Конспект коррекционного занятия «Сказки зимнего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
- развивать у детей положительное отношение к природе;
- формировать основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы;
- вызвать чувство эмпатии;
- формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы);
- обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса;
- рассказать о народных приметах и поговорках о зиме;
- учить детей бережно относиться к лесу;
- закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой;
Коррекционная работа:
- учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»;
- продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного;
- учить согласовывать числительные с существительными;
Словарная работа:
Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад
Предварительная индивидуальная работа:
- побуждать четко проговаривать слова;
- активизировать малоактивных детей.
Материал:
искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Проведение опытов
Рассматривание иллюстраций, репродукций
Наблюдение в природе
Изготовление кормушек вместе с детьми
Чтение пословиц, поговорок, народных примет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zbr_zimniy_les.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания «Афипский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дополнительным образованием»
Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе
«Путешествие в зимний сказочный лес»
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Подготовила и провела
воспитатель Мкртчян Н.А.
2013г.
Программное содержание:
- развивать у детей положительное отношение к природе;
- формировать основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы;
- вызвать чувство эмпатии;
- формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы);
- обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса;
- рассказать о народных приметах и поговорках о зиме;
- учить детей бережно относиться к лесу;
- закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой;
Коррекционная работа:
- учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»;
- продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного;
- учить согласовывать числительные с существительными;
Словарная работа:
Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад
Предварительная индивидуальная работа:
- побуждать четко проговаривать слова;
- активизировать малоактивных детей.
Материал:
искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Проведение опытов
Рассматривание иллюстраций, репродукций
Наблюдение в природе
Изготовление кормушек вместе с детьми
Чтение пословиц, поговорок, народных примет
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, в группу пришло письмо из леса, от Снегурочки. В нем Снегурочка сообщает, что в лесу совсем нет корма для птиц, что птицы совсем ослабли от голода и могут погибнуть. Снегурочка просит нас помочь птицам.
Воспитатель:
- Чем мы можем помочь птицам?
Дети:
- Надо пойти в лес и покормить птиц.
Воспитатель:
- Что для этого нужно?
Дети:
- Кормушки.
Воспитатель:
- Кормушки у нас есть. Их сделали Костин дедушка, Женин папа и папа Данила С. Поспешим в зимний лес на помощь птицам. Но даже в сказочном лесу необходимо соблюдать правила – правила друзей природы.
Воспитатель:
- Как можно вести себя в природе?
Дети:
- Не ломать ветки, потому что на сломанных ветках не распустятся зеленые листочки. Зеленые листочки выделяют кислород.
Воспитатель:
- Ходить лучше по тропинкам, потому что в лесу много животных, которые прокладывают свои тропинки – дорожки. Эти дорожки человек может не заметить и разрушить.
Воспитатель:
- Правильно. А еще почему ходить лучше по тропинкам?
Дети:
- Некоторые животные спят под снегом и мы можем нечаянно на них наступить.
Воспитатель:
- И такое может случиться. А ещё какие правила друзей природы вы знаете?
Дети:
- В лесу нужно вести себя тихо, потому что мы пришли в лес в гости.
Воспитатель:
- Верно. Почему ещё нельзя шуметь в лесу?
Дети:
- Потому что в лес ходят люди, желающие отдохнуть, подумать о чем-то своем, им тоже нельзя мешать.
Воспитатель:
- Что ж, ребята, я вижу - вы готовы к лесному путешествию. В письме Снегурочка посылает нам план – карту. План – карта поможет нам пройти через лес и не заблудиться. Вот она. Тогда в путь (звучит музыка). Возьмите кормушки, корм для птиц. Сейчас откроем мы невидимую дверь. Ну вот, и в сказке оказались мы теперь. Входим мы в волшебный лес - много будет здесь чудес.
Воспитатель:
- Вот мы и в лесу. Смотрим план – карту. Первым пунктом обозначены деревья. Идем, ребята. Вот мы и пришли. Это любимая полянка Снегурочки. Оглянитесь, ребята, по сторонам, может быть вы увидите знакомые деревья?
- Какое это дерево? (Это Береза)
- Это какое дерево? (Это рябина)
- А это что за дерево? (Это елка) и т.д.
Воспитатель:
- Правильно. Вы хорошо знаете деревья. Холодно сейчас в лесу. Ведь недаром раньше месяц февраль называли «лютый» - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Холодно и животным и растениям. Но у животных есть шуба теплая. А как же растения спасаются от холода?
Дети:
- Кустарники и травы укрыты снегом, как одеялом.
Воспитатель:
- У деревьев есть толстая кора и снег укрывает их корни.
Воспитатель:
- А что ещё помогает деревьям перезимовать?
Дети:
- То, что к зиме деревья сбрасывают листья.
Воспитатель:
- Правильно. Обледеневшие листья сломали бы ветки. Да, деревья замерли, но они живые. Закройте глаза. Сейчас произойдет волшебство.
(На обратной стороне стволов деревьев нарисованы лица, их надо перевернуть)
Воспитатель:
- Деревья нам улыбнулись и хотят послушать стихи («Одеяльце», «Метелица»).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, а какой опыт с водой мы проводим?
Дети:
- Мы налили воду в две бутылки: одну бутылку с красной крышкой зарыли в снег, вторую бутылку с синей крышкой поставили на открытом месте. Через несколько дней мы увидели, что в той бутылке, с синей крышкой, вода замерзла и превратилась в лед. А в бутылке с красной крышкой, которую мы зарыли в снег, вода не замерзла.
Воспитатель:
- Почему же вода под снегом не замерзла?
Дети:
- Потому что под снегом теплее, чем на открытом месте.
Воспитатель:
- Правильно. Значит, травка и корни под снегом не промерзнут зимой. Очень хорошо и подробно вы ответили. Смотрим план – карту. Мы видим обозначение «Читальный зал» и «Белая книга зимы». Да где же в лесу может быть «Читальный зал»? И что ещё за «Белая книга зимы»? Ребята, может, вы знаете?
Дети:
- Это заснеженные полянки в лесу.
Воспитатель:
- А как же на них можно писать?
Дети:
- Следами.
Воспитатель:
- Тогда, идем, посмотрим, какие же новости записаны в Белой книге зимы, кто оставил о себе сообщения.
(Звучит музыка)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Присаживайтесь.
Воспитатель:
- Ах, вот кто здесь сегодня побывал. Вот их следы и их портреты. А где, чьи следы, нам надо разобраться самим. Возьмите следы животных и поставьте их к портретам.
Воспитатель:
- Юля, у тебя чьи следы?
Юля:
- У меня заячьи следы.
Воспитатель:
- Это чьи следы, Андрей?
Андрей:
- Это волчьи следы.
Воспитатель:
- Это чьи следы?
Сергей:
- Это лисьи следы
Воспитатель:
- А чьи следы зимой мы не можем увидеть?
Соня:
- Зимой мы не можем увидеть медвежьи следы, потому что медведь спит в берлоге.
Воспитатель:
- Почему эти животные называются дикими?
Дети:
- Потому что они сами себе добывают пищу.
Воспитатель:
- Почему про волка говорят – волк – санитар леса?
Дети:
- Потому что волк съедает больных животных.
Воспитатель:
- Почему про волка говорят «злой, голодный»?
Дети:
- Потому что зимой трудно добывать корм. Земля покрыта снегом.
Воспитатель:
- Почему зайца зимой трудно заметить?
Дети:
- Потому что заяц зимой белый.
Воспитатель:
- Почему про лису говорят - «лиса мышкует»?
Дети:
- Потому что лиса ищет мышиные норки, топает лапами, выгоняет мышек из норок и ловит их.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята! Белую книгу зимы вы уже научились читать, а значит, умеете наблюдать за лесными обитателями. А кто же помогает переворачивать страницы этой книги? Кто укрывает белым покрывалом лес? Кто догадался?
Дети:
- Вьюга, пурга, буран, снегопад.
Воспитатель:
- Да, это все помощники Снегурочки. Они хоть порой и суровы, но без них нет ни зимних забав, ни праздников, ни осеннего урожая. Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Почему так говорят? Подумайте.
Дети:
- Потому что весной снег растает, талая вода напитает землю влагой, поэтому будет хороший урожай.
Воспитатель:
- Да, талая вода полезна не только растениям, но и животным и человеку, если она чистая. Правильно.
Физминутка.
Воспитатель:
- А теперь поиграем:
«Зайцы»
Зайцы скачут: Скок – скок- скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Воспитатель:
- А теперь смотрим план – карту: «Птичья столовая». (Звучит музыка). Поспешим, надо покормить птиц. Поставьте кормушки. Насыпьте в них корм. (Воспитатель ставит в кормушки фигурки птиц: «Налетели, обрадовались, клюют».
(Аудиозапись голосов птиц).
Воспитатель:
- Сколько птиц в большой кормушке?
Дети:
- В большой кормушке 10 птиц
Воспитатель:
- Сколько птиц в маленькой кормушке?
Дети:
- В маленькой кормушке 9 птиц.
Воспитатель:
- В какой кормушке птиц больше и на сколько?
Дети:
- В большой кормушке птиц больше на 1.
Воспитатель:
- Каких птиц мы накормим? (На мольберте иллюстрации зимующих птиц).
Дети называют их.
Воспитатель:
- Сейчас я буду вас запутывать: буду называть птиц, а одну не назову – какую, вы скажете.
Воспитатель:
- А вы знаете, синица съедает столько насекомых, сколько сама весит. Вот так. Чем интересна птица клёст?
Дети:
- Птица клёст выводит зимой птенцов.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Итог.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята. Вы сегодня сделали большое доброе дело. Вы помогли птицам выжить. А ведь много птиц погибает от голода. Сейчас Соня прочитает стих «Покормите птиц» (Яшин).
Воспитатель:
- Смотрим план – карту. «Домик Снегурочки». Да вот она и сама к нам идет. Расскажите Снегурочке, что вам больше всего понравилось.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами сегодня побывали в зимнем сказочном лесу. Но настоящий лес похож на наш сказочный, ведь в нем есть такие же животные и растения. Мы устроили птицам кормушки, только корм в них должен быть всегда, иначе птицы не прилетят. А сейчас мы возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Сказки зимнего леса"
Итоговое мероприятие по теме "Здравствуй, гостья зима!"...
Конспект тематического занятия "Звуки зимнего леса" для детей старшего дошкольного возраста.
Для молодых специалистов....
Конспект открытого занятия "В зимнем лесу"
Конспкт интегрированного занятия в средней группе...
Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"
Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии....
конспект коррекционного занятия в подготовительной гр "зимняя сказка"
Познакомить детей с природными особенностями зимы; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;Уточнить признаки зимы; Активизировать словарь по данной теме...
Конспект коррекционного занятия "Сказка на пороге"
Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью. Задачи:- Образовательные1. Развивать интонационную выразительность речи; умение ч...
Конспект логопедического занятия "Сказка в зимнем лесу"
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зима»....