Связная речь.
1.Игра для уточнения формы родительного падежа.
«Угадай, чьи это вещи»
Детям предлагаются картинки ,на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а так же картинки изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа и др.) Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов, а дети называют кому принадлежит этот предмет ( Этот платок бабушки; Это халат мамы и т.д)
2.Игра для закрепления формы множественного числа.
«Один – много»
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать сущ. множественного числа от сущ. единственного числа.
Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра т.д.
Воспитатель показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя,- спрашивает воспитатель, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагает назвать все картинки.
3.Игра на образование сложных слов.
«Эхо»
-листья падают – листопад
-сам ходит - самоход
-снег падает - снегопад
-мед носит – медонос
-вода падает - водопад
-звезды падают - звездопад
-сено косит – сенокос и т.д.
4.Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и пренебрежительно- увеличительные суффиксы.
«Большой-маленький»
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ. уменьшительно – ласкательное значения.
Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением красных кружков большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и «маленький», а потом индивидуально.
-Это? – показывает на маленький кружочек.
Ответ ребенка – «кружочек».
-А это? – показывает на большой.
Ответ ребенка «круг».
5. И/у «Кто, где живет?»
Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.
Ход игры: дети рассказывают о своем доме по графической схеме-плану:
Название улицы,
какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,
Сколько этажей?
Сколько комнат?
Что видно из окон?
За что вы любите свой дом?
Грамматический строй речи.
1.Игра «Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч.
Ход: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предлагает ребенку вернуть мяч и изменить слово так, что бы оно звучало ласково.
-Мяч — мячик,
-кукла — куколка,
-мишка — мишенька, мишутка,
-машина — машинка,
-собака — собачка,
-пирамида — пирамидка.
2. Игра «Подбери признак»
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое?) , ребенок отвечает.
-Шапка (какая?) – синяя, теплая, зимняя…
-Варежки (какие?) – теплые, красные..
-Куртка (какая?) – зеленая, зимняя, теплая…и т.д
3. «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
-Огурец — огурчик — огурчики,
-помидор — помидорчик — помидорчики,
-картофель — картошечка — картошечки,
-баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
-перец — перчик — перчики,
-тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки.
4. «Назови, какой, какая?»
Цель: Учить образовывать относительные прилагательных.
-Сок из помидоров — томатный,
-огурцов — огуречный,
-моркови — морковный,
-капусты — капустный,
-свеклы — свекольный.
5. Игра «Где начало рассказа?»
Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая правильную временную и логическую последовательность.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет предложения в связный рассказ.
Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей группой детей.
Игры на развитие звуковой культуры речи.
1.Игра «Поймай звук»
Цель: Учить детей называть звук в слове по его пространственной характеристики (первый, второй, перед и после определенного звука)
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Ведущий произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит , какой по счету звук тот должен назвать, например «мышка, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
2. Игра «Слоговая цепочка»
Цель: Учить детей выделять в словах первый и последние слоги.
Оборудование:карточки.
Ход игры: Карточки для игры раздаются играющим поровну,их надо положить перед каждым игроком сверху вниз.Начинается игра с карточки, на которой левая половина пустая.Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог.Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой.Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а на названиях правых картинок последний слог. Игра должна завершиться когда будут выложены все картинки, последняя карточка с пустой правой половиной.
3.Игра «Поезд»
Цель: Отработка навыков выделения первого и последнего слога в слове.
Ход игры: Детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек.Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так и карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия. Первая карточка-электровоз, у нее левая половина пустая. В последнем вагончике правая половина пустая. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в название первый звук такой же, как был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.
4.Игра «Назови картинку и найди первый звук».
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.
Оборудование: карты по 4 картинки.
Ход игры: Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят в слух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, воспитатель разрешает закрыть ее фишкой.
5. Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Цель: Научить детей распознавать звуки.
Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»
Ход игры: Воспитатель рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игры на развитие словарь дошкольников.
1. Д/и «Кто как голос подает?»
Цель: обогащать глагольный словарь по теме.
Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.
Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.
Слова для обогащения словаря:
o воробей – чирикает
o ворона – каркает
o голубь – воркует
o синица – свистит
o утка – крякает
o соловей – поет
o кукушка – кукует
o петух – кукарекает.
2. Д/и «Овощи»
Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».
Ход игры: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.
Оборудование: кукла Маша.
Ход игры: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».
Слова для обогащения словаря:
Лук – много лука;
Картошка – много картошки;
Свекла – много свеклы;
Капуста – много капусты;
Тыква – много тыквы;
Кабачок – кабачки – много кабачков;
Морковка – морковки – много морковок.
3.Игра «Чего не стало?»
Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.
Ход игры: Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.
Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
4.Игра «Кто чем занимается?»
Цель: расширение словаря названиями профессий.
Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.
Ход игры:
Взрослый читает стихотворение:
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит;
а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии: повар – варит; повар – варит (готовит), учитель – учит и т.д.
5.Игра «Найди себе пару»
Цель: Учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: картинки с изображением детей.
Ход игры: Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.