Дети, что это за животные, как их можно назвать одним словом.

Дети: Дикие животные.

Воспитатель:  Что же случилось в лесу? Как вы думаете, мы сможем помочь животным?

Дети:да.

Воспитатель:Нам надо спешить.  Что бы нам не заблудиться пойдем по лесной тропинке и будем произносить такие слова:

Тропинка, тропинка,

ты нас проведи,

Пойдём за тобою,

а ты впереди. (На экране лес)

Воспитатель: Посмотрите, ребята внимательно, в этом лесу совсем не видно животных. А что это за белая карточка? Угадать трудно, я возьму карточку и посмотрю.(Поднимает первую карточку) я поняла это животные. Я их вижу, а вы нет, чтобы вы тоже увидели, внимательно послушайте, я вам загадаю загадки.

  • Я, сознаюсь, виновата : я хитра и плутовата.  

            Я в курятник вечерком часто бегаю тайком (лиса) на экране

  • Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок (белка) на экране

  • Серый байковый зверушка, косоглазый длинно ушка.

                        Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай (заяц) на экране

  • Кто зимой холодной ходит? Злой, голодный …  (волк) на экране
  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает  (медведь) на экране

Воспитатель: Молодцы с загадками вы справились. А сейчас я предлагаю составить описательный рассказ о животных которых вы угадали.

Дети:(составляют  рассказы по картинам).

Заяц.  У зайца длинные уши и вытянута и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шубка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц живёт в лесу под кустом.

Волк. Волк большой, серый. У него сильные ноги, длинный хвост. Волк бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса». Ведёт кочующий образ жизни, волчьи стаи, волчье логово.

Лиса. Лиса – не очень крупный зверь. У неё красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лиса охотится на мышей. Живёт лиса в норе под пеньком.

Медведь.  Медведь имеет мохнатую теплую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его назвали косолапым.  Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

Воспитатель:  А мы идём дальше с вами по тропинке. Смотрите, на тропинке узелок. (воспитатель развязывает его). Это скатерть- самобранка. Посмотрите! что в ней лежит.

Красит спозаранку

Солнце край небес.

Скатерть-самобранку,

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья

Мёд, грибы, орех.(Т. Шорыгина).

(Расстелаем скатерть и садимся вокруг нее)

Воспитатель: Дети кому в лесу орехи пригодятся?

Дети: Белке

Воспитатель: Ребята, а расскажите мне какая белка (маленькая, красивая, пушистая, прыгучая, длиннохвостая, рыжая).

Рассматриваем угощения для каждого животного и отвечаем на вопросы какой? какая?

Воспитатель: Идем с вами дальше. (произносим слова для тропинки)

Воспитатель Дети посмотрите на полянке пенёк, а на нем хвосты.

«Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца –хвост волка, у волка- хвост лисы, у лисы –хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты.»

Игра – «Чей хвост»

На экране хвосты

Воспитатель: Чей хвост?

Дети :

Волчий-серый , длинный.

Лисий-рыжий , пушистый.

Медвежий -  маленький , бурый.

Заячий – маленький , пушистый.

Беличий - рыжий , пушистый.

Воспитатель: Ребятишки мои, посмотрите, тут еще какая то табличка,

И что это за табличка , кто сможет прочитать?

Дети.(читают)   Школа.

Воспитатель. Здесь учатся зверята – детёныши лесных жителей. Назовите их?

Дети: Это зайчата, лисята, волчата, медвежата.

Воспитатель. Наверное , интересно в лесной школе поучиться. Не хотите ли вы в лесных зверей превратиться?

Дети: Хотим !

Воспитатель.   По моим словам вы будете превращаться в зверят.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернись,

В лесных зверят, превратись.

Дети вертятся , превращаются в лесных зверят надевают их маски , рассаживаются на пенёчки.

Звонит колокольчик .

Воспитатель: Начинаем урок.

«Урок родного языка»

Звуковой анализ слова (ли-са) (на экране)

Воспитатель: Ребята прочитайте слово которое написано на доске.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете сколько в этом слове слогов?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы их обозначим хлопками

Назовите сколько в этом слове гласных звуков и какие?

И сколько согласных и какие?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Ребята давайте с вами составим предложение со словом лиса.

(Дети составляют предложение с заданным словом)

Воспитатель:

Звонит колокольчик .

Воспитатель.      Следующее задание.   Назови мне свою семью.

Дети.           Папа – Медведь , мама – медведица , детёныши – медвежата .  (волк, лиса, заяц, еж)   и    т.д. (какая маска у ребенка того и называют)

Воспитатель.                        

Уроки   закончены.

Молодцы  зверятки , а теперь  по  моим  словам вы обратно  превратитесь   в  детей .

Лесные зверюшки ,

Вокруг  себя   повернись ,

В  девочек  и  мальчиков  превратись.

(Дети    снимают     маски).

Воспитатель.      Ребята  вы  сегодня  были   молодцы.

Помогли   зверей    расколдовать.

  1. Мы   помогли   им  вспомнить   кто   они.
  2. Чем они  питаются.
  3. Помогли зверям  найти  свои  хвосты.
  4. Поучились   в  лесной   школе.

И   в   настоящей   природе    человек   должен    помогать    братьям   меньшим  ,  поэтому  что  человек   самый   сильный   и    самый   умный   житель    нашей    планеты.

А сейчас  мы  возвращаемся    из   леса   домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе

Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"...

Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе

Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить  описательные рассказы....

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...

Конспект Непосредственно – Образовательной Деятельности в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Цели:Коррекционно-образовательная:—  учить детей составлять описательные рас­сказы о людях, используя их портреты и фо­тографии.Коррекционно-развивающие:—  развивать моно...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

План-конспект по развитию речив старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».Образовательные задачи:связная речь: подвести к умению при ...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...