Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Верещагина Ольга Ивановна

совершенствовать умение различать на слух звуки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Найди звук «Ц» в слове» №1

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове.

Материал: изображение картинок со звуком «Ц». Карточки со звуковыми таблицами.

Ход упражнения: найти на изображении все картинки, которые начинаются на звук «Ц». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ц» (в начале, в середине, в конце).

«Найди звук «Р» в слове» №2  

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Р» в словах, определять позицию звука в слове.

Материал: изображение картинок со звуком «Р». Карточки со звуковыми таблицами.

Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Р». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Р» (в начале, в середине, в конце).

«Найди звук «Ч» и «Щ» в слове» №3

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ч» и «Щ» в словах, определять позицию звука в слове.

Материал: изображение картинок со звуком «Ч» и «Щ». Карточки со звуковыми таблицами.

Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ч» и «Щ». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ч» и «Щ» (в начале, в середине, в конце).

«Найди звук «Ж» в слове» №4

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове.

Материал: изображение картинок со звуком «Ж». Карточки со звуковыми таблицами.

Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ж». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ж» (в начале, в середине, в конце).

«Найди звук «Ш» в слове» №5

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове.

Материал: изображение картинок со звуком «Ш». Карточки со звуковыми таблицами.

Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ш». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ш» (в начале, в середине, в конце).

«Звуки в словах» №6

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

 Ход упражнение: Сегодня мы с вами будем продолжать учиться определять последовательность звуков в словах, – объясняет педагог задание. – Например, в слове мак три звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.)А сколько звуков в слове коты и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры», сок (с, о, к), ноты, роса, пыль и т.д.

«Назови слова на слог «ка-» №7

Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ка-».

 Ход упражнения: Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношу ка-. Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на какаша, камыш, канарейка и т.д. В русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус.
   Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

                               «Найди звук «Ц» на слух» №8
   Цель: совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.

 Ход упражнения: Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук «ц»: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй, царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица.

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно.

«Назови слова на слог «ча-» №9

Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча-».

 Ход упражнения:  «Слово чашка начинается на ча-, –начинает упражнение воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.)Таких слов довольно много».
   Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-,например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

 «Назови слова на слог «ди-» №10

Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ди-».

Ход упражнения:  «Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивнаяДи– часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…).

Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-.Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? 

«Найди букву которая изменила слово» №11

Цель: формировать  умение – определять звук, изменивший значение слова. 

Ход упражнения:  «Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?
   Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи(Буква В.)
   Стояли бочки, за бочками дочки».
   Педагог произносит следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак, кит – кот, бутон- батон, рука- мука, луна-лупа, губа- дуга, жар- пар, осел-орел, дверь- зверь, коса- коза

 «Назови слова на слог «ша-» №12

Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ша-».

Ход упражнения:  «Ша– это звук или часть слова? – спрашивает педагог. – Попробуйте вспомнить другие слова, начинающиеся на ша-(Шары, шалаш, шалунья…)».
   Затем воспитатель находит в словаре слова, начинающиеся на ша-шаль, шаляй-валяй, шампиньон, шапка, шарлотка, шатер, шахтер. Дети проговаривают слова вслед за педагогом.
   Воспитатель выясняет у детей, все ли слова им понятны, и объясняет, что такое шаляй-валяй, шарлотка, шатер; уточняет, кто такой шахтер.

«Звуки «Л» и «Ль»» №13

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие.

Ход упражнения:  Педагог читает предложение: «Морская волна высока и сильна». Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.) Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?
   Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.
   Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.

Работа с изображением картинок со звуком «Л» и «Ль».

«Подели слово на слоги» №14

Цель: закреплять умение делить слова с открытыми слогами на части.

Материал: изображения с предметами.

Ход упражнения:  Слова состоят из слогов. Сегодня мы будем считать части слова. Итак, слово луна (дети выкладывают на стол нужную карточку из математического набора или две фишки). Назовите части слова: лу- на-. Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши.
   Педагог обращает внимание детей на картинки с изображением жука, лисы, раков, розы, вазы, гусей и др. Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.
   

«Звуки «З» и «Зь»» №15

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей.

Ход упражнения: «Мы знаем, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук «З» тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)
   Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?» Педагог просит определить позицию звука з в слове развизжался

Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально. 

  «Назови слова на слог «ра-» №16

Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ра-».

  Ход упражнения: Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.) Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-(Рама, ракета, ракушка…)

Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) 

 

Картотека дидактических игр по развитию речи

(звуковая культура речи)

Разложи предметы по местам №17

Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Р», «Ш», «С», «Л» и находи в словах в названии, которых есть этот звук.

Материал: изображения картинок  с предметами на звкуи: Ш и С, Р и Л.

Ход упражнения «Разложи в шкаф»: соединить линиями вещи, в названии которых есть звук «С» со шкафом с буквой С. Аналогично со звуком «Ш».

Ход упражнения «Разложи по холодильникам»: соединить линиями продукты, в названии которых есть звук «Р» с холодильником с буквой Р. Аналогично со звуком «Л».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

занятие по развитию речи_звуковая культура речи с-з

Конспект интегрированной ООД (речевое, познавательное, социально-комуникативное развитие) для детей старшего возраста.Тема: "Заинька-листопадничек"Задачи:Образовательные:  познакомить детей со зв...

Речевое развитие. Развитие речи. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Форма работы – ситуативный разговор.Цель.Формировать умения слушать говорящего, отвечать на вопросы.Задачи. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содерж...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)

Картотекадидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)Возрастная группа: подготовительная к школе...