Картотека по звуковой культуре речи
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека
игр по развитию звуковой культуры речи
Разновозрастная группа
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Чудесный художник»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т.д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...
[И], [О] - УА, ЫИ-...
[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.
СА—СО—СУ— ...
СУ—СА—СЫ—...
АС—ИС—УС —...
СЫ—СА—СО—СУ — ...
СУ—СО—СЫ—СА — ...
ЭС—АС—УС—ИС —...
СА—ИС—СО —...
ОС—УС—СЫ —...
СО—АС—СУ— ...
САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...
СОМ—НОС—УСЫ — ...
ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...
СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Вариант 3
Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
Ход игры:
ЛА—РА — ...
АЛ—АР—АЛ — ...
РЫ—ЛЫ — ...
ИЛ—УР—ОЛ — ...
РА—ЛА—РА — ...
ИЛ—АР—ЛУ — ...
ЛЫ—РЫ—ЛО — ...
РА—ИЛ—РЫ — ...
АЛ—АР — …
ОР—УЛ — ...
РЫБА—ЛУЖА — ...
ЛОДКА—РАМА — ...
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...
КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...
АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...
РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
«Загадки «поющих» звуков
Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
Шире всех открывает рот - звук ....
Губы трубочкой вытягивает - звук ....
На вытянутый кружок губы похожи у звука ....
Самая широкая улыбка у звука ....
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи
Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
Картотека по звуковой культуре речи.
В картотеку входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Т...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)
Картотекадидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)Возрастная группа: подготовительная к школе...