Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (звуковая культура речи)

Возрастная группа: подготовительная к школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16._razvitie_rechi-zkr.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (звуковая культура речи)

Возрастная группа: подготовительная к школе

г. Шадринск

Содержание

  1. «Где спрятался звук»
  2. «Назови слово на заданный звук»
  3. «Поймай звук»
  4. «Звуковое лото»
  5. «Я начну, а ты закончи»
  6. «Определи место игрушки»
  7. «Кто умеет улыбаться?»
  8. «Кто умеет смеяться без голоса?»
  9. «Губы круглые как бублик»
  10. «Слоники»
  11. «Эхо»
  12. «В лесу»
  13. «Закрытые ворота»
  14. «Лошадка»
  15. «Прятки»
  16. «Медведь и ёлка»
  17. «Доктор звуков»
  18. «Копилка слов»
  19. «Найди предмет с заданным звуком»

  1. «Магазин игрушек»
  2. «Красный-белый»
  3. «Дождик»
  4. «Где звук?» 
  5. «Гусь и гусята»
  6. «Угадай, кто это?»
  7. «Скажи, что звучит?»
  8. «Приятный запах»
  9. «Кто топает?»
  10. «Встречайте гостей!»
  11. «Дует ветер»
  12. «Звуковое лото»
  13. «Спрячься от волка»
  14. «Поймай комара»
  15. «Соблюдай порядок»
  16. «Маленькие домики»
  17. «Пила»
  18. «Солнышко и дождик»
  19. «Не ошибись»
  20. «Лягушка»
  21. «Жадный кот»
  22. «Знаешь ли ты эти слова»
  23. «Угадай звук»

№ 1. Дидактическая игра «Где спрятался звук»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); развивать внимание, мышление.

Материал и оборудование: Предметные картинки на заданный звук, полоска из трех клеточек, фишки (квадраты) синего, красного, зеленого цвета.

Ход: Педагог вывешивает на доску картинки, например, аист, рак, книга. Спрашивает, какой звук есть во всех этих словах («а»)?

Где он находится в слове аист, рак и книга?

Если педагог называет слово аист, дети ставят красную фишку в первую клеточку, рак – во вторую, книга – в третью клеточку.

Аналогично можно искать другие звуки.

№ 2. Дидактическая игра «Назови слово на заданный звук»

Цель: Автоматизация звуков в изолированном произнесении, поставленных звуков в слогах, в словах; формирование грамматических категорий; развитие психических процессов.

Материал и оборудование: Предметные картинки.

Ход: Детям показывают коробку с предметными картинками, в названии которых звук «л» (или другой звук) находится в начале слова в сильной позиции. Дети по очереди достают картинки, громко называют их, крепят к доске. Важно научить интонационно выделять заданный звук.

№ 3. Дидактическая игра «Поймай звук»

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков; совершенствование просодический стороны речи через тембровую окраску высказываний.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: 1. Педагог вспоминает с детьми характерные (основные) особенности гласных и согласных звуков.

2. Детям на слух предлагается звуковой ряд, в который входят гласные и согласные звуки и дается задание: «Поймай хлопком гласный (согласный) звук.

3. Одну и ту же фразу предлагается произнести радостно, грустно, гневно, безразлично. На пример: «Мы сейчас пойдем гулять».

№ 4. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель: Развивать умение детей находить слово с нужным звуком и выделять его в заданном ряду слов.

Материал и оборудование: карты - лото с картинками и маленькие пустые карточки.

Ход: Педагог называет звук, например «в» и спрашивает, у кого есть слово со звуком «в». Звук может находиться в любой позиции. Картинку с правильно выбранным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

№ 5. Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запоминать, строить высказывания.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение:

Лида читает… (сказку)

Мама сшила… (платье)

Папа привез… (рыбу)

Птичка прилетела… (с юга)

Мы открыли… (калитку)

№ 6. Дидактическая игра «Определи место игрушки»

Цель: Развитие речевого дыхания; закрепление умения строить развернутую фразу.

Материал и оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Ход: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?». Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов педагог меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменить другими.

Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант, затем определяется победитель.

№ 7. Дидактическая игра «Кто умеет улыбаться?»

Цель: Активизация мышц губ.

Материал и оборудование: Петрушка, куклы.

Ход: Дети сидят полукругом, педагог говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает). Когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубы. Улыбнитесь, дети. Ребята, сейчас к нам в гости придет Петрушка. Давайте все хорошо ему улыбнемся (дети улыбаются, педагог показывает Петрушку. Затем прячет его). Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губками. А когда он снова покажется, улыбнитесь ему». Игра повторяется 3-4 раза. Педагог следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения и зубы не сжимали, а слегка сближали.

№ 8. Дидактическая игра «Кто умеет смеяться без голоса?»

Цель: Активизация мышц губ.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети сидят перед педагогом, который спрашивает: «Кто из вас умеет смеяться, но только так, чтобы я не слышала вашего голоса, но видела, что вы смеетесь? Посмотрите, как я тихо смеюсь (показывает, произнося про себя звук «а»). А теперь посмеемся все вместе, но чтобы я не слышала вашего голоса». Потом педагог вызывает тех детей, у которых получается лучше и они показывают всем детям, как можно смеяться без голоса. Необходимо, чтобы дети смеялись без напряжения, то есть, не морщили нос, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.

№ 9. Дидактическая игра «Губы круглые как бублик»

Цель: Активизация мышц губ.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован круглый бублик и говорит: «Дети, а кто может губы сделать такими же круглыми, как бублик?» (чтобы губы были круглые, педагог шепотом говорит: о). Затем по очереди вызывает нескольких детей и предлагает всем сделать круглые губы. Необходимо, чтобы дети делали упражнение без напряжения. В движениях участвуют лишь губы; рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

№ 10. Дидактическая игра «Слоники»

Цель: Активизация мышц губ.

Материал и оборудование: Картинка со слоником

Ход: Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Дети, видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губы хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (При вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь «побрызгаем себя водичкой». Поднимите хоботок вверх». (При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды).

№ 11. Дидактическая игра «Эхо»

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти; развитие силы голоса.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог распределяет детей на две группы. Одна группа говорит:

«Мы в лес пойдем,

Грибов найдем,

Ребят мы громко позовем:

«Ау! Ау! Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается»

Вторая группа после этого говорит очень тихо: «Ау! Ау! Ау!». Потом дети меняются ролями.

№ 12. Дидактическая игра «В лесу»

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти; развитие силы голоса.

Материал и оборудование: Две корзиночки.

Ход: В кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод. Все дети ходят по кругу и говорят:

«Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричали в лесу…»

После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе громко кричат: «Ау!».

Потом выбирается другая пара детей и игра повторяется.


№ 13. Дидактическая игра «Закрытые ворота»

Цель: Активизация мышц языка.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своем доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а ворота не открываются. Язычок то одну дверцу потолкал, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (педагог показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. И язычок вылез весь на улицу».

№ 14. Дидактическая игра «Лошадка»

Цель: Активизация кончика языка.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали», дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет  цокать копытами». Педагог берет двух детей и они, прищелкивая языком, идут на встречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети. Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка сливочную тянучку или ириску и попросить присосать ее к небу.

№ 15. Дидактическая игра «Прятки»

Цель: Активизация корня языка.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети сидят лицом к педагогу, который предлагает им поиграть в прятки. «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок» (Показывает). Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Педагог следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу.

№ 16. Дидактическая игра «Медведь и елка»

Цель: Развитие выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Материал и оборудование: Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др).

Ход: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк: Ты куда идешь, медведь?

Медведь: В город, елку приглядеть.

Волк: Да на что тебе она?

Медведь: Новый год встречать пора.

Волк: Где поставишь ты ее?

Медведь: В лес возьму в свое жилье.

Волк: Что ж не вырубил в лесу?

Медведь: Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, то есть изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

№ 17. Дидактическая игра «Доктор звуков»

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие.

Материал и оборудование: Белая шапочка для «доктора», любой «врачебный» атрибут.

Ход: Вводится игровая ситуация. Педагог берет на себя роль доктора Звукова. Ребенок приходит на прием «с дочкой» и сообщает, что она не говорит звук «р» (например). Доктор назначает «лекарство» - десять слов, которые начинаются на звук «р» и пять слов, которые заканчиваются на звук «р».

Вам может помочь «медсестра». Она называет слова, интонируя заданный звук.

Очень полезны и удобны в этой игре скороговорки.

№ 18. Дидактическая игра «Копилка слов»

Цель: Дифференциация звуков к-г; работа со словами-паронимами в деформированном тексте.

Материал и оборудование: Коробка с прорезью, кружки красного и голубого цвета.

Ход: 1. Дети вспоминают слова со звуками «к», «г». Если в слове есть звук «к», берут красный круг, если звук «г» - голубой и опускают в прорезь коробки.

2. Педагог читает деформированный текст и просит изменить в нем некоторые слова не подходящие по смыслу.

- Зреет красная Галина, собирает ее калина.

- Мы пришли сегодня в кости, принесли собачке гости.

- Ели вкусную игру, подарили нам икру.

№ 19. Дидактическая игра «Найди предмет с заданным звуком»

Цель: Дифференциация мягких согласных звуков с’, з’.

Материал и оборудование: Предметные картинки: зебра, обезьяна, рысь, лось.

Ход: Дети называют то, что изображено на картинках. Педагог просит назвать слова, в которых слышны звуки с’ или з’. Картинки, где изображены предметы, в названии которых есть звук с’, дети располагают с правой стороны доски, со звуком з’ – с левой стороны.

Но предварительно нужные картинки придется отобрать из других предлагаемых, в которых может и не быть звуков с’ или з’.

№ 20. Дидактическая игра  «Магазин игрушек»

Цель: Дифференциация звуков з-ж

Материал и оборудование: игрушки, «монеты» (фишки).

Ход: Детям предлагается «открыть магазин игрушек». Мальчики подбирают игрушки, в названии которых есть звук «з», девочки – со звуком «ж». «Наполняют» магазин игрушками, в названии которых есть заданные звуки, договариваются, что за монету в форме квадрата можно купить игрушку, в названии которой есть звук «з», а за монету в форме круга со звуком «ж».

№ 21. Дидактическая игра «Красный - белый»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Материал и оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Ход: Педагог предлагает внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

№ 22. Дидактическая игра «Дождик»

Цель: Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчётливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог говорит детям, что во время дождя дожинки стучат по крыше. Произносить кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что, когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап… кап…медленно, немного растягивая с паузами). Дети повторяют. Хоровые ответы чередуются с индивидуальными. «Если идёт сильный дождь, - продолжает педагог, - то капли стучат по крыше так» (произноси кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, педагог предлагает им определить на сух, какой дождь идёт, и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3-4 раза. Педагог следит за тем, чтобы дети были внимательны, и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе.

№ 23. Дидактическая игра «Где звук?»

Цель: Нахождение места звука в слове.

Материал и оборудование: Полоска из цветного картона, разделённая на 3 части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Ход: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребёнку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

№ 24. Дидактическая игра «Гусь и гусята»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать её, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-, двух-, а также трёх-, четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию словосочетания.

Материал и оборудование: Игрушки: гусь, гусята.

Ход: Педагог показывает детям игрушечного гуся и предлагает им вспомнить, как он кричит. Дети произносят га-га-га. Затем педагог рассказывает и показывает действия с игрушками: «Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовёт гусят: «Га-га-га, идите ко мне!» Звукосочетание га-га-га он произносит громко и предлагает детям так же громко повторить его – позвать гусят. Малыши повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. «Гусята маленькие,- продолжает педагог, - они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают». Произносит га-га-га тихо. Дети повторяют так же тихо. После того как ответят 4-5 детей, педагог предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит га-га-га то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки.

   Педагог следит за тем, чтобы дети воспроизводили звукоподражание с нужной степенью громкости, правильно определяли, кто кричит громко, а кто – тихо.

№ 25. Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Цель: Воспитание слухового внимания.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим.  Если не угадает, то остаётся водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.

№ 26. Дидактическая игра «Скажи, что звучит?»

Цель: Воспитание слухового внимания.

Материал и оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и другие музыкальные инструменты.

Ход: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

№ 27. Дидактическая игра «Приятный запах»

Цель:  Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Материал и оборудование: 1 душистый цветок (сирень, жасмин и т.п.)  или надушенный носовой платок или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Ход: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д. Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они, в зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложение.

№ 28. Дидактическая игра «Кто топает?»

Цель:  Учить детей говорить громко, тихо и шёпотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие).

Материал и оборудование: Игрушки: медведь и медвежонок, ширма.

Ход: Педагог показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: «Это большой мишка, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка». Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух. Кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький – Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают. Педагог добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо, и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.

№ 29. Дидактическая игра «Встречайте  гостей!»

Цель:  Развитие слухового внимания.

Материал и оборудование: Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайчика и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Ход: Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушками, а мишка   - шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка приедет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идёт. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своём инструменте. Дети должны угадать, кто идёт. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, а игра повторяется.  При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

№ 30. Дидактическая игра «Дует ветер»

Цель:  Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идём полем, светит солнышко, дует лёгкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов и ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом. Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

№ 31. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель:  совершенствование  умения различать на слух  и в произношении все звуки родного языка.

Материал и оборудование: Два комплекта картинок (по 6-8 картинок в комплекте).

Ход: Педагог раздаёт детям комплект предметных картинок, у себя оставляет второй комплект. Педагог показывает картинку, спрашивает: «У кого?» Играющие получают картинки – дубликаты при условии правильного произношения нужного слова.

№ 32. Дидактическая игра «Спрячься  от волка»

Цель:  Дифференциация звуков л-л', р-р' в тексте.

Материал и оборудование:  Не предусмотрено.

Ход: На одном конце дети прячутся за спинками стульев от волка, который сидит на стуле (в логове) на другом конце комнаты. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают землянику) «Ходили ребятишки по бугорочку,

    Брали, брали ягодку земляничку,

    Накололи ноженьку на былиночку

    Болит, болит ноженька, да не больно».

По окончании  слов из  логова выскакивает волк, дети убегают и прячутся от волка, который их ловит.

№ 33. Дидактическая игра «Поймай комара»

Цель:  Дифференциация звуков л-л', р-р' в тексте.

Материал и оборудование: Тонкий прут длиной 1м.20 см. с привязанным к нему шнурком длиной ½ м, на конце которого комар, сделанный из картона.

Ход: Дети стоят в кругу, в центре – педагог, который обводит прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал  комара, дети поют песенку:

   «Ай, да Коля (Оля) молодец!

    Комару пришёл  конец!

    Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

    Комару пришёл конец!»

№ 34. Дидактическая игра «Соблюдай  порядок»

Цель:  Автоматизация звуков р-р' в словах.

Материал и оборудование: Предметы в названии которых есть звук р или р'.

Ход: Дети сидят полукругом. В центре стол педагога, на нём – в ряд предметы, в названии которых есть звук р или р'. Один ребёнок называет предметы, отворачивается и по памяти перечисляет их в том порядке, в котором они лежали на столе. Если затрудняется, можно повторно рассмотреть предметы.

№ 35. Дидактическая игра «Маленькие домики»

Цель:  Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Материал и оборудование: Маски зверей

Ход: Для игры выбирают зайца - вожака, волка. Остальные дети – зайчата, которые сидят на стульях по кругу. Заяц – вожак ходит по кругу, стучится в домик к зайчатам:

  «Маленькие домики в лесу густом стоят,

   Беленькие зайчики в домиках сидят.

   Один зайка выбежал, он по лесу бежал,

  Лапочкой в окошко ко всем, ко всем стучал.

  Выходите, зайчики, пойдёмте в лес гулять

  Если волк появится, мы спрячемся опять».

Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики скачут до появления волка. Волк ловит зайчиков.

№ 36. Дидактическая игра «Пила»

Цель:  Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Материал и оборудование: Строительный материал.

Ход: Дети строятся парами друг против друга, а потом каждые двое детей подают друг другу правую руку и начинают пилить произнося:

                          «Завизжала пила,

                            Зажужжала, как пчела:

                            Ж-Ж-Ж-Ж

                            Треснула и стала

                            Начинать сначала!»

После слов, «треснула и стала» дети разрывают руки, изображая сломанную пилу.

№ 37. Дидактическая игра «Солнышко и дождик»

Цель:  Дифференциация звуков с – ш - ж в словах и тексте.

Материал и оборудование: Картинка «солнышко»

Ход:  Дети присаживаются за спинками стульев и смотрят в окошко (в отверстие спинки стула).

  Педагог: «На небе солнышко. Можно идти гулять» (картинка «солнышко»). Дети ходят и выполняют движения со словами:

    «Солнышко светит (обводят руками круг)

      Птицы поют (подражают полёту птиц)

      С песнею дети по саду идут»

На сигнал «Дождик! Скорее домой!» дети прячутся за стулья и говорят «Дождик, дождик, что ты льёшь? Погулять нам не даёшь?» Игра повторяется.

№ 38. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель:  Дифференциация звуков с - з.

Материал и оборудование: Картинки: «свисток» и «звонок», предметные картинки.

Ход: Дети берут в левую руку картинку «свисток», а в правую – картинку «звонок». Если педагог показывает картинку,  в названии которой есть звук «с», то дети поднимают картинку «свисток» и говорят «с…», если звук «з» - картинку «звонок» и говорят «з…»

№ 39. Дидактическая игра «Лягушка»

Цель: Дифференциация звуков ш - ч в тексте.

Материал и оборудование:  Не предусмотрено.

Ход: Дети делятся на две группы. Одна из них – кочки на болоте. Они стоят большим кругом. Другая – лягушки. Они прячутся за кочками. Лягушка – водящий стоит в центре круга  и говорит «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Дети скачут внутри круга и говорят «Ква, ква…скачут, вытянувши ножки». Дети «кочки» говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою  вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Кому не хватило кочки – водящий. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять  в своё болото». Игра начинается сначала.

№ 40. Дидактическая игра «Жадный кот»

Цель:  Дифференциация  звуков ш - ж.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети выбирают водящего – кота. Он садится в углу и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети – мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот всё ближе» - 2 раза. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передаётся другому ребёнку и игра продолжается.

№ 41. Дидактическая игра «Знаешь ли ты эти слова?»

Цель:  Автоматизация звуков р - р' в слогах и словах..

Материал и оборудование: Жетоны.

Ход: Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесёт недостающий слог, тот получит жетон. Набравший наибольшее количество жетонов выигрывает.

   Например:  У нас ледяная го (ра),

                       Кто мычит ко (рова),

                       Вокруг парка  за (бор),

                       Мы любим сладкое ва (ренье) и т.п.

№ 42. Дидактическая игра «Угадай звук»

Цель:  Отработка интонационной выразительной речи; определение заданного звука в слове.

Материал и оборудование: Фишки.

Ход:  Чтение стихотворения:

«Цып-цып-цыплятки»

Есть водица в кадке.

Кто меня боится (боица)

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки

Не боятся (бояца) Натки!

Возле кадки блюдце,

Все они напьются (напьюца)

Какой звук чаще всего повторяется в слове; назовите слова со звуком «ц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

занятие по развитию речи_звуковая культура речи с-з

Конспект интегрированной ООД (речевое, познавательное, социально-комуникативное развитие) для детей старшего возраста.Тема: "Заинька-листопадничек"Задачи:Образовательные:  познакомить детей со зв...

«Развитие речи» «Звуковая культура речи : звук Ц »

Цель : отрабатывать четкое произношение звука Ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний ; учить изменять  темп речи.Задачи :Образовательные :·...

Речевое развитие. Развитие речи. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Форма работы – ситуативный разговор.Цель.Формировать умения слушать говорящего, отвечать на вопросы.Задачи. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содерж...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...