Конспект занятия по развитию диалогической речи (старшая группа) «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию диалогической речи (старшая группа)
«Путешествие в сказку»
Воспитатель Федорова Л.Н.
Конспект занятия по развитию диалогической речи
(старшая группа)
«Путешествие в сказку»
Цель: обучение детей использованию диалогической речи.
Задачи:
Образовательные
– формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;
– повторить названия сказочных героев;
– повторить тему «животные»;
– уточнить активный и пассивный словарь детей по различным темам (лес, продукты питания, профессии, семья, транспорт).
Воспитательные:
– порождать у детей интерес к занятию путём использования игровых приемов и яркого наглядного материала;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Развивающие:
– развивать высоту и силу голоса;
– развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности и словесно-логическое мышление.
Оборудование:
- цветные карандаши;
- бейджик Василисы;
- бейджи с изображением животных;
- не цветные картинки для орг. момента и задания 2;
- карта волшебной страны с изображением замка и разноцветных дорожек;
- вырезанные из бумаги изображения белки, принцессы, Белоснежки, Кота-Баюна, Бабы-Яги и Змея Горыныча.
Ход занятия:I. Организационный момент.
На столах разложены картинки(разукрашки) с изображениями различных сказочных героев. Дети стоят около доски. Педагог просит детей выбрать себе бейджик с изображением понравившегося животного (лягушка, волк, мышка, лиса, заяц, медведь). Себе берет бейджик Василисы.
Воспитатель: Здравствуйте дети, я Василиса, сегодня я приглашаю вас в сказку, но чтобы пройти в сказку, вам придётся ответить на мои вопросы. Подходите ко мне поближе.
II. Основная часть.
- Игра «Кто ты».
Воспитатель: Итак, ребята, теперь вы все герои, пришедшие к нам из разных сказок, и сначала давайте познакомимся. Каждый из вас назовёт себя и спросит у соседа: а ты кто, интонация должна быть вопросительной, например: Я Василиса, а ты кто?
Далее педагог предлагает детям назвать свое животное и спросить друг у друга: кто ты? После того, как ребенок ответил на вопрос, воспитатель хвалит его и предлагает сесть за стол, где лежит определенная картинка (с изображениями медведя, волка, избушки, гнома, Белоснежка), картинки по возможности подбираются с учетом умения детей раскрашивать. Аналогичные вопросы Василиса задает всем детям.
1 ребенок: Я лиса. (Обращается к следующему ребенку.) А ты кто?
2 ребенок: Я мышка. А ты кто? и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте расскажем, кто из вас из какой сказки к нам пришёл. Я Василиса, я пришла сюда из сказки «Иван-царевич и серый волк», а ты лягушка из какой сказки пришла?
ребенок: Я пришла из сказки «Теремок», а ты, лиса, из какой сказки пришла? И т. д.
- Игра «Дорога в волшебный замок».
Воспитатель: Итак, все герои представились, теперь мы знаем кто вы и из какой сказки.
Воспитатель: А сейчас, любезные мои, вы видите перед собой карту волшебной страны, все дороги в ней ведут в волшебный замок. Сейчас каждый из вас выберет себе дорожку, но учтите, дороги в волшебной стране извилистые, на каждой из них вас ждет определенное препятствие, преодолев которое вы попадете в замок. Но карта у нас только одна, так что по дорожкам вы пойдете по очереди, остальные в это время будут раскрашивать картинки.
Далее воспитатель предлагает детям взять цветные карандаши и положить перед собой картинки, лежащие на краю стола, после того, как дети выполняют эти действия, воспитатель предлагает первому ребенку выбрать дорожку (дорожки имеют разные цвета: оранжевая, зеленая, желтая, синяя, красная, фиолетовая, коричневая).
Воспитатель: (обращаясь к одному из детей) Лягушка, какую дорогу ты выберешь?
Лягушка: Я выберу зеленую дорожку.
(От ребенка следует добиться ответа полным предложением).
Воспитатель: вот пошла лягушка по зеленой дорожке и встретила Белку.
(Когда воспитатель называет героя, которого встречает ребенок, он одновременно прикрепляет его изображение к дорожке, после «разговора» ребенка с героем фигурка героя остается на дорожке.)
Белка: Здравствуй лягушка.
Лягушка: Здравствуй белка.
(Если ребенок не догадывается сам, что надо ответить, то ему подсказывает воспитатель.)
Белка: Меня зовут Маша, а тебя как зовут?
Лягушка: Меня зовут Костя.
(Добиться у ребенка ответа полным предложением.)
Белка: Я живу в лесу и собираю орехи и шишки, а что еще можно собирать в лесу?
Лягушка: Грибы и ягоды.
Белка: Молодец, лягушка, ступай дальше в замок.
(Педагог предлагает ребенку раскрашивать картинку и спрашивает следующего ребенка.)
Воспитатель: Мышка, какую дорожку ты выбираешь?
Мышка: Я выбираю фиолетовую дорожку.
Воспитатель: Идёшь ты, мышка, по фиолетовой дорожке и встречаешь Змея Горыныча.
Змей Горыныч: Не бойся меня мышка, я сегодня добрый, как тебя зовут?
Мышка: Меня зовут Настя.
Змей Горыныч: Настя, какое чудесное имя, расскажи-ка мне, Настя, каких животных ты знаешь.
Мышка: Я знаю (перечисляет).
Змей Горыныч: Ох, многих из них я ел, многих. Но знаешь, мне больше по вкусу домашние животные, дикие, они какие-то жесткие, а каких домашних животных ты знаешь?
Мышка: Я знаю….
(Перечисляет. Если ребенок говорит, что не знает, то Змей Горыныч помогает наводящими вопросами типа: Кошка – это дикое или домашнее животное?)
Змей Горыныч: Какая ты молодец мышка, ступай дальше по фиолетовой дорожке, а то я что-то проголодался.
(Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку и обращается к следующему ребенку.)
Воспитатель: Волк, а какую дорожку ты выберешь?
Волк: Я выбираю желтую дорожку.
Воспитатель: Вот пошел ты по желтой дорожке и встретил Кота-Баюна.
Кот: Здравствуй волк, я кот, звать меня Баюн, а тебя как зовут?
Волк: Меня зовут Костя.
Кот: А из какой сказки ты пришел?
Волк: Я пришел из сказки «Теремок»
Кот: А в каких сказках еще встречается волк?
Волк: Волк и семеро козлят, Иван-царевич и серый волк.
Кот: Молодец волк Костя, ступай дальше.
Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку, а следующему ребенку выбирать дорожку.
Воспитатель: А по какой дорожке у нас пойдет лиса?
Лиса: Я пойду по красной дорожке.
Воспитатель: идет лиса по красной дорожке и встречает принцессу.
Принцесса: Здравствуй лиса.
Лиса: Здравствуйте.
Принцесса: Я – принцесса, мои мама и папа – король и королева. А кем работают твои мама и папа?
Далее воспитатель разворачивает диалог в зависимости от ответа ребенка, в конце принцесса хвалит ребенка и предлагает ему продолжать свой путь дальше, педагог обращается к следующему ребенку - выбрать дорожку.
Воспитатель: А ты, медведь, какую дорожку выбираешь.
Медведь: Я выбираю коричневую дорожку.
Воспитатель: Вот идёт медведь по коричневой дорожке, а на встречу ему летит в ступе Баба-Яга.
Яга: Фу-фу, медвежьим духом запахло, ну здравствуй мишка.
Медведь: Здравствуйте.
Яга: Я сейчас лечу в свою избушку, а ты куда идёшь?
Медведь: Я иду в замок.
Яга: И кого ты там хочешь встретить?
(Дальше диалог разворачивается в зависимости от ответа ребенка, в конце Баба-Яга предлагает Мишке идти дальше в замок). Воспитатель предлагает следующему ребенку выбирать дорожку.
Воспитатель: И какую же дорожку у нас выберет зайчик?
Заяц: Я выбираю синюю дорожку.
Воспитатель: Скачет зайка по синей дорожке, а на встречу, ему идет Белоснежка.
Белоснежка: Здравствуй зайка, меня зовут Белоснежка, а тебя как зовут?
Заяц: Меня зовут Кристина.
Белоснежка: Ой, Кристиночка, подскажи мне, пожалуйста, как сварить суп моим гномам, что туда надо положить?
Заяц: Надо взять капусту, морковку, лук …
Белоснежка: И в какую же посуду я должна все это положить?
Заяц: В кастрюлю.
Белоснежка: И куда же я эту кастрюлю должна поставить, наверно в погреб?
Заяц: Нет, на плиту.
Белоснежка: Ой, спасибо тебе, зайка, всё ты мне рассказала, ступай дальше по дорожке.
Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, какие красивые картинки у них получились, и отложить их на край стола.
- Игра «По какой дорожке вы сюда пришли и кого встретили».
Василиса: Ну вот, вы все пришли в волшебный замок и теперь вам наверно интересно, кто по какой дорожке сюда шел и кого встретил. Сейчас каждый из вас спросит это у соседа, а сосед ему ответит. Например: Мышка, по какой дорожке ты сюда пришла и кого встретила?
Мышка: Я пришла сюда по фиолетовой дорожке и встретила Змея Горыныча.
Василиса: Спроси лягушку, по какой дорожке она шла и кого встретила.
Мышка: Лягушка, по какой дорожке ты сюда шла и кого встретила? (И так далее со всеми детьми.)
4. Игра «Что я спросила?»
Василиса: А я пришла сюда по оранжевой дорожке и встретила Бабу-Ягу, Змея Горыныча, белку, Белоснежку, принцессу и Кота Баюна. Каждому из них я задавала вопросы, но вот запамятовала, что я у них спрашивала. Помогите мне ребята, (обращается к одному из детей) Зайка, как ты думаешь, что я спросила у Кота Баюна, если он мне ответил, что он сегодня в прекрасном настроении.
Заяц: Вы спросили, какое у него настроение.
Василиса: Ой, вспомнила, точно. Мишка, как ты думаешь, что я спросила у белочки, если она мне ответила, что она питается грибами и орешками.
Медведь: Вы спросили, что она кушает.
Василиса: Точно, молодец мишка. Лягушка, как ты думаешь, что я спросила у Бабы-яги, если она мне сказала, что она живет в избушке на курьих ножках.
Лягушка: Вы спросили, где она живет.
Василиса: Спасибо лягушка, правильно мне подсказала. Мышка, а что я спросила у Белоснежки, если она сказала, что она идет к себе домой.
Мышка: Вы спросили, куда она идет.
Василиса: Спасибо мышка, волк, а ты как думаешь, что я спросила Змея Горыныча, если он сказал, что за обедом он съел три теленка, четыре барашка и одну курицу.
Волк: Вы спросили, что он ел на обед.
Василиса: Молодец волк. Лиса, а что же я спросила у Принцессы, если она сказала, что ее папу зовут Петр Петрович.
Лиса: Вы спросили, как зовут ее папу.
Василиса: Ой, спасибо лиса, помогла мне вспомнить.
Динамическая пауза.
Дети выходят из-за столов и образуют круг около Василисы.
Василиса: Ребята, мы уже так долго в сказке, а вы еще не показали, что же умеют ваши животные, как они разговаривают. Сейчас каждый из вас по очереди покажет, как ходит ваше животное
Каждый из детей показывает
Василиса: А сейчас я буду называть разные слова, если вы слышите среди них название животного, вы начинаете приветствовать его так, как это умеет ваше животное: лягушка и зайка прыгают, мишка переваливается с ноги на ногу, лисичка красуется, мышка виляет хвостиком, волк воет и скребется коготками. (Каждый ребенок показывает, как он будет это делать.)
Слова: чашка, корова, лошадь, папуас, тигр, кот, колобок, слон, девочка, панда, троллейбус, кресло, лось, ёж, кабан, вилка, жираф, тумба, бегемот, лев, комбинезон, коза, шофер, шарф, утконос.
(После динамической паузы дети садятся на места.)
- Игра «Вопросная перестрелка».
Воспитатель просит детей разбиться на пары (если дети сидят по двое, то сидящие за одной партой и образуют пару).
Василиса: Итак, вы уже многое друг о друге узнали, но наверняка хотите узнать еще больше. Сейчас вы будете задавать друг другу вопросы, но помните, что вы все разные животные и говорить вы должны так, как говорит ваше животное. Например, мышка должна говорить очень-очень тихо, а мишка должен говорить очень низким голосом.
Далее воспитатель обращается к первой паре детей.
Василиса: Мышка, узнай у лягушки все про ее семью.
Дети сами строят диалог, а педагог помогает им наводящими вопросами, затем дети меняются ролями, лягушка спрашивает у мышки про ее семью».
После воспитатель переходит к следующей паре детей.
Василиса: А теперь мишка спроси у зайчика все про транспорт, который он знает.
Дети строят диалог, а педагог им помогает.
Далее воспитатель переходит к следующим детям.
Василиса: А вы, лисичка и волк, поговорите о сказках. Расскажите друг другу, какие сказки вам читали родители, какие сказки вы любите, какие сказки вам не понравились. Начни ты, волк.
Дети строят диалог, а воспитатель им помогает.
III. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Итак, ребята, вы сегодня задавали друг другу много вопросов и наверно хорошо научились это делать. Сейчас каждый из вас выйдет сюда и задаст своим товарищам различные вопросы.
Приглашает первого ребенка.
Воспитатель: Диана, спроси у товарищей, что им понравилось на занятии. Только, обратись к каждому по имени, например: Полина, что тебе понравилось на занятии? И т. д.
Далее воспитатель приглашает следующего ребенка и предлагает ему спросить у товарищей, какими сказочными героями они хотели бы стать. Аналогично вызывает других детей, и предлагает им, спросить:
- какую сказку им недавно читали,
- какого сказочного героя они хотели бы увидеть на занятии,
- какой сказочный герой им не нравится,
- кто, по их мнению, мог бы жить в волшебном замке.
Затем воспитатель хвалит детей за то, что они не побоялись и как настоящие воспитатели провели маленький кусочек занятия, благодарит детей за занятие и прощается с ними.
Использованная литература:
Володина В. С. Альбом по развитию речи. Изд. Росмэн – М., 2005.
Стрельченко Т. С. Сказка учит, сказка лечит…// Дети с проблемами в развитии 2004 №3 С54-57.
Чудесные русские сказки/ под ред. Л. Кондрашова изд. Эксмо – М., 2004.
Интернет ресурсы
Хрестоматия для детей старшей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию диалогической речи (старшая группа) «Путешествие в сказку»
Oбучение детей использованию диалогической речи...
Самоанализ занятия по развитию диалогической речи (старшая группа) «Путешествие в сказку»
Cамоанализ занятия...
Самоанализ занятия по развитию диалогической речи (старшая группа) «Путешествие в сказку»
Cамоанализ занятия...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»
Конспект...
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».
Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...
План-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группеЦели: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно отражать некоторые игровые действия, передавать...