Конспект логопедического занятия "Сказка в зимнем лесу"
план-конспект по развитию речи
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе
по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зима»
«Сказка в зимнем лесу»
Конспект составил: учитель-логопед
Жижина Ольга Владимировна
Мероприятие провёл: учитель-логопед
Жижина Ольга Владимировна
п.г.т. Стройкерамика
Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательноеразвитие», «Речевоеразвитие», «Физическое развитие».
Цель:совершенствование грамматического строя речи по лексической теме: «Зима»
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-совершенствовать навыки образования мн. ч. существительных;
- закреплять навык образовывать относительные прилагательные;
- развивать умения подбирать слова признаки к существительным;
- совершенствовать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- совершенствовать навык согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной формы;
- совершенствовать умения употребления существительных в косвенных падежах
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать умение выделять звук из слова;
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую моторику.
- развивать общую моторику;
- развивать силу воздушной струи;
- совершенствовать навык переключаемости органов артикуляционного аппарата;
Коррекционно-воспитательные:
- стимулировать позитивную мотивацию детей;
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
- формировать навык совместной работы;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- закреплять навык определения собственной эмоции.
Материалы и оборудование: снежинка, волшебный портал, желтые, синие, красные, зеленные, желтые снежинки, книга, аудиозапись сказки, игрушки: заяц, лось, белка, волк, снеговик, метель, картинки с предметными картинками, картины с предметными картинками, схема «Какой?»,пазл «Елка с зеленной снежинкой», снежинки с предметными картинками, корзина, снежинки бумажные, шишка волшебная, снежинки- смайлики.
Логика образовательной деятельности.
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр. области) | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Мотивационно-организационный этап. | Логопед: Ребята, проходите в зал. Здесь нас ждут гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся! | Дети проходят в зал, приветствуют гостей. | |||
Ритуал приветствия «Снежинка» | |||||
Логопед: сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте поздороваемся друг с другом и назовём ласково имя соседа.
| Дети передают по кругу большую снежинку и приветствуют друг друга, говорят ласково имя соседа. | ||||
Сказка | |||||
Логопед: ребята в такой прекрасный день я вам предлагаю побывать в сказке и побыть ее главными героями. Согласны? А сказку нам расскажет волшебная книга. Логопед кладет книгу на стол и открывает ее. Книга: «Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу сказку о девочке Алисе и волшебной шишке». Что бы оказаться в этой сказке вам нужно пройти через волшебный портал. Книга: «И так сказка…. | Дети соглашаются побывать в сказке. Дети проходят через портал. | ||||
Жила была девочка Алиса. И была у нее бабушка, но вот беда, заболела бабушка. Алиса очень хотела помочь своей бабушке выздороветь. И тут она вспомнила про волшебную шишку, про которую ей рассказывала бабушка. Эта шишка могла исполнить любое желание, но найти её можно было только в зимнем лесу. А на улице как раз была зима, и Алиса собралась в лес искать эту шишку. Одна не пошла, а позвала собой своих друзей. Вот дошли ребята до леса, а там так много... | |||||
Деятельностный этап. | Совершенствовать навыки образования мн. ч. существительных в Р.п. (Речевое развитие) | Игра «Один-много» | Усовершенствованы навыки образования мн. ч. сущ. в Р.п. | ||
Логопед: давайте посмотрим, чего же так много оказалось в лесу? показывает картинки с предметными картинками: много елок; много сосулек; много снежинок; много снега; много сугробов; много снеговиков; много деревьев; много следов. | Дети называют чего много в лесу. | ||||
Но ребят не испугали, ни сугробы, ни заносы и вот они уже собрались они идти дальше, как вдруг им навстречу выпрыгнул заяц и говорит: «Здравствуйте ребята. А вы чего в такую стужу по лесу ходите?», а ребята и отвечают: «Волшебную шишку ищем». Заяц: «Да, это трудная задача. Сам не знаю где она, но могу указать путь к тому, кто может знать, но вначале помогите мне, пожалуйста. Хочу домик построить, но не знаю из чего можно строить дом, и какой домик получится» | |||||
Закреплять навык образовывать относительные прилагательные. Совершенствовать навык использования предлога из. (Речевое развитие) | Игра «Какой» | Закреплен навык образовывать относительные прилагательные. | |||
Логопед: давайте расскажем и покажем фото домов зайцу. Из камня - каменный дом. Из кирпичей - кирпичный дом. Из дерева - деревянный дом. Из-за льда - ледяной дом. Из снега - снежный дом. Из соломы - соломенный дом. Из блоков - блочный дом. | Дети выбирают фото дома и рассказывают зайцу из чего этот дом, и какой он будет. | ||||
Поблагодарил заяц ребят за помощь и показал дорогу к лосю, которого можно найти около елки с синими снежинками. Искали, искали ребята, и нашли ель с синими снежинками. Подошли к ней, а навстречу к ним лось задумчивый из -за дерева шагает, увидел детей обрадовался и говорит: «Ребятушки как я рад вас видеть, помогите мне, пожалуйста. Мой друг ежик всю зиму спит, но очень хочет узнать, что такое зима. Помогите мне назвать и описать признаки зимы» | |||||
Развивать умения подбирать слова признаки к существительным (Речевое развитие) | Игра «Какой, какая, какое?» | Развиты умения подбирать слова признаки к существительным. | |||
Логопед показывает предметную картинку и схему подбора слов признаков. Снег какой? Солнце какое? Иней какой? Узоры какие? Метель какая? Зима какая? Сугробы какие? Снежинки какие? | Дети называют признаки зимы и подбирают слова признаки | ||||
Лось: «Спасибо вам большое за помощь. Чем я могу вам помочь? Что вы в лесу делаете?». Ребята: «Мы ищем волшебную шишку». Лось: «К сожалению, я не знаю где она, но возможно знает белочка, которая живет в дупле ели с красными снежинками». Пошли ребята дальше искать елку с красными снежинками, вышли в поле и совсем стали замерзать, решили немного согреться. | |||||
Снять усталость и напряжение. Развивать общую моторику. (Физическое развитие) | Физ. Минутка «На дворе у нас мороз» | Снята усталость и напряжение. Развита общая моторика. | |||
На дворе у нас мороз (дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами) Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать Как на сказочной картинке. (дети поднимают руки над головой и делают И покажем дома маме. (потягивания — руки в стороны) | Дети выполняют движения. | ||||
Прошли поле и увидели елку с красными снежинками. А там и белка с ветки на ветку перепрыгивает. Увидела детей белка и говорит: «Ребята, не будете ли вы так добры, помочь мне с выставкой? Сегодня вечером выставка моих картин, много гостей придёт, а я не успеваю. Нужно развесить картины и придумать название каждой картине, но непременно ласковое». Ребята согласились помочь. | |||||
Совершенствовать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных; Совершенствовать навык согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной формы; (Речевое развитие) | Игра «Скажи ласково» | Усовершенствован навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и согласования прилагательного с существительным в уменьшительно-ласкательной форме. | |||
Зимняя шапочка; Зимняя курточка; Зимние сапожки; Зимний шарфик; Зимние штанишки; Зимний комбинезончик; Зимняя кофточка. | Дети называют слова ласково | ||||
Поблагодарила белка ребят за помощь. К сожалению, и она тоже не знала где шишка, но сказала, что возможно знает волк. Его можно найти под елкой с желтыми снежинками. И ребята пошли дальше. Нашли елку и там повстречали волка. Выслушал он рассказ ребят и решил им помочь, но вначале захотел испытать их и говорит: «Я буду начало предложения говорить, а вы договаривайте слово. За правильный ответ получаете кусочек пазла, а затем его соберете и узнаете, куда нужно идти» | |||||
Совершенствовать умения употребления существительных в косвенных падежах. Развитие логического мышления. Развитие мелкой моторики. (Речевое развитие) | Игра «Договори словечко» | Усовершенствованы умения употребления существительных в косвенных падежах. Развито логическое мышление и мелкая моторика. | |||
Логопед показывает предметную картинку – слово. - Мы решили слепить…(снеговика). - Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику). - Мы показали соседям нашего…(снеговика). - Мы играли с нашим …(снеговиком). - Мы рассказали бабушке о …(снеговике). (пазл – елка с зеленной снежинкой) | Дети добавляют слово. | ||||
Волк: «Найдете елку с зеленной снежинкой там и найдете того, кто вам поможет с волшебной шишкой». Нашли ребята елку с зелеными снежинками, подошли к ней и тут поднялся ветер, и сама метель показалась нашим ребятам. Не по душе ей, что чужие по лесу ходят, но ей нужна была помощь, поэтому не стала она их заметать. Говорит метель ребятам: «Разлетелись мои слова со звуком [С] и перемешались с другими словами, помогите мне свои слова в корзинку собрать» | |||||
Развивать фонематический слух. Развивать умение выделять звук из слова. (Речевое развитие) | Игра «Найди звук» | Развит фонематический слух. Отработанно умение выделения звука из слова. | |||
Логопед помает определить наличие звука [С] в словах: сани, машина, снежинка, посылка, подарок, шишка, глобус, ананас, оса, огурец, краски. | Дети собирают снежинки предметными картинками, в названии которых есть звук [С] | ||||
Метель была рада, что ее слова снова в корзинке и показала на елку, на которой была волшебная шишка. Ребята подбежали к елке, но никакой шишки на ней не было видно, потому что она вся была в снежинках и ребята начали сдувать снежинки с елки и искать заветную шишку. | |||||
Развивать целенаправленность, силу и длительность воздушной струи. (Речевое, физическое развитие). | Игра «Сдуй снежинку» | Развита сила воздушной струи. | |||
Логопед показывает, как необходимо сдувать снежинки с елки. | Дети сдувают снежинки и находят шишку. | ||||
Ребята нашли волшебную шишку и побежали обратно домой. Бабушка Алисы вскоре выздоровела, а ребята надолго запомнили свое приключение в зимнем лесу. Книга: «Для того чтобы вернуться в сад снова пройдите через волшебный портал» | |||||
Заключительный этап. | Подведение итогов. | ||||
Логопед: «Ну, вот ребята мы снова в саду и закончилась наша сказка. Понравилась ли вам сказка, со всеми ли заданиями героев вы справились, сейчас мы это узнаем. Нужно выбрать снежинку: - снежинка с улыбающимся смайликом – сказка понравилась, со всеми заданиями справился. - снежинка с нейтральным смайликом – сказка не очень понравилась, не со всеми заданиями справился. - снежинка с грустным лицом - сказка не понравилась, задания не выполнил. Логопед : Ребята теперь давайте пойдем в группу и там попросим волшебную книгу рассказать нам еще одну сказку. | Дети выражают своё мнение и выбирают одну снежинку. |
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический досуг "В зимнем лесу"
Логопедический досуг "В зимнем лесу" с элементами словарного игротренинга....
Конспект логопедического занятия "Разговор в лесу"
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе, закрепление материала по лексической теме"Зимующие птицы"....
Конспект занятия "Прогулка в зимнем лесу"
Интегрированное занятие (аппликация) для детей 2-3 лет на тему "Животные зимнего леса"...
Конспект НОД " Прогулка по зимнему лесу ".
Конспект НОД для подготовительной речевой группы с использованием средств логоритмики....
Конспект НОД "Путешествие по зимнему лесу"
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать родственные (однокоренные слова), учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать подходящие по смыслу и звучанию слова, р...
Конспект занятия НОД « В зимнем лесу» (Дикие животные зимой)
Задачи :расширять кругозор детей по теме «Дикие животные»;развивать возможности детей правильно оформлять связное высказывание;развивать слуховое и зрительное внимание, память;формировать навыки...
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Животные зимнего леса"
Итоговое занятие по теме "Животные зимнего леса" в старшей логопедической группе с ФФНР. Очень динамичное, много речевых, логических игр, Использованы приемы ТРИЗ. Физминутки и пальчиковые игры по тем...