План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
План-конспект по развитию речи
в старшей группе
«Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Образовательные задачи:
связная речь: подвести к умению при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений( простые, распространенные и сложные);
словарь и грамматика: подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию» письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки {Ц} и {Ч}, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова и слоги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 58 «Жемчужина» городского округа Щёлково
(МАДОУ детский сад № 58 «Жемчужина» ГОЩ)
План-конспект по развитию речи
в старшей группе
«Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Подготовила и провела: воспитатель
Антипова А.В.
г.Щелково -2022г.
Образовательные задачи:
связная речь: подвести к умению при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений( простые, распространенные и сложные);
словарь и грамматика: подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию» письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки {Ц} и {Ч}, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова и слоги.
Ход занятия.
Составление описательного рассказа на тему: « Зима».
- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?
-Какой снег зимой?
- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? ( хрустит, скрипит)
- Какая бывает погода зимой? ( холодная, снежная, вьюжная, морозная.)
- Что происходит зимой с деревьями? ( Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.)
-Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.)
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она?( Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная…)
- А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите , какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.
Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.
- Физкультминутка.
Организуется игра. Одна половина детей изображает снежинки, другая - ветер. Ветер дует снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
- Игра – упражнение « Подскажи слово».
- Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме ( холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге ( пушистый, белый, искристый, хрустящий).
А сейчас послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить- о зиме или о снеге. Кто догадается, подскажет нужное слово. Падает пушистый белый…. ( снег). Правильно, я хотела сказать: падает пушистый белый снег. Про что я сказала? Что я сказала про снег?
- Дети, вы умеете играть с куклами, машинами. А вы знаете, что словами тоже можно играть?
- Хотите, я вас научу?
- Игра « Живые слова».
- В игре словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? ( вызывает по желанию троих детей). Теперь Маша, Таня и Саша не обычные дети, а дети – « слова». Ты, Маша, - слово деревья. Какое слово ты, Маша? Скажи громко. ( Ребенок отвечает).
- Каким словом стала Маша? ( заслушиваются два- три ответа.)
-Таня будет словом покрыты. А Света - словом снегом. Какими словами стали Света и Таня?
- Наши слова стоят по порядку. ( Показывает рукой направление – слева направо.) Маша скажет свое слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней скажет свое слово Света. А все остальные будут слушать.
Дети – « слова» выстраиваются в предложение.
-Про что сказали эти слова? ( про деревья).
- Что они сказали про деревья? ( деревья покрыты снегом.)
- Какое первое слово? Какое идет потом? А потом какое? Какое слово Таня?
- Покажи , Ваня, слово снегом. ( ребенок показывает)
- Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся и каждое слово встанет в любом месте нашей комнаты, где захочет. А когда я позову :» Слова , ко мне!» - они снова встанут по порядку.( Хлопает в ладоши, дети – «слова2 расходятся.)
- Наши слова ушли. Вы хорошо их запомнили?
-Где слово покрыты?
- Какое слово стоит у окна?
- А вы помните, что они сказали?
Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.
- Правильно. Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут:» Слова, ко мне!»
Дети –« слова» подходят и встают по порядку.
- Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши слова. Называйте каждый свое слово. ( Следит за тем, чтобы ребенок громко и правильно произносил свое слово и брал за руку рядом стоящего.)
Если « слова» ошибутся ( встанут не в том порядке или неточно» назовут» себя), их исправляют дети с мест. После этого воспитатель снова спрашивает о порядке слов.
- Лена ( вызывает малоактивного ребенка), подойди и покажи последнее слово. ( Ребенок показывает).
-Наташа, назови это слово.
- света, скажи громко, какое ты слово.
-Правильно, это слово снегом. Садись на место. Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? ( Деревья, покрыты).
- А что же получилось? ( Деревья покрыты.)
-Давайте проверим. Маша и Таня, назовите свои слова.
Если « слова» забудут взять друг друга за руку, надо спросить у детей на местах, что забыли сделать» слова».
Затем воспитатель предлагает сесть на место « слову» покрыты. Спрашивает, какое слово осталось.
-Да, у нас осталось только одно слово - деревья, и ему некого взять за руку.
( Предлагает ребенку сесть на место)
- Вот и познакомились с игрой « Живые слова». Почему так называется игра?
Правильно, потому что словами были дети: они громко произносили свои названия, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем играть.
Методическое обеспечение : О.С. Ушакова « Развитие речи» методические рекомендации к программе « Мир открытий». Игры и конспекты занятий. Старшая группа детского сада. Стр.70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области КОНСПЕКТнепосредств...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1248718-1589392653.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1003981-1517305788.jpg)
Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»».
Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1442979-1670748304.jpg)
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...