Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель и предварительная работа | 828.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т.А.Ткаченко.
- Развивать монологическую речь.
- Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
- Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе зимой.
- Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей зимой.
- Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Материалы к занятию:
- Репродукции картин с зимним пейзажем.
- Схемы для составления описательного рассказа Т.А.Ткаченко.
- Работы детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима» для украшения группы.
Предварительная работа:
- Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.
- Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
- Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
- Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения».
- Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных худож-ников: И.И.Шишкин «На севере диком», И.И.Шишкин «Зима», И.И.Шишкин «Зима в лесу», С.Ю. Жуковский «Зима»и др.
- ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».
- Чтение произведений о зиме. Например: В.Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н.Павлова «Деревья зимой», М.Пришвин «Ночевка зайца», Л.Толстой «Зайцы», А.Клыков «Зимой под водой», Г.Скребицкий «Митины друзья», В Бианки «Синичкин календарь», О. Иваненко «Сосулька».
- Заучивание наизусть: С.Маршак «Январь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И.Суриков «Зима», М.Познанская «Снег идет», С.Есенин «Белая береза».
Ход занятия:
Группа украшена репродукциями картин о зиме художников-пейзажистов и работами детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима».
Девочка в образе Зимы (на голове корона из снежинок, на плечах белая накидка) входит в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пришла!
Девочка-Зима: Ребята, вы меня узнали? Да, я – Зима!
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады вы
Проказам Матушки-зимы.
А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме.
Воспитатель: Зима, мы с ребятами долго тебя изучали, все приметы, все явления зимы узнавали, гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картин (показывает на выставку работ детей), учили много стихов о зиме.
Девочка-Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, - гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет обо мне самые красивые истории.
Воспитатель: Ну, то наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима, проходи, садись с нами, и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились нашей гостье, я повешу несколько зимних пейзажных картин и нашу схему-помощницу (вешает картины и схему). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.
Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.)
Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром).
Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).
Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания вместе и желающие смогут рассказать матушке - Зиме свои рассказы самостоятельно.
Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке (дети встают врассыпную по группе) и ты, Зима, становись с нами, поиграй (проводится 2 раза).
Солнце землю греет слабо, руки вверх и внизПо ночам трещит мороз руки на пояс, наклоны в стороны
Во дворе у Снежной Бабы руки на пояс, поворот вокруг себя
Побелел морковный нос. дети показывают нос
В речке стала вдруг вода прыжки на месте
Неподвижна и тверда. прыжки на месте
Вьюга злится, снег кружится, дети кружатся
Заметает все кругом имитируют движения руками
Белоснежным серебром.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Вы можете выбирать картину, которая вам понравилась больше других. Только не забудьте дать ей название. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»
(Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа).
Воспитатель: Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда? А вам самим какой рассказ понравился больше всего? (проводит анализ).
А напоследок я вам загадаю зимние загадки (отгадки-картинки):
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала (Снежинка)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Появляются зимой,
Повисают бахромой. (Сосульки)
Воспитатель: Ну вот, Зима, все, что мы о тебе знали, все рассказали. Тебе понравились наши рассказы?
Девочка-Зима: Очень понравились, спасибо, ребята. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась, и мы с вами встретимся на снежной полянке(уходит).
Примеры описательных рассказов детей о зиме.
«Зимушка-зима». Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.
«Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа в подготовительной группе на тему: "Мой будущий дом".
Я строю, строю новый дом:Кладу кирпич за кирпичом.Стена все выше, выше,А это будет крыша.Вот здесь окно,А здесь порог-Ступеньки посчитай:Один, два, три, четыре, пятьИ двери открывай......
Интегрированное занятие «Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
Педагогические цели:Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему, развивать память, словесно - логическое мышление, внимание, воспитывать доброжела...
Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе
Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить описательные рассказы....
Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"...
Конспект занятия "Составление описательных рассказов в старшей группе"
Занятие по развитию речи...
Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"
Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"...