Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
совершенствовать умение различать на слух звуки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи) | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Найди звук «Ц» в слове» №1 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове. Материал: изображение картинок со звуком «Ц». Карточки со звуковыми таблицами. Ход упражнения: найти на изображении все картинки, которые начинаются на звук «Ц». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ц» (в начале, в середине, в конце). | «Найди звук «Р» в слове» №2 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Р» в словах, определять позицию звука в слове. Материал: изображение картинок со звуком «Р». Карточки со звуковыми таблицами. Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Р». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Р» (в начале, в середине, в конце). |
«Найди звук «Ч» и «Щ» в слове» №3 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ч» и «Щ» в словах, определять позицию звука в слове. Материал: изображение картинок со звуком «Ч» и «Щ». Карточки со звуковыми таблицами. Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ч» и «Щ». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ч» и «Щ» (в начале, в середине, в конце). | «Найди звук «Ж» в слове» №4 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове. Материал: изображение картинок со звуком «Ж». Карточки со звуковыми таблицами. Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ж». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ж» (в начале, в середине, в конце). |
«Найди звук «Ш» в слове» №5 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Ц» в словах, определять позицию звука в слове. Материал: изображение картинок со звуком «Ш». Карточки со звуковыми таблицами. Ход упражнения: найти и назвать на изображении все картинки со звуком «Ш». Работа со звуковыми таблицами: отметить маркером, где в слове слышится звук «Ш» (в начале, в середине, в конце). | «Звуки в словах» №6 Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. Ход упражнение: Сегодня мы с вами будем продолжать учиться определять последовательность звуков в словах, – объясняет педагог задание. – Например, в слове мак три звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.)А сколько звуков в слове коты и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры», сок (с, о, к), ноты, роса, пыль и т.д. |
«Назови слова на слог «ка-» №7 Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ка-». Ход упражнения: Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношу ка-. Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка: каша, камыш, канарейка и т.д. В русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус. | «Найди звук «Ц» на слух» №8 Ход упражнения: Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук «ц»: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй, царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица. Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. |
«Назови слова на слог «ча-» №9 Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча-». Ход упражнения: «Слово чашка начинается на ча-, –начинает упражнение воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.)Таких слов довольно много». | «Назови слова на слог «ди-» №10 Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ди-». Ход упражнения: «Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди– часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…). Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-.Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? |
«Найди букву которая изменила слово» №11 Цель: формировать умение – определять звук, изменивший значение слова. Ход упражнения: «Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим? | «Назови слова на слог «ша-» №12 Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ша-». Ход упражнения: «Ша– это звук или часть слова? – спрашивает педагог. – Попробуйте вспомнить другие слова, начинающиеся на ша-. (Шары, шалаш, шалунья…)». |
«Звуки «Л» и «Ль»» №13 Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие. Ход упражнения: Педагог читает предложение: «Морская волна высока и сильна». Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.) Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали? Работа с изображением картинок со звуком «Л» и «Ль». | «Подели слово на слоги» №14 Цель: закреплять умение делить слова с открытыми слогами на части. Материал: изображения с предметами. Ход упражнения: Слова состоят из слогов. Сегодня мы будем считать части слова. Итак, слово луна (дети выкладывают на стол нужную карточку из математического набора или две фишки). Назовите части слова: лу- на-. Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши. |
«Звуки «З» и «Зь»» №15 Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Ход упражнения: «Мы знаем, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук «З» тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.) Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально. | «Назови слова на слог «ра-» №16 Цель: развивать слуховое внимание. Вспомнить слова, начинающиеся на слог «ра-». Ход упражнения: Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.) Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-. (Рама, ракета, ракушка…) Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) |
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи) | Разложи предметы по местам №17 Цель: совершенствовать умение различать на слух звук «Р», «Ш», «С», «Л» и находи в словах в названии, которых есть этот звук. Материал: изображения картинок с предметами на звкуи: Ш и С, Р и Л. Ход упражнения «Разложи в шкаф»: соединить линиями вещи, в названии которых есть звук «С» со шкафом с буквой С. Аналогично со звуком «Ш». Ход упражнения «Разложи по холодильникам»: соединить линиями продукты, в названии которых есть звук «Р» с холодильником с буквой Р. Аналогично со звуком «Л». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
занятие по развитию речи_звуковая культура речи с-з
Конспект интегрированной ООД (речевое, познавательное, социально-комуникативное развитие) для детей старшего возраста.Тема: "Заинька-листопадничек"Задачи:Образовательные: познакомить детей со зв...
Речевое развитие. Развитие речи. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Форма работы – ситуативный разговор.Цель.Формировать умения слушать говорящего, отвечать на вопросы.Задачи. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содерж...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки[м], [мь]. Дидактическая игра «Вставь словечко»».
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь, в словах и в фразах....
Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)
Картотекадидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)Возрастная группа: подготовительная к школе...