Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 828.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т.А.Ткаченко.
- Развивать монологическую речь.
- Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
- Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе зимой.
- Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей зимой.
- Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Материалы к занятию:
- Репродукции картин с зимним пейзажем.
- Схемы для составления описательного рассказа Т.А.Ткаченко.
- Работы детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима» для украшения группы.
Предварительная работа:
- Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.
- Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
- Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
- Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения».
- Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных худож-ников: И.И.Шишкин «На севере диком», И.И.Шишкин «Зима», И.И.Шишкин «Зима в лесу», С.Ю. Жуковский «Зима»и др.
- ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».
- Чтение произведений о зиме. Например: В.Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н.Павлова «Деревья зимой», М.Пришвин «Ночевка зайца», Л.Толстой «Зайцы», А.Клыков «Зимой под водой», Г.Скребицкий «Митины друзья», В Бианки «Синичкин календарь», О. Иваненко «Сосулька».
- Заучивание наизусть: С.Маршак «Январь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И.Суриков «Зима», М.Познанская «Снег идет», С.Есенин «Белая береза».
Ход занятия:
Группа украшена репродукциями картин о зиме художников-пейзажистов и работами детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима».
Девочка в образе Зимы (на голове корона из снежинок, на плечах белая накидка) входит в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пришла!
Девочка-Зима: Ребята, вы меня узнали? Да, я – Зима!
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады вы
Проказам Матушки-зимы.
А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме.
Воспитатель: Зима, мы с ребятами долго тебя изучали, все приметы, все явления зимы узнавали, гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картин (показывает на выставку работ детей), учили много стихов о зиме.
Девочка-Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, - гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет обо мне самые красивые истории.
Воспитатель: Ну, то наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима, проходи, садись с нами, и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились нашей гостье, я повешу несколько зимних пейзажных картин и нашу схему-помощницу (вешает картины и схему). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.
Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.)
Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром).
Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).
Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания вместе и желающие смогут рассказать матушке - Зиме свои рассказы самостоятельно.
Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке (дети встают врассыпную по группе) и ты, Зима, становись с нами, поиграй (проводится 2 раза).
Солнце землю греет слабо, руки вверх и внизПо ночам трещит мороз руки на пояс, наклоны в стороны
Во дворе у Снежной Бабы руки на пояс, поворот вокруг себя
Побелел морковный нос. дети показывают нос
В речке стала вдруг вода прыжки на месте
Неподвижна и тверда. прыжки на месте
Вьюга злится, снег кружится, дети кружатся
Заметает все кругом имитируют движения руками
Белоснежным серебром.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Вы можете выбирать картину, которая вам понравилась больше других. Только не забудьте дать ей название. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»
(Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа).
Воспитатель: Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда? А вам самим какой рассказ понравился больше всего? (проводит анализ).
А напоследок я вам загадаю зимние загадки (отгадки-картинки):
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала (Снежинка)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Появляются зимой,
Повисают бахромой. (Сосульки)
Воспитатель: Ну вот, Зима, все, что мы о тебе знали, все рассказали. Тебе понравились наши рассказы?
Девочка-Зима: Очень понравились, спасибо, ребята. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась, и мы с вами встретимся на снежной полянке(уходит).
Примеры описательных рассказов детей о зиме.
«Зимушка-зима». Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.
«Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа в подготовительной группе на тему: "Мой будущий дом".
Я строю, строю новый дом:Кладу кирпич за кирпичом.Стена все выше, выше,А это будет крыша.Вот здесь окно,А здесь порог-Ступеньки посчитай:Один, два, три, четыре, пятьИ двери открывай......

Интегрированное занятие «Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
Педагогические цели:Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему, развивать память, словесно - логическое мышление, внимание, воспитывать доброжела...

Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе
Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить описательные рассказы....

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"...
Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"
Конспект занятия "Обучение составлению описательного рассказа "Лиса Патрикеевна" по игрушке"...