Конспект логопедического занятия "Сказка в зимнем лесу"
план-конспект по развитию речи

Жижина Ольга Владимировна

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский    Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зима»

«Сказка в зимнем лесу»

Конспект составил: учитель-логопед

Жижина Ольга Владимировна

Мероприятие провёл: учитель-логопед

Жижина Ольга Владимировна

п.г.т. Стройкерамика

Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательноеразвитие», «Речевоеразвитие», «Физическое развитие».

Цель:совершенствование грамматического строя речи по лексической теме: «Зима»

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-совершенствовать навыки образования мн. ч. существительных;

- закреплять навык образовывать относительные прилагательные;

- развивать умения подбирать слова признаки к существительным;

- совершенствовать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- совершенствовать навык согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной формы;

- совершенствовать умения употребления существительных в косвенных падежах

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать умение выделять звук из слова;

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику.

- развивать общую моторику;

- развивать силу воздушной струи;

- совершенствовать навык переключаемости органов артикуляционного аппарата;

Коррекционно-воспитательные:

- стимулировать позитивную мотивацию детей;

- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

- формировать навык совместной работы;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- закреплять навык определения собственной эмоции.

Материалы и оборудование: снежинка, волшебный портал, желтые, синие, красные, зеленные, желтые снежинки, книга, аудиозапись сказки, игрушки: заяц, лось, белка, волк, снеговик, метель, картинки с предметными картинками, картины с предметными картинками, схема «Какой?»,пазл «Елка с зеленной снежинкой», снежинки с предметными картинками, корзина, снежинки бумажные, шишка волшебная, снежинки- смайлики.

        

Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр. области)

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Логопед: Ребята, проходите в зал. Здесь нас ждут гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся!

Дети проходят в зал, приветствуют гостей.

Ритуал приветствия «Снежинка»

Логопед: сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте поздороваемся друг с другом и назовём ласково имя соседа.

                       

Дети передают по кругу большую снежинку и приветствуют друг друга, говорят ласково имя соседа.

Сказка

Логопед: ребята в такой прекрасный день я вам предлагаю побывать в сказке и побыть ее главными героями. Согласны? А сказку нам расскажет волшебная книга.

Логопед кладет книгу на стол и открывает ее.

Книга: «Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу сказку о девочке Алисе и волшебной шишке». Что бы оказаться в этой сказке вам нужно пройти через волшебный портал.

Книга: «И так сказка….

Дети соглашаются побывать в сказке.

Дети проходят через портал.

Жила была девочка Алиса. И была у нее бабушка, но вот беда, заболела бабушка. Алиса очень хотела помочь своей бабушке выздороветь. И тут она вспомнила про волшебную шишку, про которую ей рассказывала бабушка. Эта шишка могла исполнить любое желание, но найти её можно было только в зимнем лесу. А на улице как раз была зима, и Алиса собралась в лес искать эту шишку. Одна не пошла, а позвала собой своих друзей. Вот дошли ребята до леса, а там так много...

Деятельностный этап.

Совершенствовать навыки образования мн. ч. существительных в Р.п.

(Речевое развитие)

Игра «Один-много»

Усовершенствованы навыки образования мн. ч. сущ. в Р.п.

Логопед: давайте посмотрим, чего же так много оказалось в лесу? показывает картинки с предметными картинками:

много елок;

много сосулек;

много снежинок;

много снега;

много сугробов;

много снеговиков;

много деревьев;

много следов.

Дети называют чего много в лесу.

Но ребят не испугали, ни сугробы, ни заносы и вот они уже собрались они идти дальше, как вдруг им навстречу выпрыгнул заяц и говорит: «Здравствуйте ребята. А вы чего в такую стужу по лесу ходите?», а ребята и отвечают: «Волшебную шишку ищем». Заяц: «Да, это трудная задача. Сам не знаю где она, но могу указать путь к тому, кто может знать, но вначале помогите мне, пожалуйста. Хочу домик построить, но не знаю из чего можно строить дом, и какой домик получится»

Закреплять навык образовывать относительные прилагательные. Совершенствовать навык использования предлога из.

(Речевое развитие)

Игра «Какой»

Закреплен навык образовывать относительные прилагательные.

Логопед: давайте расскажем и покажем фото домов зайцу.

Из камня - каменный дом.

Из кирпичей - кирпичный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из-за льда - ледяной дом.

Из снега - снежный дом.

Из соломы - соломенный дом.

Из блоков - блочный дом.

Дети выбирают фото дома и рассказывают зайцу из чего этот дом, и какой он будет.

Поблагодарил заяц ребят за помощь и показал дорогу к лосю, которого можно найти около елки с синими снежинками. Искали, искали ребята, и нашли ель с синими снежинками. Подошли к ней, а навстречу к ним лось задумчивый из -за дерева шагает, увидел детей обрадовался и говорит: «Ребятушки как я рад вас видеть, помогите мне, пожалуйста. Мой друг ежик всю зиму спит, но очень хочет узнать, что такое зима. Помогите мне назвать и описать признаки зимы»  

Развивать умения подбирать слова признаки к существительным

(Речевое развитие)

Игра «Какой, какая, какое?»

Развиты

умения подбирать слова признаки к существительным.

Логопед показывает предметную картинку и схему подбора слов признаков.

Снег какой?

Солнце какое?

Иней какой?

Узоры какие?

Метель какая?

Зима какая?

Сугробы какие?

Снежинки какие?

Дети называют признаки зимы и подбирают слова признаки

Лось: «Спасибо вам большое за помощь. Чем я могу вам помочь? Что вы в лесу делаете?». Ребята: «Мы ищем волшебную шишку». Лось: «К сожалению, я не знаю где она, но возможно знает белочка, которая живет в дупле ели с красными снежинками».

Пошли ребята дальше искать елку с красными снежинками,  вышли в поле и совсем стали замерзать, решили немного согреться.

Снять усталость и напряжение.

Развивать общую моторику.

(Физическое развитие)

Физ. Минутка «На дворе у нас мороз»

Снята усталость и напряжение.

Развита общая моторика.

На дворе у нас мороз 

(дети хлопают себя

ладонями по плечам и топают ногами)

Чтобы носик не замерз,    

Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

(дети поднимают руки над головой и делают
хватательные движения, словно ловят снежинки)

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги.

(потягивания — руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Дети выполняют движения.

Прошли поле и увидели елку с красными снежинками. А там и белка с ветки на ветку перепрыгивает. Увидела детей белка и говорит: «Ребята, не будете ли вы так добры, помочь мне с выставкой? Сегодня вечером выставка моих картин, много гостей придёт, а я не успеваю. Нужно развесить картины и придумать название каждой картине, но непременно ласковое». Ребята согласились помочь.

Совершенствовать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Совершенствовать навык согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной формы;

(Речевое развитие)

Игра «Скажи ласково»

Усовершенствован навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и   согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной форме.

Зимняя шапочка;

Зимняя курточка;

Зимние сапожки;

Зимний шарфик;

Зимние штанишки;

Зимний комбинезончик;

Зимняя кофточка.


Дети называют слова ласково

Поблагодарила белка ребят за помощь. К сожалению, и она тоже не знала где шишка, но сказала, что возможно знает волк. Его можно найти под елкой с желтыми снежинками. И ребята пошли дальше. Нашли елку и там повстречали волка. Выслушал он рассказ ребят и решил им помочь, но вначале захотел испытать их и говорит: «Я буду начало предложения говорить, а вы договаривайте слово. За правильный ответ получаете кусочек пазла, а затем его соберете и узнаете, куда нужно идти»  

Совершенствовать умения употребления существительных в косвенных падежах. Развитие логического мышления. Развитие мелкой

моторики. (Речевое развитие)

Игра «Договори словечко»

Усовершенствованы умения употребления существительных в косвенных падежах.

Развито логическое мышление и мелкая моторика.

Логопед показывает предметную картинку – слово.

- Мы решили слепить…(снеговика).

- Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

- Мы показали соседям нашего…(снеговика).

- Мы играли с нашим …(снеговиком).

- Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

(пазл – елка с зеленной снежинкой)

Дети добавляют слово.

Волк: «Найдете елку с зеленной снежинкой там и найдете того, кто вам поможет с волшебной шишкой». Нашли ребята елку с зелеными снежинками, подошли к ней и тут поднялся ветер, и сама метель показалась нашим ребятам. Не по душе ей, что чужие по лесу ходят, но ей нужна была помощь, поэтому не стала она их заметать. Говорит метель ребятам: «Разлетелись мои слова со звуком [С] и перемешались с другими словами, помогите мне свои слова в корзинку собрать»

Развивать фонематический слух.

Развивать умение выделять звук из слова.

(Речевое развитие)

Игра «Найди звук»

Развит фонематический слух.

Отработанно умение выделения звука из слова.

Логопед помает определить наличие звука [С] в словах:

сани, машина, снежинка, посылка, подарок, шишка, глобус, ананас, оса, огурец, краски.

Дети собирают снежинки предметными картинками, в названии которых есть звук [С]

Метель была рада, что ее слова снова в корзинке и показала на елку, на которой была волшебная шишка. Ребята подбежали к елке, но никакой шишки на ней не было видно, потому что она вся была в снежинках и ребята  начали сдувать снежинки с елки и искать заветную шишку.

Развивать целенаправленность, силу и длительность воздушной струи.

(Речевое, физическое развитие).

Игра «Сдуй снежинку»

Развита сила воздушной струи.

Логопед показывает, как необходимо сдувать снежинки с елки.

Дети сдувают снежинки и находят шишку.

Ребята нашли волшебную шишку и побежали обратно домой. Бабушка Алисы вскоре выздоровела, а ребята надолго запомнили свое приключение в зимнем лесу.

Книга: «Для того чтобы вернуться в сад снова пройдите через волшебный портал»

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Логопед: «Ну, вот ребята мы снова в саду и закончилась наша сказка. Понравилась ли вам сказка, со всеми ли заданиями героев вы справились, сейчас мы это узнаем.

Нужно выбрать снежинку:

- снежинка с улыбающимся смайликом – сказка понравилась, со всеми заданиями справился.

- снежинка с нейтральным смайликом – сказка не очень понравилась, не со всеми заданиями справился.

- снежинка с грустным лицом - сказка не понравилась, задания не выполнил.

Логопед : Ребята теперь давайте пойдем в группу  и там попросим волшебную книгу  рассказать нам еще одну сказку.

Дети выражают своё мнение и выбирают одну снежинку.

Используемые источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/12/06/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-zima


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг "В зимнем лесу"

Логопедический досуг "В зимнем лесу" с элементами словарного игротренинга....

Конспект логопедического занятия "Разговор в лесу"

Конспект фронтального  занятия в  старшей логопедической группе, закрепление материала по лексической теме"Зимующие птицы"....

Конспект занятия "Прогулка в зимнем лесу"

Интегрированное занятие (аппликация) для детей 2-3 лет на тему "Животные зимнего леса"...

Конспект НОД " Прогулка по зимнему лесу ".

Конспект НОД для подготовительной речевой группы с использованием средств логоритмики....

Конспект НОД "Путешествие по зимнему лесу"

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать родственные (однокоренные слова), учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать подходящие по смыслу и звучанию слова, р...

Конспект занятия НОД « В зимнем лесу» (Дикие животные зимой)

Задачи :расширять кругозор детей по теме «Дикие животные»;развивать возможности детей правильно оформлять связное высказывание;развивать слуховое и зрительное внимание, память;формировать навыки...

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Животные зимнего леса"

Итоговое занятие по теме "Животные зимнего леса" в старшей логопедической группе с ФФНР. Очень динамичное, много речевых, логических игр, Использованы приемы ТРИЗ. Физминутки и пальчиковые игры по тем...